Фулфилмент: аутсорсинг vs инсорсинг: часть №1
Игорь Бахарев
Тенденция ритейлеров передавать не профильные бизнес-процессы на аутсорсинг хорошо развита в западных странах, однако в России, владельцы компаний по-прежнему недостаточно хорошо проинформированы о преимуществах и недостатках, мотивах и возможных последствиях использования подобной бизнес-модели. В особенности это касается логистического аутсорсинга.
Логистика как бизнес процесс является краеугольным камнем для любой торговой компании, будь то онлайн или оффлайн. И именно от того насколько этот процесс будет отлажен во многом будет зависеть лояльность покупательской аудитории. В эпоху активного развития онлайн каналов продаж перед ритейлером стоит сложнейшая задача доставить нужный товар в нужное время по приемлемой цене.
Массовое развитие за последние десятилетия 3pl (third-party logistics) провайдеров логистических услуг, предоставляющих аутсорсинговые услуги для организации оффлайн торговли, переломило эту тенденцию на b2b рынке. В свою очередь рынок фулфилмент операторов FSP (fulfillment service provider), работающих с единичными посылками физическим лицам, находится в начале пути своего развития и напрямую зависит от динамики рынка электронной коммерции и дистанционной торговли.
[att_box color="gray" text_align="left" width="100%" float="none"]"в России, владельцы компаний по-прежнему недостаточно хорошо проинформированы о преимуществах и недостатках использования логистического аутсорсинга."
[/att_box]
Понятие фулфилмент содержит в себе ряд логистических процессов таких как приемка, хранение, комплектация, сортировка и упаковка, маркировка, отгрузка товара и обработка возвратов.
Если говорить проще, то это все процессы, которые происходят с момента оформления заказа покупателем и до момента передачи этого заказа на конечную доставку курьерской службе или Почте РФ, т.е. это процесс исполнения заказа. Помимо логистического потока в фулфилменте присутствует финансовый и информационный потоки, включающие работу по приему и обработке заказов, платежей и общему документообороту.
Организацию фулфилмента как бизнес-процесса стоит рассматривать в рамках трех подходов:
- Инсорсинг/инхаус
- Аутсорсинг
- Дропшиппинг
Фулфилмент как совокупность ряда логистических процессов может быть организован своими силами (инсорсинг), так и передан на «сторону» (аутсорсинг). В качестве вариантов инсорсинга может быть использован существующий склад компании (аренда/собственность), выделенный склад, в некоторых случаях и оффлайн магазины.
Передать организацию фулфилмента на аутсорсинг можно профессиональным фулфилмент-операторам, npl операторам, предоставляющим услуги фулфилмента, а также другим компаниям, предоставляющим подобные услуги.
Дропшиппинг подразумевает под собой процесс передачи ритейлером принятого от покупателя заказа на исполнение третьей стороне для последующей отправки. При этом товар фактически попадает сразу к покупателю, без визуального осмотра представителями ритейлера. Формально модель дроппшиппинга схожа с аутсорсинговым фулфилментом, по сути, и являясь формой аутсорсинга, однако существуют принципиальные различия.
В первую очередь, в качестве дроппшипера обычно выступает поставщик или оптовик товара, тогда как фулфилмент оператор агрегирует поставки товара у себя на складе.
Во-вторых, фулфилмент оператор предоставляет гораздо более широкий спектр услуг (что следует из первого), например такой сложный технологически процесс как обработка возвратов. Дроппшипер может попросту не предоставлять такой услуги и решать все спорные ситуации с возвратами, которые в электронной торговле являются специфическим атрибутом, придется самому ритейлеру.
В третьих, дроппшипер не сможет осуществить комплектацию всего заказа полностью, так как в заказе могут присутствовать товары от разных поставщиков. В этом случае покупатель получит несколько отдельных посылок. Несомненно, каждому из вариантов соответствует определенный уровень потенциальных рисков и вложений.
С экономической точки зрения дропшиппинг следует использовать небольшим компаниями и частным предпринимателям, которые не обладают достаточным объемом финансовых и человеческих ресурсов. Организация фулфилмента собственными силами, напротив, необходима только при наличии четко обозначенной стратегии развития компании и понимания целесообразности потенциальных инвестиционных вложений. Аутсорсинг фулфилмента является промежуточным вариантом и подходит как крупному, так и среднему бизнесу.
При этом не стоит забывать про возможное использование различных вариантов одновременно. К примеру, хранить самый оборачиваемый товар на собственном складе, а весь остальной ассортимент SKU у дроппшипера, который будет осуществлять отгрузки под заказ.
Помимо организации онлайн бизнеса с операционной точки зрения еще необходимо найти решение для проблем, связанных с созданием и функционированием интернет-магазина.
Передать все эти процессы на аутсорсинг большой риск потери контроля над бизнесом, именно поэтому аутсорсинг как современная бизнес концепция применяется в большинстве случаев в качестве решений для процессов, не являющихся профильными для компании. Зачастую организация фулфилмента для ритейлеров, планирующих открыть новый канал онлайн продаж является таковым.
[att_box color="gray" text_align="left" width="100%" float="none"] "Организация фулфилмента собственными силами, напротив, необходима только при наличии четко обозначенной стратегии развития компании и понимания целесообразности потенциальных инвестиционных вложений."
[/att_box]
Главный фактор в данном случае это отсутствие накопленной экспертизы работы на этом рынке. Риск совершить большое количество ошибок достаточно высок, что может отразиться на успешности всего бизнеса в целом, в том числе и оффлайн. В этом и состоит главное преимущество работы с фулфилмент оператором, у ритейлера появляется возможность минимизировать свои риски и максимизировать прибыль при старте продаж посредством нового канала.
Несомненно, в возможном сотрудничестве с фулфилмент оператором кроются свои характерные риски, которые необходимо также учитывать. Рассмотрим подробнее основные преимущества и недостатки сотрудничества с фулфилмент оператором для интернет-магазина (табл. 1).
Таблица 1. Преимущества и недостатки аутсорсинга/инсорсинга услуг фулфилмента
Как можно заметить, при аутсорсинге услуг фулфилмента ритейлер получает неоспоримые преимущества. Однако одновременно с этим берет на себя ряд рисков, главным из которых становится неправильный выбор поставщика услуг.
Как правильно выбрать фулфилмент оператора тема для отдельного разговора. Самыми главными критериями, по котором вы сможете оценить профессионализм сотрудников фулфилмент центра, это насколько они заинтересованы в решении ваших проблем, какие пути решения они предлагают, какими производственными ресурсами оперируют, как относятся к качеству предоставляемой услуги, какие проекты и кейсы имеют в своем портфеле.
Во второй части статьи будут представлены практические кейсы внедрения аутсорсинга фулфилмента и управления цепями поставок компаниями arvato.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте