eCommerce в 2022: сводные данные года

Игорь Бахарев
В конце года эксперты и аналитики традиционно пытаются понять, как изменился рынок eCommere: проводят опросы, собирают статистику и отчеты компаний. К сожалению (или к счастью), на нашем рынке нет "самого главного" эксперта. Данные не согласуются, а зачастую и противоречат друг другу. Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев традиционно свёл воедино всю eCommerce-аналитику, которая появлялась за последние несколько месяцев в открытых источниках. 

Аудитория рунета и eCommerce

  • Digital 2022, Global Overview Report (январь): общая численность населения России составила 145,9 миллиона человек, из которых 129,8 миллионов являются интернет-пользователями. Таким образом, уровень проникновения интернета в России на начало года достиг 89,0% от общей численности, что на 4,7% выше прошлого года.
  • Mediascope: 73% населения старше 12 по всей России посещают eCommerce-площадки хотя бы раз в месяц, 37% делают это ежедневно. Чаще всего покупки совершают люди 25-34 лет.

  • Яндекс: число онлайн-покупателей выросло до 58% от всех пользователей сети. Присутствие электронной торговли в российских городах фиксируется на достаточно высоком уровне. Так, в Москве этот показатель равен 76%, в городах с населением свыше 500 тыс. человек - 66%, а в малых городах и поселениях достигает 48%.
  • Online Market Intelligence/Роскачество (декабрь): Увеличилось с 16% до 21% число тех, кто активно совершал онлайн-покупки как товаров, так и продуктов питания, а доля совершавших покупки редко сократилась с 49% до 44%.
  • "Ромир" (декабрь): 4% российских потребителей уже максимум своих ритейл-потребностей закрывает в онлайн-канале, а 50% совмещает онлайн и офлайн.
  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (февраль): Сейчас аудитория eСommerce - это уже 70 млн человек, которые хоть раз за последний год сделали себе заказ в интернете.
  • Digital 2022, Global Overview Report (январь): Владельцами смартфонов является 95,9% населения, ноутбуков и настольных компьютеров — 78,5%.Доли веб-трафика по устройствам: мобильные — 34,62%, десктопные — 64,17%, планшеты — 1,2%.

Общая оценка рынка (три квартала)

  • Data Insight (ноябрь): За три квартала 2022 года на рынке электронной коммерции было доставлено 1 700 миллионов заказов, что на 52% больше, чем за такое же время год назад.

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (ноябрь): за 9 месяцев на российских онлайн-площадках жители страны потратили на 43% больше, чем год назад. Общий объем продаж интернет-торговли в России за 9 месяцев 2022 года преодолел планку в 3,5 трлн рублей. Доля интернет-торговли в общем объёме розничных продаж за 9 месяцев 2022 года составляет 11,2%. Год назад за тот же период доля была на уровне 9%.

Общая оценка рынка (2022 год)

  • Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК) (декабрь): объем интернет-экономики России в 2022 увеличился на 24% в сравнении с 2021 годом и достигнет 11,8 трлн рублей, однако рост упал вдвое за последний год: в 2020 году рост составил 41% в годовом исчислении, в 2021 году - 42%. Объемы сегмента электронной коммерции в 2022 году увеличатся почти до 11 трлн руб., однако темпы роста снизятся до 10% год к году.
  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (декабрь): объём российской интернет-торговли может составить примерно 5,172 трлн рублей. Доля eCommerce в общем обороте - 9,2%.
  • Tinkoff eCommerce (ноябрь): Сейчас продажи на Ecom занимают 15% от всего товара, что покупается в стране.
  • РЭУ им. Г. В. Плеханова (ноябрь): оборот интернет-торговли по году достигнет 5,25 трлн рублей.
  • ОККАМ: Россия занимает 12 место в мире по доле электронной торговли от всего ритейл оборота с показателем 11,6%.
  • НАДТ: Доля eCommerce в розничной торговле достигла 9 с хвостиком процентов. То есть рост - примерно 0,5% в год.
  • Росстат (декабрь): В ноябре 2022 года объемы продаж через интернет по крупным и средним торгующим организациям увеличились по сравнению с октябрем 2022 года на 7,9% (в сопоставимых ценах), с ноябрем 2021 года - уменьшились на 1,2%. Доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли этих организаций увеличилась до 9,7% против 8,8% в ноябре 2021 года.
  • "СберИндекс" (декабрь): Доля онлайн-оплат за товары к декабрю составила 17,6%.
  • Infoline (октябрь): Рост рынка электронной коммерции в 2022 году составит 40%.
  • InfoLine (июнь): объём российской интернет-торговли может составить примерно 6,200 трлн рублей, из них на локальный рынок придётся 5,800 трлн рублей. Проникновение онлайн-продаж составит 14%.

Отдельные показатели и сегменты локального рынка

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (декабрь): Объём локального сегмента рынка eCommerce составит 5,008 трлн рублей.
  • Банк Русский Стандарт (декабрь): Средний чек заказа с доставкой на дом составил 2 625 руб. А годом ранее был 5 310 руб. Число онлайн-заказов с курьерской доставкой в 2022 году выросло почти в 13 раз относительно прошлого года.
  • "Ромир" (декабрь): Индекс покупательской активности в интернет-магазинах к ноябрю 2022 года вырос до 235%. Это на 11,4% больше, чем год назад. 2021 год при этом отличается большей стабильностью, отражающей сформировавшиеся паттерны покупательского поведения.

  • Мэрия Москвы: Оборот онлайн-торговли в столице за первые 9 месяцев вырос на 14,4% по сравнению с таким же показателем 2021 года и достиг 700 млрд рублей. Доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли Москвы к октябрю достигла 15,6%. Год назад она находилась на уровне 12,5%.
  • РАЭК (декабрь): объем интернет-рекламы в России по итогам 2022 года сократится в сравнении с предыдущим годом на 10%, до 390,7 млрд рублей. Рынок цифрового контента уменьшится на 25%, до 115,6 млрд рублей.
  • GfK: С января по октябрь продажи товаров на рынке DIY упали на 18% в штуках (год к году), но выросли на 17% в рублях. Цены в рублях выросли на 41,4%.

  • RNC Pharma (декабрь): Россияне за 1-3 кварталы 2022 года купили с использованием онлайна аптечной продукции на сумму 213,4 млрд. рублей. Это на 50,7% больше, чем годом ранее.
  • "Сириус" (декабрь): Рынок косметики в eCommerce по итогам 2022 года достигнет значений более чем 150 млрд. рублей.
  • "РБК Исследования рынков": объем российского рынка доставки составит 419,4 млрд рублей. Реальный темп прироста будет 17,7%.

eGrocery:

  • Data Insight (декабрь): рынок eGrocery по итогам 2022 года составит 406 млн заказов и 570 млрд рублей. Это соответствует росту относительно 2022 года в 1,8 раз по количеству заказов и в 1,7 раз по объему онлайн-продаж (для сравнения – в 2021 году рост составил соответственно 3,5 и 2,6 раза). Средний чек составит около 1405 рублей (-4% к 2021 году).
  • Data Insight (ноябрь): прогноз по росту рынка онлайн-покупок продуктов питания и товаров первой необходимости за год: 554 млрд руб. (390 млн заказов).
  • Nielsen (декабрь): По итогам 2022 года доля онлайн-торговли FMCG достигла 8,7%.
  • Infoline (декабрь): Оборот российского рынка доставки продуктов в 2022 году увеличится примерно на 60%, до 600–620 млрд руб. год к году, в 2023 году — на 44%.

Трансграничная торговля 

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (ноябрь):  Трансграничный рынок каждый месяц в сравнении с аналогичными периодами прошлого года показывал отрицательные значения – на его долю приходится сейчас менее 4% от общего объёма продаж. Объем трансграничной торговли будет 164 млрд. рублей (3%).
  • InfoLine (июнь): Объем трансграничной торговли будет 400 млрд рублей к концу 2022 года.

Прогнозы на 2023-***

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (декабрь): Оборот интернет-торговли в России в 2023 году может увеличиться на 25-30% и достигнуть 6,3-6,6 трлн рублей. Это будет примерно 16% от розничных продаж. К 2028 году, с учетом отсутствия еще более драматических макроэкономических и геополитических изменений, мы можем ожидать оборот в 15 трлн.
  • Tinkoff eCommerce: Рынок eСommerce за несколько лет может вырасти в 2-3 раза.
  • Data Insight (декабрь): В 2023 году рынок eGrocery замедлит рост. Количество заказов по итогам 2023 года может составить 566 млн (рост в 1,4 раза год к году), а годовой объем продаж – 730 млрд рублей (рост в 1,3 раза год к году).
  • Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ): Доля онлайн-покупок продолжит расти как минимум текущими темпами и в следующем году может превысить 15% от общего розничного товарооборота.
  • InfoLine (июнь): динамика роста российской интернет-торговли окажется не менее 30% в 2023 году и не менее 25% в 2024 году. Таким образом, по итогам 2024 года online -продажи материальных товаров превысят 10 трлн руб., а уровень проникновения online-продаж вырастет до 18,8%, включая продовольственные товары – до 5,5% и непродовольственные – до 30,8%.
Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Селлеры пожаловались на экстремистов

В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяе...

"Яндекс" обойдётся без людей

ООО "Яндекс" зарегистрировало новый товарный знак "Товар без человека". Согласно данным Роспатента, бренд охватывает 17 классов Международной классификации товаров и услуг, включая оборудование, роботов, бе...

Ozon готовится выйти на рынок Туркменистана

Ozon активно изучает возможность выхода на туркменский рынок. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Кристина Топалова в рамках международной выставки "Türkmentel-2024" в Ашхабаде. Ozon, один из к...

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема он...

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Согласно совместному исследованию МТС Банка и сервиса Ozon Fresh, россияне стали значительно чаще заказывать готовую еду на дом. В октябре 2024 года количество заказов из ресторанов и кафе выросло на 11% по...

Sunlight продал на миллиард рублей за три дня

Ювелирная сеть Sunlight объявила о впечатляющих результатах ежегодной распродажи "11.11". За три дня акции, с 10 по 12 ноября, было оформлено 115 000 заказов на сумму один миллиард рублей, что на 20% больше...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.