eCommerce в 2022: сводные данные года

Игорь Бахарев
В конце года эксперты и аналитики традиционно пытаются понять, как изменился рынок eCommere: проводят опросы, собирают статистику и отчеты компаний. К сожалению (или к счастью), на нашем рынке нет "самого главного" эксперта. Данные не согласуются, а зачастую и противоречат друг другу. Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев традиционно свёл воедино всю eCommerce-аналитику, которая появлялась за последние несколько месяцев в открытых источниках. 

Аудитория рунета и eCommerce

  • Digital 2022, Global Overview Report (январь): общая численность населения России составила 145,9 миллиона человек, из которых 129,8 миллионов являются интернет-пользователями. Таким образом, уровень проникновения интернета в России на начало года достиг 89,0% от общей численности, что на 4,7% выше прошлого года.
  • Mediascope: 73% населения старше 12 по всей России посещают eCommerce-площадки хотя бы раз в месяц, 37% делают это ежедневно. Чаще всего покупки совершают люди 25-34 лет.

  • Яндекс: число онлайн-покупателей выросло до 58% от всех пользователей сети. Присутствие электронной торговли в российских городах фиксируется на достаточно высоком уровне. Так, в Москве этот показатель равен 76%, в городах с населением свыше 500 тыс. человек - 66%, а в малых городах и поселениях достигает 48%.
  • Online Market Intelligence/Роскачество (декабрь): Увеличилось с 16% до 21% число тех, кто активно совершал онлайн-покупки как товаров, так и продуктов питания, а доля совершавших покупки редко сократилась с 49% до 44%.
  • "Ромир" (декабрь): 4% российских потребителей уже максимум своих ритейл-потребностей закрывает в онлайн-канале, а 50% совмещает онлайн и офлайн.
  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (февраль): Сейчас аудитория eСommerce - это уже 70 млн человек, которые хоть раз за последний год сделали себе заказ в интернете.
  • Digital 2022, Global Overview Report (январь): Владельцами смартфонов является 95,9% населения, ноутбуков и настольных компьютеров — 78,5%.Доли веб-трафика по устройствам: мобильные — 34,62%, десктопные — 64,17%, планшеты — 1,2%.

Общая оценка рынка (три квартала)

  • Data Insight (ноябрь): За три квартала 2022 года на рынке электронной коммерции было доставлено 1 700 миллионов заказов, что на 52% больше, чем за такое же время год назад.

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (ноябрь): за 9 месяцев на российских онлайн-площадках жители страны потратили на 43% больше, чем год назад. Общий объем продаж интернет-торговли в России за 9 месяцев 2022 года преодолел планку в 3,5 трлн рублей. Доля интернет-торговли в общем объёме розничных продаж за 9 месяцев 2022 года составляет 11,2%. Год назад за тот же период доля была на уровне 9%.

Общая оценка рынка (2022 год)

  • Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК) (декабрь): объем интернет-экономики России в 2022 увеличился на 24% в сравнении с 2021 годом и достигнет 11,8 трлн рублей, однако рост упал вдвое за последний год: в 2020 году рост составил 41% в годовом исчислении, в 2021 году - 42%. Объемы сегмента электронной коммерции в 2022 году увеличатся почти до 11 трлн руб., однако темпы роста снизятся до 10% год к году.
  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (декабрь): объём российской интернет-торговли может составить примерно 5,172 трлн рублей. Доля eCommerce в общем обороте - 9,2%.
  • Tinkoff eCommerce (ноябрь): Сейчас продажи на Ecom занимают 15% от всего товара, что покупается в стране.
  • РЭУ им. Г. В. Плеханова (ноябрь): оборот интернет-торговли по году достигнет 5,25 трлн рублей.
  • ОККАМ: Россия занимает 12 место в мире по доле электронной торговли от всего ритейл оборота с показателем 11,6%.
  • НАДТ: Доля eCommerce в розничной торговле достигла 9 с хвостиком процентов. То есть рост - примерно 0,5% в год.
  • Росстат (декабрь): В ноябре 2022 года объемы продаж через интернет по крупным и средним торгующим организациям увеличились по сравнению с октябрем 2022 года на 7,9% (в сопоставимых ценах), с ноябрем 2021 года - уменьшились на 1,2%. Доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли этих организаций увеличилась до 9,7% против 8,8% в ноябре 2021 года.
  • "СберИндекс" (декабрь): Доля онлайн-оплат за товары к декабрю составила 17,6%.
  • Infoline (октябрь): Рост рынка электронной коммерции в 2022 году составит 40%.
  • InfoLine (июнь): объём российской интернет-торговли может составить примерно 6,200 трлн рублей, из них на локальный рынок придётся 5,800 трлн рублей. Проникновение онлайн-продаж составит 14%.

Отдельные показатели и сегменты локального рынка

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (декабрь): Объём локального сегмента рынка eCommerce составит 5,008 трлн рублей.
  • Банк Русский Стандарт (декабрь): Средний чек заказа с доставкой на дом составил 2 625 руб. А годом ранее был 5 310 руб. Число онлайн-заказов с курьерской доставкой в 2022 году выросло почти в 13 раз относительно прошлого года.
  • "Ромир" (декабрь): Индекс покупательской активности в интернет-магазинах к ноябрю 2022 года вырос до 235%. Это на 11,4% больше, чем год назад. 2021 год при этом отличается большей стабильностью, отражающей сформировавшиеся паттерны покупательского поведения.

  • Мэрия Москвы: Оборот онлайн-торговли в столице за первые 9 месяцев вырос на 14,4% по сравнению с таким же показателем 2021 года и достиг 700 млрд рублей. Доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли Москвы к октябрю достигла 15,6%. Год назад она находилась на уровне 12,5%.
  • РАЭК (декабрь): объем интернет-рекламы в России по итогам 2022 года сократится в сравнении с предыдущим годом на 10%, до 390,7 млрд рублей. Рынок цифрового контента уменьшится на 25%, до 115,6 млрд рублей.
  • GfK: С января по октябрь продажи товаров на рынке DIY упали на 18% в штуках (год к году), но выросли на 17% в рублях. Цены в рублях выросли на 41,4%.

  • RNC Pharma (декабрь): Россияне за 1-3 кварталы 2022 года купили с использованием онлайна аптечной продукции на сумму 213,4 млрд. рублей. Это на 50,7% больше, чем годом ранее.
  • "Сириус" (декабрь): Рынок косметики в eCommerce по итогам 2022 года достигнет значений более чем 150 млрд. рублей.
  • "РБК Исследования рынков": объем российского рынка доставки составит 419,4 млрд рублей. Реальный темп прироста будет 17,7%.

eGrocery:

  • Data Insight (декабрь): рынок eGrocery по итогам 2022 года составит 406 млн заказов и 570 млрд рублей. Это соответствует росту относительно 2022 года в 1,8 раз по количеству заказов и в 1,7 раз по объему онлайн-продаж (для сравнения – в 2021 году рост составил соответственно 3,5 и 2,6 раза). Средний чек составит около 1405 рублей (-4% к 2021 году).
  • Data Insight (ноябрь): прогноз по росту рынка онлайн-покупок продуктов питания и товаров первой необходимости за год: 554 млрд руб. (390 млн заказов).
  • Nielsen (декабрь): По итогам 2022 года доля онлайн-торговли FMCG достигла 8,7%.
  • Infoline (декабрь): Оборот российского рынка доставки продуктов в 2022 году увеличится примерно на 60%, до 600–620 млрд руб. год к году, в 2023 году — на 44%.

Трансграничная торговля 

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (ноябрь):  Трансграничный рынок каждый месяц в сравнении с аналогичными периодами прошлого года показывал отрицательные значения – на его долю приходится сейчас менее 4% от общего объёма продаж. Объем трансграничной торговли будет 164 млрд. рублей (3%).
  • InfoLine (июнь): Объем трансграничной торговли будет 400 млрд рублей к концу 2022 года.

Прогнозы на 2023-***

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (декабрь): Оборот интернет-торговли в России в 2023 году может увеличиться на 25-30% и достигнуть 6,3-6,6 трлн рублей. Это будет примерно 16% от розничных продаж. К 2028 году, с учетом отсутствия еще более драматических макроэкономических и геополитических изменений, мы можем ожидать оборот в 15 трлн.
  • Tinkoff eCommerce: Рынок eСommerce за несколько лет может вырасти в 2-3 раза.
  • Data Insight (декабрь): В 2023 году рынок eGrocery замедлит рост. Количество заказов по итогам 2023 года может составить 566 млн (рост в 1,4 раза год к году), а годовой объем продаж – 730 млрд рублей (рост в 1,3 раза год к году).
  • Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ): Доля онлайн-покупок продолжит расти как минимум текущими темпами и в следующем году может превысить 15% от общего розничного товарооборота.
  • InfoLine (июнь): динамика роста российской интернет-торговли окажется не менее 30% в 2023 году и не менее 25% в 2024 году. Таким образом, по итогам 2024 года online -продажи материальных товаров превысят 10 трлн руб., а уровень проникновения online-продаж вырастет до 18,8%, включая продовольственные товары – до 5,5% и непродовольственные – до 30,8%.
Материал по теме

Объем экономики Рунета в 2022 году вырос на 29%

Материал по теме

Как россияне покупают ювелирку в онлайне: данные Ozon

Материал по теме

Сумма покупок через СБП на маркетплейсах выросла более, чем в 5 раз

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Рынок eCommerce в Нидерландах в 2022 году

В прошлом году голландские потребители потратили в онлайн-магазинах и сервисах 33,3 млрд евро, свидетельствует последний отчет Thuiswinkel Market Monitor от голландской ассоциации электронной коммерции Thui...

Яндекс запустил новую стратегию для роста посещаемости сайтов

В Яндексе запустили новую стратегию "Рост визитов на сайте". Она работает на расширение аудитории и помогает увеличить количество посещений сайта рекламодателя, а также повысить эффективность рекламных кампа...

СберМаркет донесет до багажника товары из магазинов Selgros

Онлайн-сервис доставки продуктов СберМаркет и сеть гипермаркетов Selgros запустили новую услугу — "Самовывоз Авто". Теперь клиенты сервиса могут получить заказ из магазинов Selgros прямо в багажник, не выхо...

Hoff начинает продажи на Яндекс Маркете

Hoff, помимо своего маркетплейса, начинает развивать продажи и на сторонних площадках. Первым партнером торговой сети по данному направлению стал Яндекс Маркет. Сначала на Маркете появятся несколько тысяч п...

Наталия Прокопьева ("Эвалар"): Маркетплейсы стремятся стать ключевыми игроками в категории БАД

В ситуации, когда традиционный аптечный канал показывает низкую динамику в категории, темпы дальнейшего развития рынка БАД будут диктоваться eCommerce. Председатель совета директоров компании "Эвалар" Натали...

Тренды в онлайн-fashion в 2023 году: аналитика Яндекс.Маркета

В первом квартале 2023 года на Яндекс.Маркете наблюдался повышенный интерес к товарам категории fashion, рассказала бизнес-партнер Fashion Retail Yandex Анастасия Липатова. Рост онлайн-покупок одежды, обуви...