Рынок eCommerce за 3 квартала 2022 года: аналитика Data Insight

Игорь Бахарев

За три квартала 2022 года на рынке электронной коммерции было доставлено 1 700 миллионов заказов, что на 52% больше, чем за такое же время год назад, следует из результатов исследования Data Insight "Последняя миля для интернет-торговли". Компания выпустила его при поддержке генерального партнера Master Delivery и партнеров исследования Boxberry, Dalli, Logsis, PickPoint, ROWI, Tinkoff ID и Л-Пост.

В среднем по итогам трех кварталов 2022 доля собственных служб доставки магазинов выросла на 11 п.п. - 86% по сравнению с 75% в 2021 году. Основной рост приходится на крупнейшие маркетплейсы - Ozon и Wildberries: в третьем квартале 2022 года их доля от всех служб доставки составила 75%, в то время как в 2021 году она равнялась 62%.

01.png

"К концу 2022 года рынок услуг логистических компаний для eCommerce по текущему тренду упадет на 8%-10%. Причиной этого падения, в первую очередь, может стать ускоренный переход продавцов на маркетплейсы", - рассказывает руководитель бизнеса Гиперлокальная платформа "Почта России" Леонид Зондберг.

Регионы

Доля онлайн-заказов, выполненных жителями 17 крупных городов России составила 45%.

По доле заказов и продаж в 2021 году с большим отрывом ожидаемо лидируют Москва и Московская область - суммарно в 2021 году на них приходится 28% всех российских заказов и покупок.

02.png

Меньше всего заказов между регионами было доставлено в Чукотский автономный округ (570 штук за 2021 год), а среди регионов с численностью населения от миллиона человек - в Красноярский Край (1,2 млн заказов).

Во всех регионах средний чек в 2021 году ниже показателей 2020 года.

Последняя миля

Доставка в пункт выдачи заказа (ПВЗ) по-прежнему популярна в России - около двух третей заказов было получено именно из ПВЗ. При этом доставка в пункты выдачи заказов и постаматы обходится интернет-магазинам дешевле, чем доставка до двери.

В 2022 году из-за общей неопределенности процессы, связанные с последней милей, развиваются осторожнее, чем в предыдущие периоды бурного роста. Логистические компании оптимизируют процессы и сокращают издержки, работают над эффективностью процессов и продолжают масштабировать свои возможности с учетом множества рисков.

Сжатие инвестиционного рынка отрезало возможность развивать экспериментальные, рискованные направления работы, поэтому игроки логистики замораживают новые проекты и предпочитают тратить ресурсы для поддержания внутренних процессов.

"Себестоимость логистики растет, маржинальность падает, вместе с тем стоимость доставки все равно растет или будет расти в ближайшее время. Курьерские службы вынуждены поднимать ценники или сокращать предложение, чтобы сделать операции прибыльными. Вместе с тем партнеры стали охотнее идти на компромиссы и уступать в требованиях друг к другу ради сохранения взаимовыгодного и надежного сотрудничества", - говорят авторы исследования.


Материал по теме

Интернет-торговля в России 2022: аналитика Data Insight

Материал по теме

Forbes: Wildberries уменьшил доход сотрудников ПВЗ на треть

Материал по теме

Яндекс рассказал о доходности своих ПВЗ

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Опора России" встала на защиту трансграничной торговли

Организация "Опора России" обратилась к вице-премьеру РФ Алексею Оверчуку, с просьбой продлить порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на уровне €...

Fix Price отчитался о работе онлайн-доставки

В прошлом году покупатели Fix Price оформили более 1 млн онлайн-заказов, что в 2,3 раза больше, чем в 2021 году. Средний чек за один онлайн-заказ составил 1,2 тыс. рублей, в то время как в офлайн-магазинах ...

"Много Лосося" поставила курьеров на ходули

Служба доставки "Много Лосося" выпустила на линию курьеров, которые доставляют заказы на ходулях. Первые из них начали работу в районе метро Динамо и Кузьминки, а также в Реутове и Балашихе, в самых "затопл...

Совладелец "Адамас" запустит онлайн-аукцион коллекционных предметов

Совладелец сети ювелирных магазинов "Адамас" Эдуард Бендерский вместе с деловыми партнерами запустят интернет-платформу под названием "АртСреда". На площадке будут проходить онлайн-торги коллекционными вина...

Яндекс Маркет допустит владельцев ПВЗ к решению конфликтов между площадкой и партнёрами

Яндекс Маркет призывает предпринимателей, у которых есть пункты выдачи заказов, принимать участие в разборе спорных ситуаций между сервисом и другими владельцами ПВЗ маркетплейса. Для этой цели сервис созда...

Тихий голос клиента: от маленького инсайта к большим изменениям. CX-исследования в eCommerce

Бизнес собирает обратную связь от клиентов, но часто не понимает, как в потоке обратной связи выделить значимые проблемы, перевернуть их в задачу, оценить, реализовать и получить пользу. На митапе Aero eComm...