Рынок eCommerce за 3 квартала 2022 года: аналитика Data Insight
Игорь Бахарев
За три квартала 2022 года на рынке электронной коммерции было доставлено 1 700 миллионов заказов, что на 52% больше, чем за такое же время год назад, следует из результатов исследования Data Insight "Последняя миля для интернет-торговли". Компания выпустила его при поддержке генерального партнера Master Delivery и партнеров исследования Boxberry, Dalli, Logsis, PickPoint, ROWI, Tinkoff ID и Л-Пост.
В среднем по итогам трех кварталов 2022 доля собственных служб доставки магазинов выросла на 11 п.п. - 86% по сравнению с 75% в 2021 году. Основной рост приходится на крупнейшие маркетплейсы - Ozon и Wildberries: в третьем квартале 2022 года их доля от всех служб доставки составила 75%, в то время как в 2021 году она равнялась 62%.
"К концу 2022 года рынок услуг логистических компаний для eCommerce по текущему тренду упадет на 8%-10%. Причиной этого падения, в первую очередь, может стать ускоренный переход продавцов на маркетплейсы", - рассказывает руководитель бизнеса Гиперлокальная платформа "Почта России" Леонид Зондберг.
Регионы
Доля онлайн-заказов, выполненных жителями 17 крупных городов России составила 45%.
По доле заказов и продаж в 2021 году с большим отрывом ожидаемо лидируют Москва и Московская область - суммарно в 2021 году на них приходится 28% всех российских заказов и покупок.
Меньше всего заказов между регионами было доставлено в Чукотский автономный округ (570 штук за 2021 год), а среди регионов с численностью населения от миллиона человек - в Красноярский Край (1,2 млн заказов).
Во всех регионах средний чек в 2021 году ниже показателей 2020 года.
Последняя миля
Доставка в пункт выдачи заказа (ПВЗ) по-прежнему популярна в России - около двух третей заказов было получено именно из ПВЗ. При этом доставка в пункты выдачи заказов и постаматы обходится интернет-магазинам дешевле, чем доставка до двери.
В 2022 году из-за общей неопределенности процессы, связанные с последней милей, развиваются осторожнее, чем в предыдущие периоды бурного роста. Логистические компании оптимизируют процессы и сокращают издержки, работают над эффективностью процессов и продолжают масштабировать свои возможности с учетом множества рисков.
Сжатие инвестиционного рынка отрезало возможность развивать экспериментальные, рискованные направления работы, поэтому игроки логистики замораживают новые проекты и предпочитают тратить ресурсы для поддержания внутренних процессов.
"Себестоимость логистики растет, маржинальность падает, вместе с тем стоимость доставки все равно растет или будет расти в ближайшее время. Курьерские службы вынуждены поднимать ценники или сокращать предложение, чтобы сделать операции прибыльными. Вместе с тем партнеры стали охотнее идти на компромиссы и уступать в требованиях друг к другу ради сохранения взаимовыгодного и надежного сотрудничества", - говорят авторы исследования.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте