"АТОЛ", Сбербанк, "Яндекс.Касса": потребительское поведение в период карантина
Игорь Бахарев
"АТОЛ"
Компания "АТОЛ" проанализировала изменения потребительского поведения россиян в сегменте продуктов питания на неделе с 30 марта по 5 апреля.Основные данные отчёта:
"На покупательскую способность в розничных точках оказали влияние не только призывы свести к минимуму пребывание в местах скоплений людей, но и закупки впрок в конце марта. В дальнейшем на фоне пандемии и режима самоизоляции средний чек, а, следовательно, посещаемость магазинов, вероятнее всего, сохранятся на текущем уровне. На это повлияют такие факторы, как сложности с доставкой продуктов при онлайн-заказе в крупных городах из-за повышенного спроса, недостаток удаленных сервисов в небольших населенных пунктах, а также возможный рост цен на товары", - комментирует директор по продукту, компания "АТОЛ" Сергей Капацевич.
- Количество чеков в продуктовых магазинах сократилось на 84% в сравнении с четвертой неделей марта.
- Размер среднего чека также сократился - на 37%. В первую неделю марта он составил 895,97 рублей, во вторую - 850,52 рублей, в третью - 1681,49 рублей, в четвертую - 860,79, а на неделе карантина сократился до 543,34 рублей.
- Максимальное сокращение среднего чека наблюдалось в Приволжском федеральном округе и составило 63% в сравнении с предыдущей неделей.
"Яндекс.Касса"
В "Яндекс.Кассе" также подтверждают, что потребительское поведение сильно поменялось. За прошедшую неделю лидерами по динамике оборота онлайн-платежей стали провайдеры платного телевидения и продуктовые интернет-магазины.Заметно выросло число онлайн-заказов в ресторанах и кафе — на 78% по сравнению с рабочей неделей с 24 февраля по 1 марта 2020 года (дальше — нулевая неделя). За этот же период оборот увеличился на 26%, а вот средний чек уменьшился на 29%: люди стали чаще заказывать еду через интернет, но на меньшие суммы. С 30 марта по 5 апреля количество онлайн-платежей в продуктовых интернет-магазинах выросло на 58% по сравнению с нулевой неделей, оборот — на 43%, но средний чек сократился на 9%.
"В целом падение и рост отдельных сегментов в электронной коммерции объясняются очевидными причинами. Люди отказываются от путешествий и проводят время дома, при этом они нуждаются в еде и им нужны сервисы для досуга. Но есть и интересные тенденции. Например, в сфере благотворительности на прошлой неделе число онлайн-переводов увеличилось на 13%, а оборот — на 27%. В новых обстоятельствах, решая собственные проблемы, люди не забывают помогать другим", — говорит аналитик Яндекс.Кассы Анастасия Фаткулина.
"СберДанные"
Лаборатория Сбербанка "СберДанные" сообщила о снижении трат россиян в период с 30 марта по 5 апреля 2020 года на 23,3% год к году. Самое большое снижение активности покупателей было отмечено в сегментах "Одежда и обувь" - 94,2%, "Мебель и предметы интерьера" (81,0%) и "Электроника и бытовая техника" (58,2%). В категориях "Авиабилеты", "Турагентства", "Отели", "Спорт", "Салоны красоты" и "Развлечения" траты россиян уже несколько недель стремятся к нулю.В первую нерабочую неделю в России в продуктовых магазинах спрос был выше прошлогоднего на 9,2%. В то же время в категории "Лекарства и медицинские товары" активность россиян выросла на 15,5%, а в группе "Винные магазины" - на 31,0%.
NPD Group
По данным NPD Group, сначала американцы, а теперь и россияне, оказавшись дома взаперти, стали приспосабливаться к новым условиям и переходить на режим максимальной автономии. А для этого - покупать товары, позволяющие заменить парикмахерские и салоны красоты, химчистки и кофейни. Российские ритейлеры отмечают рост спроса на машинки для бритья, кофемашины и отпариватели.А еще часть проблем соотечественники предпочитают перекладывать на электронику. Продажи устройств для "умного дома" росли в течение всего первого квартала. Но первый пик пришелся на канун 8 марта, а вот второй - перед карантином. В первом квартале продажи "умных колонок" в "Связном" выросли в 7 раз в штуках и почти в 5 раз - в деньгах. Наиболее популярными устройствами стали "Яндекс.Станции", на которых приходится более 90% от всех продаж умных колонок.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте