Анализ цифрового опыта клиентов сервисов доставки еды на примере web-сайтов сервисов igooods и instamart

Игорь Бахарев

Эксперты студии клиентского опыта "Пульс" провели анализ web-сайтов сервисов igooods и instamart, осуществляющих доставку продуктов питания из крупных сетевых магазинов.

Задачей аналитиков было понять, какая из этих площадок предоставляет покупателям самый лучший цифровой опыт при совершении заказов продуктов.

Исследование каждого сервиса состояло из трёх этапов:

1. Изучение Customer Journey Map - "маршрута покупателя".

2. Оценка функциональности. На этом этапе заполнялись анкеты, содержащие 241 параметр "идеального продуктового интернет-магазина", и наглядно показывающие какие функции в каком из сервисов реализованы.

3. Анализ эмоционального дизайна ресурса и определение уровня доверия. При его оценке использовался перечень параметров, соответствующих уровням эмоционального дизайна - Базовому, Функциональному и Сознательному.

Результатом каждого этапа является определённое количество баллов. Сумма результатов трёх этапов является результатом оценки качества цифрового опыта покупателей в данном сервисе.

Изучение Customer Journey Map

На этом этапе составлялась карта "путешествия покупателя", с помощью которой можно показать, как взаимодействует потребитель с сервисом Для составления CJM было приглашено 3 покупателя разных полов и возрастов. Покупатель, находясь в удобных для себя условиях (дома, в офисе, в кафе за обедом и др.), должен был найти сайт интернет-магазина в интернете, собрать "Корзину" из 30 товаров и оформить заказ.

Как выяснили эксперты "Пульс", чаще всего, проходя по "маршруту" к своей покупке, покупатели исследуемых сервисов натыкаются на барьеры при выборе товаров.

01.png

На этом этапе покупатели совершают поиск нужных товаров в каталоге, просматривают страницы товаров, изучают информацию, сравнивают, используют опции добавления в избранное, фильтрации и сортировки товаров, просматривают фотографии, рекомендации магазина по покупке, выбирают количество и вес товаров, добавляют их в "Корзину".

Вторым по сложности является этап оформления заказа, на котором покупатели проходят регистрацию, выбирают дату и время, получают подтверждение оформления и используют личный кабинет.

Далее идут этапы Проверки корзины покупок перед оформлением заказа, Изучения информации на сайте перед выбором товаров и Выбор магазина.

Из преимуществ igooods называется оперативность, с которой операторы площадки отвечают в чате. Кроме того, можно добавлять товары к оформленному заказу.

02.png

Из плюсов instamart исследователи выделяют возможность собирать в Корзину товары из разных магазинов.

03.png

Кроме того, магазин высылает пользователям красивые письма с приветствием и понятным описанием процесса покупок.

Оценка функциональности

Для анализа функциональности использовался чек-лист, разработанный в рамках исследования e-grocery rating 2018. В расчёте рейтинга учитывались только реализованные функции. Функции, реализованные "частично" представлены в чек-листе для информации и не влияют на оценку. "Частично" означает, что функция реализована не полностью или не является работающей стабильно, а появляется только в ряде случаев.

Максимальное количество функций - 95, реализовал igooods, он имеет результат 15,08. Наибольшее количество функций (82%) из возможных сервис реализовал в блоке Информация для покупателей. Разделы Оформление заказа и Личный кабинет имеют 46% и 43% работающих функций соответственно. Остальные разделы имеют около трети функций.

04.png

instamart имеет 73 функции и оценку в 10,19. Чуть больше половины функций сервис реализовал в разделах Информация для покупателей и SMS и e-mail сообщения ( по 55%). Остальные разделы содержат треть и менее реализованных функций.

05.png

"Отличительной особенностью сервисов igooods и instamart является возможность делать заказ в нескольких магазинах, доступных для доставки по адресу покупателя. instamart позволяет помещать товары из разных магазинов в одну Корзину, при этом, формируя фактически два заказа, для разных команд "профессиональных покупателей" сервиса. Сервис igooods, в свою очередь, предлагает сделать последовательно два заказа", - отмечают авторы исследования.

Оба сервиса предлагают покупателям самостоятельно подобрать близкие временные интервалы для получения заказов из нескольких магазинов.

Из интересных особенностей площадок исследователи отмечают следующие:

igooods показывает покупателям сумму нескольких штук товара и даже с учетом скидки

06.png

instamart по клику показывает покупателям содержимое корзины, которое открывается в новом компактном окне в правой части экрана

07.png

В письме об отмене заказа от instamart курьер интерактивный и плачет, вызывая эмоции у покупателя.

09.png

Анализ эмоционального дизайна и определение уровня доверия

Аналитики выделяют три уровня эмоционального дизайна: Базовый, Функциональный, Сознательный.

На базовом уровне сервис должен отвечать потребностям покупателей в надежности, безопасности, также преодолевать те барьеры, которые покупатели имеют при покупке продуктов онлайн: невозможность проверить товар, сомнения в свежести, сомнения в качестве.

Функциональный уровень решает вопросы лёгкости и удобства использования функций интернет-магазинов, понятности общения сайта с покупателями, даёт свободу действий и возможность контролировать процесс.

Сознательный уровень предполагает, что взаимодействие покупателя с компанией на этом уровне приносит ему чувство удовлетворения. На этом уровне выстраиваются долгосрочные отношения - покупатели осознанно становятся приверженцами сервиса и бренда.

Сервисы igooods и instamart имеют уровень доверия на уровне 59% и 54% соответственно.

По итогам трёх этапов исследования сервисы имеют следующие результаты:

08.png

Материалы исследования имеют высокую практическую ценность, считают авторы отчета. В частности, описание “разрывов пользовательских маршрутов”, описание проблем с которыми столкнулся покупатель и инсайты, позволяют продавцу увидеть работу своего сервиса со стороны и спланировать улучшения в бизнес-процессах и ИТ-системах. Анкета с перечнем с 200+ функций может служить техзаданием на развитие сервиса. Информация об уровне доверия покупателей сервису с указанием, реализации каких характеристик магазину не хватает, позволит ритейлерам выстроить более открытые и долгосрочные отношения с покупателями.

Материал по теме

Instacart обострил конкуренцию с Amazon и Walmart

Материал по теме

Igooods принял антивоенный вид

Материал по теме

Ультрафреш пришел на смену готовой еде?

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Мобильные приложения beauty-брендов набирают аудиторию

Команда агентства ответственного маркетинга "Артикс" и подразделения по продвижению приложений "Мобилка" провели исследование рынка мобильных приложений в сегменте beauty-ритейла. Анализ охватил топ скачива...

Wildberries запускает продажу плавучих домов

Wildberries начал тестирование новой категории на маркетплейсе – плавучих домов. Пока заказать их могут только жители Москвы и Московской области. Покупка хаусбота на Wildberries осуществляется в оди...

Как retail media завоевать доверие рекламодателей

Все больше компаний готовы инвестировать в продвижение внутри ecommerce и маркетплейсов, а сами площадки активно развивают рекламную инфраструктуру. По данным АРИР, объем рынка retail media в 2024 году составил...

Исследование Adyen: более трети покупателей в мире используют ИИ для совершения покупок

Эксперты Adyen фиксируют значительный рост использования искусственного интеллекта в шопинге. Согласно ежегодному отчету компании о розничной торговле, число потребителей, применяющих ИИ, увеличилось на 47%...

Трансграничная онлайн-торговля ожидает роста

В 2025 году оборот российского рынка трансграничной интернет-торговли может вырасти на 22,8% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 404 млрд руб. Количество заказов увеличится на 24,4% — до 209 млн. Так...

Яндекс Маркет расширяет географию сервиса Ultima в регионы

Сервис Ultima Яндекс Маркет впервые запустился сразу в 7 городах по всей стране. Теперь жители Екатеринбурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Тюмени и Челябинска могут заказа...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.