2020 год на рынке логистики: мнения основных "топов"

Игорь Бахарев

2020 год заставил логистов израсходовать максимум ресурсов на быструю перестройку под "противоковидные" условия работы и оперативный запуск новых продуктов и ИТ-решений. Мы опросили 11 топ-менеджеров крупных российских логистических и курьерских компаний. Они рассказали, как прошёл год, что изменилось на рынке и как дальше будет развиваться отрасль.

Расскажите, чем запомнится 2020 год для рынка в целом и для вашей компании в частности? Какими достижениями вы можете поделиться и что ожидаете в этом году?

Директор по продажам DPD в России Наталия Плетнева:

В прошлом году у DPD отправки выросли в полтора раза по сравнению с 2019. Объемы отправок для интернет-магазинов в DPD в 2020 году по сравнению с 2019 выросли на рекордные 89%, а выручка - на 68%. При этом впервые у нас сегмент B2C опередил в объемах B2B. Впрочем, направление B2B после сильного падения весной начало восстанавливаться.

Мы не ждём в 2021 году уменьшения количества посылок. Ведь в онлайн пришли новые пользователи, они попробовали, поняли, что это удобно, и продолжат заказывать в интернете в дальнейшем. А те покупатели, которые уже приобретали что-то онлайн, открыли для себя новые сегменты интернет-торговли.

Генеральный директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк:

Уже к середине весны объем заказов вырос в среднем в 2.5 раза, обогнав рекордные значения. На рынок электронной коммерции вышли практически все сегменты: от супермаркетов до застройщиков.

С тенденцией к сокращению социальных контактов и ростом доверия к интернет-магазинам сохраняются и тенденции к увеличению доли предоплаченных заказов (с 31 до 43%) и оплат банковскими картами (79%).

С возросшей операционной нагрузкой на собственные логистические службы ритейлеров на рынке стали особенно востребованы готовые решения. Спрос на услугу фулфилмента вырос в три раза. Дополнительно многие клиенты заинтересованы в автоматизации работы с маркетплейсами, упаковке и комплектации заказов по стандартам площадок.

Конечно, в следующем году вряд ли случится настолько стремительный рост электронной коммерции. Но формирование привычки продолжается, и, на наш взгляд, сегмент будет расти быстрее, чем раньше. IML традиционно готовится к двукратному росту в новом году.

Генеральный директор "Цайняо" в России Вячеслав Савин:

В прошлом году мы обработали на 17% больше кроссбордерных посылок из Китая, Турции и Европы, чем в 2019 году. Общий вес всех заказов составил более 10 700 000 килограмм. Покупатели также проявили интерес и к российским товарам. Объёмы заказов у продавцов, которые подключены к сервисам "Цайняо" на AliExpress Россия выросли на 450% по отношению к прошлому году.

Предстоящий год - время упора на инфраструктуру. Основные инвестиции будут направлены на регионы: увеличение плотности точек выдачи интернет-заказов, локеров и небольших сортировочных центров, которые охватят малые и средние города. В крупных городах продолжится тренд на гиперлокальную логистику. Улучшение логистики в регионах, расширение постаматной сети будет способствовать цифровизации малого бизнеса для его работы как на маркетплейсах, так и с собственным онлайном. Задача - продолжать снижать расходы небольших компаний на логистику.

Директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic Алексей Мисаилов:

Развитие ритейл-рынка в 2020 году определялось вызовами извне и потребительским спросом. Для анализа итогов в данном сегменте мы как 3PL оператор располагаем данными о количестве перевезенных или обработанных на складах компании паллет, коробов и посылок для наших партнеров.

В food-ритейле объем логистических операций увеличился более чем на 20%. Это было особенно заметно у компаний с развитой омниканальностью. Причины такого роста - повысившийся спрос со стороны покупателей, который был вызван ограниченной возможностью путешествий у населения и довольно низким уровнем потребления в сегменте HoReCa. Отмечается оживление в индустриальных отраслях, также увеличилась востребованность продукции модного сегмента, бытовой техники, товаров для дома и других отраслей, для которых вторая половина года традиционно является "горячим" периодом. Доля онлайн-продаж данных товаров также продемонстрировала уверенный рост. Положительную динамику показал и госпитальный сегмент фармацевтического рынка. Даже с учетом частичного закрытия офлайн-розницы весной 2020 года отложенный спрос в третьем и четвертом кварталах благотворно повлиял на финансовые результаты поставщиков и на торговые сети.

Заместитель директора ПЭК Вадим Филатов:

Основные тренды прошлого года: 1. Логистика eСommerce становится комплексной. Рынку нужно все больше пакетных решений, которые включают в себя складскую обработку, магистральную доставку и доставку "последней мили", а также сопутствующие услуги и сервисы.

2. На рынке происходит ряд слияний среди компаний для создания единой структуры, сочетающей эти сервисы. Например, курьерская служба TopDelivery присоединилась к группе компаний Бета ПРО, тем самым создав альянс фулфилмента и последней мили. Другой пример - покупка компанией PickPoint постаматов Qiwi.

3. Рынок фулфилмента движется от рынка покупателя к рынку продавца - в среднем тарифы снизились на 10% за 2020 год. Также постепенно логистика для сегмента eСommerce в России начинает децентрализовываться: если ранее большинство отгрузок проходило через Москву, то теперь у рынка все чаще появляются потребности в развитии в регионах и логистические компании все чаще расширяют свои возможности.

4. Согласно Data Insight, в первой половине года через ПВЗ и постаматы было получено 68% всех посылок. ПЭК следует за этим трендом: к началу 2021 года число ПВЗ компании достигло 759, они открыты в 75 регионах. Например, в Москве и Области работает более 120 ПВЗ ПЭК. Сейчас сеть ПВЗ ПЭК охватывает уже не только крупные, но и небольшие города по стране. 

5. Еще один тренд - шеринг ресурсов, а именно объединение ПВЗ различных компаний на базе одного агентского пункта, что позволяет оптимизировать затраты.

 6. В 2020 году мы также отмечали рост доли курьерской доставки. Так, например, в декабре доля курьерской доставки в ПЭК. EasyWay по отношению к самовывозу достигла 90%.

7. Все крупные офлайн-ретейлеры развивают омниканальность, поэтому увеличилась доля доставки крупногабаритных заказов. Так, например, категория "мебель и отделочные материалы" в декабре 2019 занимала в структуре доставки заказов ПЭК. EasyWay 9%, а в декабре 2020 - 14%. Почти 16,5% в структуре доставки компании приходится на сегмент бытовой техники. 

Руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics Феликс Херсонский:

Мы постепенно подводим итоги непростого 2020 года и можем выделить несколько тенденций. Прежде всего, это снижение грузопотоков. Падение объемов перевозок происходило по мере распространения коронавируса по миру. Из-за карантинных ограничений первым приостановил отгрузки Китай. Далее, когда отправки из Поднебесной возобновились, импортеры из стран Европы отказывались забирать товар по причине временного закрытия офлайн-розницы и последующего снижения спроса. В свою очередь российские компании по схожим причинам приостановили заказы уже из Европы. По оценкам нашей компании, объем перевезенных нами грузов за 2020 год уменьшился на 15%. Мы надеемся, что в ближайшие полтора-два года сможем вернуться к докризисным показателям.

Заместитель исполнительного директора по клиентскому сервису "Курьер Сервис Экспресс" Мария Мартынова:

В 2020-м изменилась сама структура логистического рынка. Можно говорить о произошедшем перераспределении нагрузки между различными сегментами и видами услуг, внутренними и трансграничными маршрутами. Рост был и в сегментах LTL/FTL, в период пиковых нагрузок он составил не менее 40%.

B2B-сектор несколько просел: во многих компаниях часть сотрудников предпочла работу с частичной занятостью в офисе или вовсе вышла на удаленку, началось активное применение ЭДО.

Сейчас логисты кардинально пересматривают процессы, все больше обращаются к цифровым каналам взаимодействия. Это решения, направленные на управление самими процессами доставки, сокращение их сроков, всевозможные онлайн-каналы взаимодействия с клиентом. Мы не исключение.

Директор по развитию логистического оператора Logsis Алексей Вайсберг:

За весь рынок говорить не будем, но остановимся на показателях нашей компании. Logsis в 2020 году увеличил число доставленных получателям заказов более чем на 50% по сравнению с предшествующим годом. В 1,5 раза увеличился штат курьеров в Москве и Московской области и пул клиентов.

В 2021 году ожидаем развития нашего филиала в Санкт-Петербурге. Мы рассчитываем получить стабильные 10-15% от общего объема доставок компании в Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Мы также рассчитываем на интенсивное развитие региональных доставок на уровне не менее 10% от общего объема. Наш план на 2021 год - увеличение объема доставок на 80% к 2020 году. Основными драйверами роста станут новые сервисы и развитие клиентской базы.

Руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России Иван Головко:

Говорить о прорывных технологиях сложно, поскольку транспортно-логистическая отрасль достаточно консервативная. Что касается российского рынка, то Министерство транспорта начало эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной. Мы ожидаем, что этот проект в будущем несколько изменит внутрироссийский рынок перевозок.

Исполнительный директор фулфилмент-оператора Reworker Алексей Жуков:

2020 год был странным годом. Объемы интернет-заказов активно росли. В апреле случился "новый год": объем обработки заказов в этом месяце был сравним с новогодним периодом и шел у нас с увеличением более 60% к аналогичному показателю предыдущего года. Курьерские службы работали в режиме аврала, но уже к лету все привыкли к увеличившемуся авралу и все звенья цепочки логистики интернет-торговли адаптировали свои мощности к новой реальности. ReWorker вырос в объеме исполненных заказов более чем на 45%, под конец года мы увеличили площадь фулфилмент-центра в два раза и планируем в 21 году открытие новой площадки, которая увеличит существующие площади еще в несколько раз.

В целом интерес к аутсорсинговому фулфилменту как в России, так и в мире сильно вырос. Вырос со стороны ритейла и, как следствие, вырос со стороны инвесторов. В мире постпандемии интернет-торговля, как и в любой другой кризис предыдущих лет показала себя, как чуть ли не единственная позитивная отрасль, уверенно растущая на фоне депрессии традиционных рынков. 

На ваш взгляд, на чем предстоит сконцентрироваться логистическим компаниям в следующем году?

Генеральный директор "Цайняо" в России Вячеслав Савин:

20 год обозначил те тренды, которые очень долго откладывались. приоритетом стали скорость и работа над эффективностью. Беспилотные технологии стали не просто далёким будущим, а полноценной частью бизнес-процессов. В Китае "Цайняо" вовсю тестирует доставку беспилотниками внутри микрорайонов. В конце прошлого года вышло второе поколение беспилотных точек выдачи.

Отдельным трендом стал повышенный запрос на экологичность, причём не только в Европе, но также и в Китае и России. Крупные логистические компании стали больше уделять внимания перерабатываемой упаковке, снижать использование пластика и вредным упаковочных материалов и тп. Тренд будет нарастать. сейчас идёт активное обсуждение о том, Как наладить сбор и переработку упаковочных материалов в странах присутствия, а также снизить парниковые выбросы.

Директор по продажам DPD в России Наталия Плетнева:

На клиентском опыте и качестве доставки, это сейчас самое важное. Мы тоже продолжаем работу в этом направлении, ежемесячно замеряем NPS как у клиентов B2C и B2B, так и у получателей, анализируем и корректируем нашу работу.

Важнейшее значение имеют технологии: мы много вкладываем в ПО, которое помогает автоматизировать процессы, используем лучшие сортировочные линии, которые не ошибаются, маршруты курьерам выстраивает специальная программа с учетом выбранных получателем интервалов, в контакт-центре работает робот Юля, она закрывает треть письменных обращений и еще больше голосовых.

Заместитель директора ПЭК Вадим Филатов:

Компании сконцентрируют усилия на развитии комплексных решений, которые включают доставку, фулфилмент, упаковку, сопутствующие услуги, в зависимости от потребностей клиента. Объем eСommerce, а также потребности потребителя меняются.

Поскольку eСommerce постепенно идет в регионы, логистическим операторам необходимо сконцентрироваться на расширении географии и сети. Так, по итогам 2020 года ПЭК зафиксировала тренд на расширение потребности в региональных складских мощностях среди грузовладельцев. Если говорить об ауторсинге услуг, все больше грузовладельцев ставят задачу получать логистические услуги в режиме "одного окна", иметь один договор на управление складской логистикой во всех регионах. В связи с этим ряд логистических операторов сейчас расширяет складскую инфраструктуру в регионах. В их числе и ПЭК, которая в 2020 году вошла в топ-10 3pl-операторов России, расширив свою инфраструктуру до 150 тыс кв м.

Третье, на чем необходимо сконцентрироваться - расширение возможностей для доставки и получения заказов. А именно расширение сети ПВЗ, постаматов, развитие сервиса курьерской доставки. И не только в Москве, но и в регионах.

Заместитель исполнительного директора по клиентскому сервису "Курьер Сервис Экспресс" Мария Мартынова:

Как бы это банально не звучало, на клиентоориентированности. К сожалению, далеко не все понимают сегодня важность данного понятия. Современный клиент крайне чувствителен к качеству сервиса, скорости и соблюдению сроков доставки, а также своевременной поддержке 24/7. Особенно это актуально для B2C сектора, на который мы сегодня делаем ставку.

На мой взгляд, успех ждет тех, кто обладает надежным производственным ресурсом, отказоустойчивой IT-системой, хорошей сервисной поддержкой и своевременно внедряет новые технологии.

Руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics Феликс Херсонский:

Следующие несколько лет принесут большие перемены на рынок логистики. Список товаров, подлежащих обязательному нанесению кодов Data Matrix, будет расширяться, и игроки всё чаще должны будут работать с товарной номенклатурой в системе "Честный ЗНАК". Это повлечет за собой усиление цифровизации и более глубокую интеграцию с бизнес-процессами клиентов. Логистические компании по-прежнему должны оперативно реагировать на изменение потребностей рынка, чтобы предлагать своим заказчикам оптимальные решения.

Директор по развитию логистического оператора Logsis Алексей Вайсберг:

Мы прогнозируем, что 2021-ый станет годом конкурентной битвы за качество сервиса. На волне останутся услуги доставки до маркетплейсов, день в день и экспресс к конкретному времени. Новые компании вышли в онлайн-пространство. Появились новые интернет-покупатели. Уровень требований к качеству неуклонно растет. Под "качеством" я подразумеваю и скорость доставки, и расширение задач курьера типа необходимости дополнительного времени ожидания на адресе, обработки клиентских возвратов, идентификации получателя, бесконтактной доставки.

Рынок требует "запаковывать" в рамки все того же конкурентного тарифа все больше и больше дополнительных микроуслуг: от комплектации заказов из отдельных мест, собранных по разным торговым точкам магазина, до скрипта, который должен проговорить курьер, и фирменной спецодежды.

Генеральный директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк:

Онлайн-шопинг уже стал привычным для широкой аудитории. Запросы постоянно растут и рынок требует удобных, быстрых сервисов.

Мы продолжаем работать над сроками и интервалами доставки, а также расширяем сеть. В том числе открываем новые пункты, в которые интернет-магазины могут сдавать заказы, не посещая склад. IML уже выполняет вечернюю доставку, мы перешли на ежедневный график работы, тестируем двухчасовые интервалы доставки и будем продолжать работать над скоростью и доступностью наших услуг.

Директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic Алексей Мисаилов:

На рынке логистики продолжается тенденция к консолидации. Крупным игрокам  необходимо быть готовыми к запуску новых проектов, а также учитывать возможное расширение бизнеса своих клиентов.

В сегменте электронной коммерции будет ;наблюдаться дальнейший рост. Применение совместных решений (таких как пулинг) станет все более широким - как и проведение различных коллабораций. Без быстрой адаптации ИТ-процессов развитие рынка невозможно. 

Нужно быть готовым к преодолению критического периода. Успешной деятельности логистических провайдеров будут способствовать высокая скорость операций, гибкость, командная работа и ориентация на клиента.

Руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России Иван Головко:

Думаю, многие компании в этом году сосредоточатся на поиске своей ниши в новой реальности. В прошлом году классический ритейл фактически был поставлен под угрозу выживания, большая часть покупок совершается онлайн и на маркетплейсах. Сейчас идет масштабный передел рынка, и логистические операторы должны к этому адаптироваться.

Исполнительный директор фулфилмент-оператора Reworker Алексей Жуков:

2021 год компании в отрасли аутсорсингового фулфилмента будут сосредоточены, как мне кажется, на увеличении инфраструктуры. Большинство операторов "забили" имеющиеся площади клиентами и в этом году либо будут "переваривать", что "откусили" от бурно растущего рынка фулфилмента, либо будут стараться "откусить" еще больше.

CEO PickPoint Надежда Романова:

В 2021 году логистические операторы сконцентрируются на средней миле, которая позволит обеспечить супербыструю доставку в условиях города.

Материал по теме

Рынок ПВЗ и постаматов: аналитика Data Insight

Материал по теме

Российский eCommerce вырос дорос до 10% от розницы

Материал по теме

"СберМаркет": 77% респондентов делают покупки с помощью смартфона

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Яндекс.Доставка": основные цифры

В I квартале 2021 года логистический сервис "Яндекс.Доставка" генерировал порядка 5% от всей выручки группы "Яндекс.Такси", то есть около 1,3 млрд руб. Как рассказал директор по продукту сервиса Антон У...

"Тёмные лошадки" eCommerce: 5 недооцененных площадок для интернет-продаж

Необязательно бороться за покупателя с сотнями конкурентов на крупном маркетплейсе. Одновременно с продажами на Ozon, Wildberries или «Авито» некоторые компании выкладывают свой ассортимент на менее известны...

Старикам тут место: уважаемые британские ритейлеры уходят в онлайн из-за пандемии

Один из старейших ритейлеров Лондона Arthur Beale 24 июня закрываеся, так как не может платить аренду из-за убытков на фоне пандемии. Магазин Arthur Beale на Шафтсбери-авеню в Вест-Энде, будет закрыт после ...

PayPal покупает оператора eCommerce-возвратов

PayPal покупает проект Happy Returns, который предлагает пользователям услуги упаковки и транспортировки обратно к продавцам заказанных онлайн товаров. Также технические решения проекта позволили упростить ...

Минпромторгу предложили зарегулировать eCommerce

Гендиректор "Почты России" Максим Акимов предложил главе Минпромторга Денису Мантурову создать при министерстве комитет или комиссию по развитию электронной коммерции. Акимов направил письмо, в котором расс...

Корюшка уплыла в открытый офлайн

Весной 2021 г. количество онлайн-заказов свежей корюшки из гипермаркетов уменьшилось в 4,6 раз по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. При этом в денежном эквиваленте траты петербуржцев на корюшку с...