Весенний eCommerce: аналитика Assist
Игорь Бахарев
Разработчик и интегратор платежных решений Assist изучил, как в самые «карантинные» месяцы (в апреле и мае) менялось поведение онлайн-покупателей в некоторых отраслях российской электронной коммерции. Для сравнения с этим периодом был взят март как первый месяц, продемонстрировавший результат влияния пандемии на онлайн-продажи.
Если рассматривать общий итог по всем категориям товаров и услуг, оплачиваемых в интернете, то окажется, что в апреле уникальные покупатели (те, кто сделал хотя бы одну онлайн-покупку за месяц) вели себя менее активно, чем в марте и мае. В мае же по сравнению с мартом незначительно (на 3%) выросло только число тех покупателей, которые сделали одну покупку, а тех, кто раньше делал несколько покупок в месяц, стало меньше. То есть апрель, несмотря на то что был самым «сидячим» весенним месяцем, стал одновременно и самым провальным как по приросту покупателей, так и по частоте заказов.
Безусловно, такая картина – результат, во-первых, сложения очень неоднородных и подчас даже кардинально разных показателей многих отраслей, а во-вторых, именно в апреле многие люди лишились постоянного дохода, и следовательно, их покупательная способность снизилась.
Но несмотря на то что карантин ударил по кошелькам, потребность в еде и предметах первой-второй необходимости никуда не исчезла, а невозможность прогуляться по торговым центрам и нежелание посещать продуктовые магазины стали залогом массового наплыва покупателей в онлайн.
Так, например, онлайн-гипермаркеты, продающие широкий ассортимент товаров, в апреле и мае отметили существенный рост не только количества уникальных покупателей, но и повторных покупок, причем, во-первых, резко выросло число тех, кто делал заказ раз в неделю и чаще (на 68% в апреле и на 107% в мае), а во-вторых, май заметно обогнал апрель по результатам – возможно, это свидетельствует отчасти о формировании привычки к онлайн-покупкам, отчасти о некотором улучшении финансового положения или, по крайней мере, снижении негативных ожиданий людей относительно своего благополучия.
Продукты питания – отрасль, которая показала самый впечатляющий рост с начала пандемии. Причем, в отличие от категории онлайн-гипермаркетов, здесь апрель стал самым «урожайным», обойдя март и май по приросту количества уникальных покупателей и повторных покупок. В апреле число покупок, совершаемых одним покупателем чаще раза в неделю, выросло на 1400%, а число однократных покупок – на 120%. В мае, вместе со смягчением карантинных мер, число покупателей и повторных покупок несколько снизилось, но все равно осталось на высоком уровне, сохранив кратный рост по отношению к марту.
Компании, продающие в интернете одежду, обувь и аксессуары, также ощутили самый заметный рост числа покупок в апреле, причем именно количество частых покупок уникальных покупателей росло сильнее всего: на 215% увеличилось число еженедельных покупок, тогда как однократных за месяц – на 108%. В мае по сравнению с апрелем количество однократных и повторных покупок сократилось, но по отношению к марту упало только число еженедельных покупок (на 7%), а однократных и двукратных за месяц – выросло на 63% и 30% соответственно.
В категории товаров для дома и мебели, как и в категории онлайн-гипермаркетов, число майских покупок (однократных и повторных) значительно выросло по отношению к марту и апрелю. В апреле количество однократных покупок увеличилось на 113%, еженедельных – на 76%, в апреле – на 153% и 152% соответственно.
Самое сильное падение продаж ощутили компании, реализующие билеты на мероприятия – количество покупок, как разовых, так и повторных, в апреле и мае снизилось по отношению к марту на 98-100%.
В сегменте продаж авиа- и ж/д билетов, бронирования туров и гостиниц основное падение количества покупок произошло в апреле (на 70-78% по однократным и повторным покупкам). В мае, после ослабления режима самоизоляции, покупок стало чуть больше, чем в апреле, но по сравнению с мартом снижение составило 58-71%.
Для обзора использованы данные онлайн-платежей компаний – клиентов Assist.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте