Упаковка в эпоху e-commerce: изменения в подходах, технологиях и материалах

Игорь Бахарев

Рынок электронной коммерции переживает бум и ближайшие несколько лет будет только расти: в минувшем году его объем составлял 2,3 триллиона долларов, а к 2021 году он увеличится более чем в два раза. Минпромторг России планирует, что к 2025 году доля e-commerce в общем объеме торговли в стране должна вырасти до 20% (по менее оптимистичным прогнозам, вклад электронной торговли в общий объем российского рынка составит не более 6,5%, правда, к 2021 году; в любом случае, прирост неизбежен). И что бы люди ни заказывали через интернет, от пиццы в своем же районе до одежды из заокеанского интернет-магазина, этим товарам нужна особенная упаковка. Как eСommerce меняет требования к упаковке, рассуждает Глеб Газукин, генеральный директор BOBST Россия.

Рост интернет-торговли - драйвер роста и для упаковочной индустрии в целом, особенно для сектора гофрокартона - основного материала для упаковки онлайн-заказов. Оборот мирового упаковочного рынка к 2020 году приблизится к 1 триллиону долларов .

Как говорит Брент Нельсон - человек, отвечающий за упаковку в Amazon, упаковка, привычная для офлайн-магазинов, не подходит для онлайн-продаж. Ее задача, прежде всего, - выделиться на полке и сохранить потребительские свойства товара по пути из магазина до дома покупателя. Она может быть очень недешевой сама по себе из-за особенностей дизайна и материалов и иметь неудобные для транспортировки форму и размеры. 

Поэтому товары, которые вы покупаете в интернет-магазине и которые вы видите на полках торговых центров, будут упакованы по-разному. Допустим, вы что-то заказываете на Amazon, и этот товар должен быть доставлен вам в такой коробке, в которой он не повредится в пути, пройдя через несколько рук. А еще она должна быть приятной на вид, качественной и пригодной для отправки обратно, если вам не понравился полученный товар. До этого вы покупали в магазине товар в обычной коробке, если она вообще предполагалась.

Все больше категорий товаров, которые казалось привычным покупать только в магазине, сначала оценив внешне, тоже продается онлайн: например, замороженные продукты и декор для дома. Активно развивается e-grocery, и функционирование этой отрасли также требует особой упаковки - не только прочной, которая выдержит транспортировку, но и которая будет поддерживать нужную температуру продукта.

Таким образом, можно констатировать, что у рынка появилась потребность в разработке упаковки именно для доставки. До этого в упаковочной индустрии был в тренде shelf ready package: транспортная упаковка, в которой товар выставляется прямо на полку в магазине. Специальная упаковка для доставки должна в том числе защищать и эту эффектную продающую коробку, а не только ее содержимое. Розничные компании постоянно ищут способы угодить клиентам, и упаковка должна быть адаптирована в соответствии с этим.

Упаковка для электронной торговли — очень требовательный сегмент рынка, который только начинает развиваться. Особенность упаковки для доставки не только в ее новых потребительских свойствах (прочность, “многоразовость”, способность сохранять важные потребительские свойства). 

С точки зрения производства, есть несколько специфических проблем. Производитель должен изготавливать такую упаковку быстро и так же быстро доставлять заказчику: интернет-магазины и службы доставки еды не готовы ждать, потому что у них есть обязательства перед клиентом.

Так же быстро меняется спрос на упаковочные форматы, и спрогнозировать его непросто. Для производителя упаковочных решений это означает, что необходимо иметь гибкую модульную производственную линию с высоким уровнем автоматизации, которую можно легко адаптировать под меняющиеся задачи. Кроме того, производители упаковки будут все чаще сталкиваться с растущим спросом на коробки и пакеты, отвечающие индивидуальным потребностям заказчика.

Еще одна проблема связана с распаковкой доставленных товаров: потребитель не готов тратить много времени на то, чтобы вскрыть упаковку, особенно если она представляет собой несколько слоев различных материалов. Да и гора мусора после этого, которую нужно как-то утилизировать, — тоже задача. 

Для решения всех этих проблем нужны быстрые, универсальные, высокоавтоматизированные производственные линии.

Очевидно, что заказчики из e-commerce заинтересованы в том, чтобы упаковка, отвечающая требованиям времени, не стоила заметно дороже обычных вариантов. Насколько в итоге изменится цена товара, зависит не только от производителя упакови, но и от затрат на логистику и хранение. Производителю, а вслед за ним самому бренду, логистической компании необходимо иметь разнообразный и пополняемый ассортимент коробок для упаковки товара.

Спектр технологических решений в производстве e-packaging огромен и мало чем отличается от технологий, используемых в производстве обычной упаковки. И в любой сфере, включая и эту, производитель должен руководствоваться принципом разумности: необходимо и достаточно. Если усложнение или изменение конструкции короба, дизайна, отделки, используемых материалов даст преимущество производителю товара, повысит рыночный потенциал продукта, его сохранность, снизит стоимость доставки или повысит узнаваемость бренда, то на эти новшества стоит решиться.

Сегодня повышен спрос на все натуральное, поэтому очень актуален вопрос экологичной упаковки. Отходы и возможность их переработки - головная боль для производителей. Несмотря на бум ресайклинга и запрет пластиковых пакетов в ряде стран, пока что ситуация такова: на упаковке, которую мы активно используем (одноразовая посуда, пакеты), есть верхняя защитная пленка, дающая барьерные свойства, и она полимерная. По сути, это бумага, покрытая пластиком, которую нельзя переработать полностью. 

Многие компании вкладывают миллионы в технологии, которые позволили бы придавать эти барьерные свойства без использования полимеров. Большие корпорации задумываются о повторном использовании собственных упаковок или их пригодности к полной переработке: Nestle объявили, что намерены достичь этого к 2025 году. Они вкладывают много ресурсов в новые разработки, в создание возобновляемых материалов. Ряд компаний в сфере поставки упаковочного оборудования и услуг, в том числе и Bobst, повышают объем использования возобновляемой/солнечной энергии на своих заводах.

Бум рынка e-commerce настолько меняет нашу привычную жизнь, что следование прогрессу становится главным условием выживания. Новые каналы распространения товаров способны еще сильнее изменить привычки потребителей, их мотивы для совершения покупок. Каждому уважающему себя бренду предстоит увеличить свое присутствие в онлайне, если этого еще не было сделано, открыть собственный интернет-магазин, как-то преобразить классические места продаж. Вполне прогнозируемо, что человек будет приходить в магазин, чтобы оценить товар (примерить, если речь об одежде), а купить уже онлайн.

Люди будут заказывать чаще, предъявлять еще больше требований к товарам и доставке, к этому нужно быть готовым не только собственно продавцам, но и логистическим и курьерским компаниям, почте, производителям упаковки. Продавцам придется обрабатывать больше заказов в единицу времени и решать вопросы хранения все большего количества товаров, логистическим компаниям и курьерам — работать еще оперативнее, поставщикам упаковочных решений — создавать новые форматы, совершенствовать старые, придумывать варианты, одновременно прогрессивные и недорогие.

Обсуждать тему упаковки в эпоху e-commerce, а также всю цепочку разработки бренда – стратегию, брендинг, дизайн и производство – будут 24-25 октября на форуме Integrity . Для этого на DI Telegraph впервые соберутся представители всех смежных бизнесов: полиграфических компаний, FMCG и брендинговых агентств.

Материал по теме

Global Ecommerce 2020 от eMarketer: основные 

Материал по теме

Как за год поменялся рынок eCommerce: аналитика 

Материал по теме

Перед лицом врага: как российский ecommerce объединяется в период пандемии 

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Стокманн" запустит собственный маркетплейс

Гендиректор "Стокманн" Геннадий Левкин сообщил, что ритейлер планирует создать собственный онлайн-маркетплейс. По словам бизнесмена, нынешнее предложение интернет-магазина компании в 40 тыс. SKU проигрывает ...

Новые СанПиНы удвоят стоимость доставки товаров

Российские ритейлеры предупреждают, что вскоре стоимость доставки товаров из магазинов может вырасти вдвое. Это произойдёт в случае принятия без изменений проекта "Санитарно-эпидемиологические требования к пред...

Adidas нарастил онлайн-продажи почти вдвое благодаря карантину

Онлайн-продажи Adidas во втором квартале 2020 года через собственную платформу выросли на 93%, говорится в отчёте производителя. Такой рост связан с карантином, ведь основной всплеск продаж в онлайне зафи...

"Почта России" поможет "220 Вольт" с лёгким возвратом посылок

ГК "220 Вольт" с помощью "Почты России" внедрила систему упрощенного возврата специализированного и технически сложного товара при наступлении гарантийного случая. Новая услуга сокращает срок согласования возвр...

Покупатели Hoff сделали 20% заказов через онлайн-приложение

За год объем товарооборота мобильного приложения Hoff вырос почти в пять раз. На сегодняшний день через этот канал осуществляется 20% всех онлайн-заказов сети, сообщил совладелец сети Михаил Кучмент на свое...

СТМ поможет "Снежной королеве" разместиться на маркетплейсах

"Снежная королева" запустила собственный бренд. В его ассортименте представлена не только верхняя одежда, что позволит клиентам совершать все покупки в одной локации. Коллекция включает несколько линий: "Сне...