Упаковка в эпоху e-commerce: изменения в подходах, технологиях и материалах

Игорь Бахарев

Рынок электронной коммерции переживает бум и ближайшие несколько лет будет только расти: в минувшем году его объем составлял 2,3 триллиона долларов, а к 2021 году он увеличится более чем в два раза. Минпромторг России планирует, что к 2025 году доля e-commerce в общем объеме торговли в стране должна вырасти до 20% (по менее оптимистичным прогнозам, вклад электронной торговли в общий объем российского рынка составит не более 6,5%, правда, к 2021 году; в любом случае, прирост неизбежен). И что бы люди ни заказывали через интернет, от пиццы в своем же районе до одежды из заокеанского интернет-магазина, этим товарам нужна особенная упаковка. Как eСommerce меняет требования к упаковке, рассуждает Глеб Газукин, генеральный директор BOBST Россия.

Рост интернет-торговли - драйвер роста и для упаковочной индустрии в целом, особенно для сектора гофрокартона - основного материала для упаковки онлайн-заказов. Оборот мирового упаковочного рынка к 2020 году приблизится к 1 триллиону долларов .

Как говорит Брент Нельсон - человек, отвечающий за упаковку в Amazon, упаковка, привычная для офлайн-магазинов, не подходит для онлайн-продаж. Ее задача, прежде всего, - выделиться на полке и сохранить потребительские свойства товара по пути из магазина до дома покупателя. Она может быть очень недешевой сама по себе из-за особенностей дизайна и материалов и иметь неудобные для транспортировки форму и размеры. 

Поэтому товары, которые вы покупаете в интернет-магазине и которые вы видите на полках торговых центров, будут упакованы по-разному. Допустим, вы что-то заказываете на Amazon, и этот товар должен быть доставлен вам в такой коробке, в которой он не повредится в пути, пройдя через несколько рук. А еще она должна быть приятной на вид, качественной и пригодной для отправки обратно, если вам не понравился полученный товар. До этого вы покупали в магазине товар в обычной коробке, если она вообще предполагалась.

Все больше категорий товаров, которые казалось привычным покупать только в магазине, сначала оценив внешне, тоже продается онлайн: например, замороженные продукты и декор для дома. Активно развивается e-grocery, и функционирование этой отрасли также требует особой упаковки - не только прочной, которая выдержит транспортировку, но и которая будет поддерживать нужную температуру продукта.

Таким образом, можно констатировать, что у рынка появилась потребность в разработке упаковки именно для доставки. До этого в упаковочной индустрии был в тренде shelf ready package: транспортная упаковка, в которой товар выставляется прямо на полку в магазине. Специальная упаковка для доставки должна в том числе защищать и эту эффектную продающую коробку, а не только ее содержимое. Розничные компании постоянно ищут способы угодить клиентам, и упаковка должна быть адаптирована в соответствии с этим.

Упаковка для электронной торговли — очень требовательный сегмент рынка, который только начинает развиваться. Особенность упаковки для доставки не только в ее новых потребительских свойствах (прочность, “многоразовость”, способность сохранять важные потребительские свойства). 

С точки зрения производства, есть несколько специфических проблем. Производитель должен изготавливать такую упаковку быстро и так же быстро доставлять заказчику: интернет-магазины и службы доставки еды не готовы ждать, потому что у них есть обязательства перед клиентом.

Так же быстро меняется спрос на упаковочные форматы, и спрогнозировать его непросто. Для производителя упаковочных решений это означает, что необходимо иметь гибкую модульную производственную линию с высоким уровнем автоматизации, которую можно легко адаптировать под меняющиеся задачи. Кроме того, производители упаковки будут все чаще сталкиваться с растущим спросом на коробки и пакеты, отвечающие индивидуальным потребностям заказчика.

Еще одна проблема связана с распаковкой доставленных товаров: потребитель не готов тратить много времени на то, чтобы вскрыть упаковку, особенно если она представляет собой несколько слоев различных материалов. Да и гора мусора после этого, которую нужно как-то утилизировать, — тоже задача. 

Для решения всех этих проблем нужны быстрые, универсальные, высокоавтоматизированные производственные линии.

Очевидно, что заказчики из e-commerce заинтересованы в том, чтобы упаковка, отвечающая требованиям времени, не стоила заметно дороже обычных вариантов. Насколько в итоге изменится цена товара, зависит не только от производителя упакови, но и от затрат на логистику и хранение. Производителю, а вслед за ним самому бренду, логистической компании необходимо иметь разнообразный и пополняемый ассортимент коробок для упаковки товара.

Спектр технологических решений в производстве e-packaging огромен и мало чем отличается от технологий, используемых в производстве обычной упаковки. И в любой сфере, включая и эту, производитель должен руководствоваться принципом разумности: необходимо и достаточно. Если усложнение или изменение конструкции короба, дизайна, отделки, используемых материалов даст преимущество производителю товара, повысит рыночный потенциал продукта, его сохранность, снизит стоимость доставки или повысит узнаваемость бренда, то на эти новшества стоит решиться.

Сегодня повышен спрос на все натуральное, поэтому очень актуален вопрос экологичной упаковки. Отходы и возможность их переработки - головная боль для производителей. Несмотря на бум ресайклинга и запрет пластиковых пакетов в ряде стран, пока что ситуация такова: на упаковке, которую мы активно используем (одноразовая посуда, пакеты), есть верхняя защитная пленка, дающая барьерные свойства, и она полимерная. По сути, это бумага, покрытая пластиком, которую нельзя переработать полностью. 

Многие компании вкладывают миллионы в технологии, которые позволили бы придавать эти барьерные свойства без использования полимеров. Большие корпорации задумываются о повторном использовании собственных упаковок или их пригодности к полной переработке: Nestle объявили, что намерены достичь этого к 2025 году. Они вкладывают много ресурсов в новые разработки, в создание возобновляемых материалов. Ряд компаний в сфере поставки упаковочного оборудования и услуг, в том числе и Bobst, повышают объем использования возобновляемой/солнечной энергии на своих заводах.

Бум рынка e-commerce настолько меняет нашу привычную жизнь, что следование прогрессу становится главным условием выживания. Новые каналы распространения товаров способны еще сильнее изменить привычки потребителей, их мотивы для совершения покупок. Каждому уважающему себя бренду предстоит увеличить свое присутствие в онлайне, если этого еще не было сделано, открыть собственный интернет-магазин, как-то преобразить классические места продаж. Вполне прогнозируемо, что человек будет приходить в магазин, чтобы оценить товар (примерить, если речь об одежде), а купить уже онлайн.

Люди будут заказывать чаще, предъявлять еще больше требований к товарам и доставке, к этому нужно быть готовым не только собственно продавцам, но и логистическим и курьерским компаниям, почте, производителям упаковки. Продавцам придется обрабатывать больше заказов в единицу времени и решать вопросы хранения все большего количества товаров, логистическим компаниям и курьерам — работать еще оперативнее, поставщикам упаковочных решений — создавать новые форматы, совершенствовать старые, придумывать варианты, одновременно прогрессивные и недорогие.

Обсуждать тему упаковки в эпоху e-commerce, а также всю цепочку разработки бренда – стратегию, брендинг, дизайн и производство – будут 24-25 октября на форуме Integrity . Для этого на DI Telegraph впервые соберутся представители всех смежных бизнесов: полиграфических компаний, FMCG и брендинговых агентств.

Материал по теме

Рынок eCommerce наводнен контрафактной бытовой химией: эксперты

Материал по теме

Как развитие eCommerce повлияло на рынок автоперевозок: аналитика

Материал по теме

Что и как продают женщины в онлайне

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

До ECOM Expo'25 осталось 5 дней!

Приглашаем вас на ECOM Expo'25 — крупнейшую выставку технологий для интернет-торговли! Что ждёт: ✅ 300+ ecom-решений для вашего бизнеса ✅ 6 потоков деловой программы: маркетинг, бизнес-процессы,...

Яндекс Еда рассказала о рынке доставки еды из ресторанов

Яндекс Еда поделилась своими тезисами и цитатами, которые в компании готовили для идущего сейчас ресторанного форума "Тема Еды 2025". ·         Оборот рынка доставки готовой еды растет в 1,6 раза быс...

Независимые интернет-магазины предлагают покупателям три варианта доставки

Разнообразие способов доставки становится ключевым фактором при выборе интернет-магазина. Согласно данным исследования, проведенного аналитиками компании Яндекс, 51% покупателей считают, что современный про...

Яндекс Еда запустит медиа для ресторанов

Яндекс Еда запустит платформу, которая позволит ресторанам-партнёрам размещать собственные материалы в своих карточках. Это станет крупнейшей в российском фудтехе медиаплощадкой о еде, где заведения смогут ...

Forbes назвал лучшие платформы электронной коммерции 2025 года: от стартапов до глобальных брендов

Forbes опубликовал свой свежий рейтинг лучших платформ для электронной коммерции. Отчёт стал результатом анализа более 50 критериев, включая стоимость использования, функциональные возможности, масштабируемо...

Аналитики Yota составили портрет онлайн-покупателя косметики

Аналитики Yota провели исследование на основе обезличенных данных собственных абонентов. Целью экспертов было составить детальный портрет россиян, приобретающих косметику и парфюмерию через интернет. Эти да...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.