Третий - не лишний: нюансы логистического аутсорсинга
Игорь Бахарев
Логистический аутсорсинг - метод, позволяющий компаниям оптимизировать траты и не отвлекаться от профильной деятельности. Насколько это универсальный подход и всем ли компаниям есть резон отдавать логистические процессы «на сторону» - рассказывает директор по маркетингу фулфилмент-оператора FulEx Максим Набабий.
Экономический смысл
Делегирование логистических функций третьей стороне - распространенная мировая практика. В Европе объем рынка 3PL (аббревиатура Third Party Logistics, 3PL - частичное или полное делегирование логистических функций) активно растет. Несколько лет назад больше половины европейских транспортных компаний состояли в партнерских отношениях с поставщиками этих услуг. В этом есть экономический смысл - передача логистических функций постороннему партнеру дает экономию в 10-20%. Результаты исследования, проведенного центром «Делойт», показали: при переходе на модель логистического аутсорсинга операционные логистические затраты снижаются на 8,2%, стоимость же основных средств, вовлеченных в логистическую деятельность, сокращается на 15,6% (2).
При этом большинство отечественных компаний-производителей пока что выбирают самостоятельный путь решения этих вопросов.
Например, в 2017 году транспортно-логистические услуги занимали в России 20% рынка, это в раза меньше среднемирового показателя. Большая часть опрошенных участников рынка (68-73%) не готова отдавать логистику на аутсорсинг.
В чем выгода
Прежде всего, передача этих задач стороннему партнеру позволяет не отвлекаться от профильной деятельности. Не нужно вкладываться в создание собственной логистической инфраструктуры. Примечательно и то, что аутсорсинг в данном случае снижает издержки и операционные затраты. Меньше сотрудников, проще бухгалтерия - это весомые аргументы в пользу обращения к провайдерам.
На аутсорсинг чаще всего отдают экспедирование, грузоперевозки, решение вопросов с таможней . Разработка плана перевозки - многоструктурный проект, включающий формирование маршрута, аренду/закупку инвентаря (контейнеров). Осилить это самостоятельно могут в первую очередь крупные компании. Компаниям, что имеют небольшой объем производства, как раз-таки проще передать логистику на аутсорсинг.
Впрочем, и крупному бизнесу это тоже выгодно. Содержание собственной службы логистики (автопарк и склады) не всегда экономически оправдано - расходы на нее идут постоянно, даже если складские помещения в какой-то период пустуют или не загружены в полную силу. Аутсорсинг оправдан и для компаний, находящихся в периоде бурного роста. Во-первых, расходы на формирование логистического отдела на таком этапе будут лишними. Во-вторых, с надёжным аутсорсингом проще масштабироваться, потому что есть возможность наращивать мощности постепенно, по мере роста потребностей.
Самостоятельно же придётся сразу брать большой склад и существенно расширять автопарк, а потом ждать, когда загрузка дойдёт до нужного уровня, чтобы мощности не простаивали. При более консервативном подходе всегда будет вероятность замедления роста из-за “стеклянного потолка”, возникающего из-за недостатка мощностей. Привлечение логистов со стороны выгодно и бизнесу, так или иначе связанному с экспортом и импортом. Хранение товаров, поиск маршрутов доставки, плюс все, что связано с оформлением на таможне, отнимает много времени и средств, поэтому проще делегировать эти вопросы нанятым специалистам.
Подсчитать и сравнить
Установить, насколько оправдан будет аутсорсинг в логистике, можно, подсчитав собственные возможные затраты на запуск профильного отдела и сравнив данный бюджет с текущими тарифами компаний, готовых взять решение этих задач на себя. Как правило, выгодней создавать собственный логистический отдел тем компаниям, у кого налажены регулярный сбыт и транспортировка - когда перебои и остановка этих процессов исключены.
Подобный подход нужно использовать гибко, соотнося с внутренней спецификой бизнеса и решаемых задач. Имея разнообразный ассортимент товаров, но не располагая возможностями развивать и вкладываться в автоматизацию складских процессов, компании есть резон отдавать этот вопрос на аутсорсинг. В случае ограниченного товарного ассортимента можно обрабатывать информацию вручную и проще вложиться в аренду небольшого складского помещения, не делегировать эти задачи третьей стороне.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте