Tinkoff: обороты перетекают в онлайн
Игорь Бахарев
Осенью 2020 г. продажи малого и среднего бизнеса продолжили "перетекать" в онлайн. Как свидетельствуют данные аналитического проекта Tinkoff CoronaIndex, в ноябре 2020 года обороты компаний в онлайне выросли на 6% по сравнению с октябрем 2020 г и на 10% по сравнению с сентябрем 2020 года. При этом обороты традиционной розницы в ноябре упали на 9% по сравнению с октябрем 2020 г и на 4% по сравнению с сентябрем.
"Этот сценарий напоминает весну 2020 года, когда во время локдауна обороты компаний из сегмента МСБ также сокращались по всей России в офлайне, но росли в сфере онлайн-торговли", - говорят аналитики банка.
Интересно, что в 2019 году обороты бизнеса в офлайне, наоборот, росли: +3% к октябрю 2019 г и +13% к сентябрю 2019 г. Обороты российских компаний в онлайне в 2019 году тоже росли, но медленнее, чем в 2020 году: в ноябре 2019 г. по сравнению с октябрем обороты выросли на 3,1%, с сентябрем - на 8,6%.
Тренд на онлайн-шопинг наблюдался и в неделю распродаж "Черной пятницы" (23-29 ноября): в 2020 году обороты бизнеса в онлайне выросли на 7% (к неделе ранее), в офлайне сократились на 6%. В 2019 г. в аналогичную неделю распродаж обороты МСБ в онлайне выросли на 13%, а в офлайне - на 3%. В первую неделю зимы, с 3 по 9 декабря 2020 года обороты российских предприятий ниже аналогичного периода 2019 года на 5%.
Однако, некоторым компаниям удается в условиях пандемии нарастить обороты бизнеса, в основном за счет онлайн-торговли. Активнее всего в ноябре 2020 году выросли обороты компаний в продуктовом ритейле и отраслях, связанных с электронной коммерцией и логистикой. Обороты в сфере обслуживания транспорта и складов выросли на 15%, eCommerce - 13%, торговля продуктами и электроникой на 13% и 10% соответственно.
"Бизнес лучше переносит вторую волну пандемии. Многие сегменты бизнеса перестроились на онлайн-работу, а у людей уже есть опыт и понимание, какие сценарии могут разыгрываться. Кроме того,полного локдауна никто не ожидает. Есть вероятность немного восстановить активность в высокий декабрьский сезон до нового года. Сложнее всего в начале следующего года придётся традиционным оффлайн-сегментам: ресторанам, услугам, развлечениям. С другой стороны - в новогодние праздники в этих отраслях возможен рост за счет внутреннего туризма, развивающегося на фоне ситуации с зарубежными путешествиями", - говорит вице-президент Тинькофф, директор Тинькофф Бизнеса Федор Бухаров.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте