Танго на одного: как будут развиваться eCommerce-проекты Сбера
Игорь Бахарев
VK и Сбер думают разделить активы совместного предприятия для последующей продажи. Как полагают источники Forbes, VK при этом получит Delivery Club, который может обменять на "Новости" и "Дзен". А Сберу достанется "Самокат".
Некоторым подтверждением планов Сбера полностью закрыть общие фудтех-проекты с VK служит и информация о том, что VK и Сбер могут продать или закрыть другой сервис из своего совместного предприятия - "Кухню на районе".
Возможны и существенные изменения в работе ещё одного совместного проекта партнёров - оператора экспресс-доставки еды "Самокат". С середины марта сервис закрыл бизнес в 15 городах, а в последнее время сосредоточился на работе с большими складами, вместо дарксторов. Это позволяет сервису резко увеличить ассортимент и продавать большие объёмы товаров.
Впрочем, если "Самокат" действительно останется у Сбера, его можно будет интегрировать в другие eCommerce-проекты компании, считают эксперты.
Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин напоминает, что основой текущих eСommerce-сервисов Сбера является "Сбермаркет" и "Сбермегамаркет". "Самокат", - уверен он, можно довольно органично вписать в эту группу, как это делает Яндекс с "Лавкой", "Маркетом" и "Едой".
Неудачные партнёры
В 2017 году Герман Греф объяснял неудачные переговоры с Alibaba Group о создании совместного предприятия в России следующими словами: "Иногда двум слонам тяжело вместе станцевать танго, даже если они этого очень хотят". Тогда говорилось, что банк хотел иметь гораздо больший доступ к технологиям электронной торговли, чем соглашался делиться китайский гигант.
Позже когда выяснилось, что отношения Сбербанка с новым "партнёром по танго", технологической компанией "Яндекс" также далеки от идеальных, источники рассказывали, что партнеры никак не могут договориться о том, как должна строиться разработка совместного продукта. Сбербанк пытался получить больше контроля в операционной деятельности, Яндекс был этим недоволен.
Наконец, прахом пошли попытки банка создать бизнес с Ozon. Сбербанк настаивал на ребрендинге Ozon и большем своём влиянии на операционные процессы. В частности, из-за этого под угрозой могли оказаться финтех-сервисы ретейлера, на которые Ozon делал большую ставку.
"Сбермаркет" заменит Delivery Club?
Новость о том, что "Яндекс" ведет переговоры об обмене сервиса доставки Delivery Club на "Дзен" и "Новости" вызвала предположения об уходе Сбера с рынка фудтеха.
Однако вчера стало известно, что "Сбермаркет" запустит доставку еды из ресторанов.
Гендиректор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров связывает эти два факта. По его мнению, такой подход позволит Сберу сохранить присутствие в сегменте. А доля в Delivery Club, даст доступ к базе ресторанов этого сервиса.
Партнер One Story Ольга Сумишевская думает, что Сбер решил создать свой сервис доставки, так как получению в собственность 100% Delivery Club могли препятствовать существующие договоренности с VK в рамках СП.
Курс на безубыточность.
15 февраля в Сбербанке сообщили, что планируют реформировать свою экосистему. Предполагалось, что электронная коммерция будет выделена в отдельный холдинг. В частности, туда должны войти "Сбермаркет", "Сбермегамаркет", "Сберлогистика", "Сбер Еаптека" и "СММ Ритейл", а также доля Сбербанка в "О2О Холдинге". Назывался даже потенциальный глава проекта - с 1 июня должность должен был возглавить Лев Хасис.
Увы, 25 февраля стало известно, что Хасис покинет банк. И пока нет информации о том, по какой модели Сбербанк будет развивать экосистему в современных условиях. Однако недавно в "Сбермаркете" анонсировали планы достичь операционной безубыточности к концу 2023 года. Компания сразу же сделала несколько важных шагов в этом направлении, в частности, отменила бесплатную доставку, полностью поменяв условия своих подписочных программ. А чуть позже и ввела плату за сборку заказа.
Всё это говорит о том, предполагает Михаил Бурмистров, что новый проект по доставке из ресторанов будет запущен с минимальными затратами по модели маркетплейса с возможностью самовывоза из подключенных заведений общепита.
"Схема работы Delivery Club и "Яндекс.Еды", которые сами организуют доставку, для "Сбермаркета" вряд ли будет применима,- считает эксперт.- Такая модель убыточна даже при объеме свыше 200 тыс. заказов в день".
В прошлом году "СберМаркет" впервые вышел в лидеры рынка e-Grocery. Оборот сервиса за 2021 год вырос в 3 раза и составил 58,6 млрд рублей (с НДС и без промо - это доставленные и оплаченные заказы за вычетом всех скидок). Количество заказов в 2021 году выросло в 4 раза - до 24 млн. Однако о прибыли слов не было.
Основатель консалтингового агентства "Директфуд" Мстислав Воскресенский достаточно скептичен по поводу дальнейшего развития eCommerce-проектов Сбера. Он напоминает, что "Сбермаркет" несколько раз отчитывался о перспективах получения прибыли, причём каждый раз именно через "два-три года".
"В явном виде наблюдается отсутствие внятной стратегии развития: то во время пандемии в планах появляется необходимость скорейшей экспансии на территорию всей страны, после резкого роста спроса на экспресс-доставку появляется необходимость везде организовать аналогичные сервисы, затем уже появляются планы стать лидером не только на рынке E-Grocery, но и в «дрогери», «фарма», non-food. Стать лидирующим маркетплейсом («Сбермегамаркет»). Теперь вот рынок food tech (на котором непременно надо надо победить Яндекс.Еда, а теперь ещё и Delivery Club)", - напоминает эксперт.
И хотя на рынке E-Grocery у "Сбермаркета" стать лидером получилось, но цена победы известна - минус 20 млрд рублей за первое полугодие 2021 года.
Глава НАДТ Алексей Иванов напоминает, что сейчас все сегменты рынка переживают не самые лучшие времена.
"Ожидания рынка очевидны - все ориентированы на сжатие (в английском есть даже специальный термин - "cocconning", который можно перевести как "скукоживание"). Поэтому, говоря жестко и откровенно, перед проектами, в том числе и по доставке еды, поставлена задача "выжить". А как выживают такого рода проекты, созданные под растущие рынки, но попавшие в шторм - понятно, первый шаг - это "резать косты". И убирать из инвестицинного портфеля то, что не сможет, со всей очевидностью, давать прибыль", - поясняет он.
Сегодня проектов в части доставки еды слишком много, уверен эксперт. По его мнению, маленький рынок с сомнительным потенциалом роста не прокормит всех доставщиков, зато кто-то один (или два), возможно, смогут на нем как-то выживать.
Как продолжится танец?
Так или иначе, пока вопросов по поводу дальнейшего развития компании больше, чем ответов. 5 июля вице-президент по аналитике и эффективности компании Дмитрий Зборовский рассказал, что "Сбермаркет" перестаёт инвестировать в экспресс-доставку - для неё не будут нанимать новый персонал, расширять географию присутствия тоже перестанут. По его словам, в последнее время "Себрмаркет" стал "строже смотреть на эффективность точек" и дает им меньше времени для выхода в операционную прибыльность.
Также он заявил, что "Сбермаркет" отказался от развития доставки таких непродовольственных категорий, как электроника и одежда. Ресурсы направят на развитие доставки из продовольственных магазинов, сказал Зборовский. Интересный факт маржинальность доставки одежды и электроники в 2-3 раза меньше, чем доставка продуктов питания, на которую приходится 80% оборота "Сбермаркета".
И хотя в пресс-службе сразу же опровергли слова своего вице-президента и заявили, что продолжат инвестировать и развивать направление быстрой доставки, не очень понятно, почему об изменениях заявил Збровский.
Воскресенский напоминает, что попытки найти синергию в сочетании различных разносортных сервисов при наличии бесконечного количества государственных денег реализовывались Сбербанком уже давно.
"Что будет если взять с десяток убыточных сервисов, соединить их друг с другом, получится ли прибыль или убытки увеличатся? По меткому выражению одного из бывших топ-менеджеров Утконос (компании, которая за более чем 20 лет работы прибыльной так и не стала): «Видимо считают, что минус на минус даст в итоге плюс»", - рассказывает он.
При этом, указывает эксперт, в самой экосистеме Сбербанка столько конкурирующих за ресурсы и дублирующих функционал друг друга сервисов, что все это пришлось выделить в отдельный холдинг, управление которым может быть под силу только супер опытным профессионалам и консультантам, услуги которых уже не доступны из-за известных событий.
"Древние говаривали «Движение - жизнь!». Но то, что было хорошо в годы относительно стабильной экономики, уже не подходит в условиях стремительно надвигающейся «мобилизационной». Понимают ли это в «Сбербанке»? Судя по сообщениями, появляющимся в прессе - да. Как это понимание трансформируется в конкретные решения - мы увидим в ближайшее время или снова не увидим", - резюмирует Воскресенский.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте