Танго на одного: как будут развиваться eCommerce-проекты Сбера

Игорь Бахарев

VK и Сбер думают разделить активы совместного предприятия для последующей продажи. Как полагают источники Forbes, VK при этом получит Delivery Club, который может обменять на "Новости" и "Дзен". А Сберу достанется "Самокат". 

Некоторым подтверждением планов Сбера полностью закрыть общие фудтех-проекты с VK служит и информация о том, что VK и Сбер могут продать или закрыть другой сервис из своего совместного предприятия - "Кухню на районе".

Возможны и существенные изменения в работе ещё одного совместного проекта партнёров - оператора экспресс-доставки еды "Самокат". С середины марта сервис закрыл бизнес в 15 городах, а в последнее время сосредоточился на работе с большими складами, вместо дарксторов. Это позволяет сервису резко увеличить ассортимент и  продавать большие объёмы товаров.

Впрочем, если "Самокат" действительно останется у Сбера, его можно будет интегрировать в другие eCommerce-проекты компании, считают эксперты.

Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин напоминает, что основой текущих eСommerce-сервисов Сбера является "Сбермаркет" и "Сбермегамаркет". "Самокат", - уверен он, можно довольно органично вписать в эту группу, как это делает Яндекс с "Лавкой", "Маркетом" и "Едой". 


Неудачные партнёры

В 2017 году Герман Греф объяснял неудачные переговоры с Alibaba Group о создании совместного предприятия в России следующими словами: "Иногда двум слонам тяжело вместе станцевать танго, даже если они этого очень хотят". Тогда говорилось, что банк хотел иметь гораздо больший доступ к технологиям электронной торговли, чем соглашался делиться китайский гигант.

Позже когда выяснилось, что отношения Сбербанка с новым "партнёром по танго", технологической компанией "Яндекс" также далеки от идеальных, источники рассказывали, что партнеры никак не могут договориться о том, как должна строиться разработка совместного продукта. Сбербанк пытался получить больше контроля в операционной деятельности, Яндекс был этим недоволен.

Наконец, прахом пошли попытки банка создать бизнес с Ozon. Сбербанк настаивал на ребрендинге Ozon и большем своём влиянии на операционные процессы. В частности, из-за этого под угрозой могли оказаться финтех-сервисы ретейлера, на которые Ozon делал большую ставку.

"Сбермаркет" заменит Delivery Club?

Новость о том, что "Яндекс" ведет переговоры об обмене сервиса доставки Delivery Club на "Дзен" и "Новости" вызвала предположения об уходе Сбера с рынка фудтеха. 

Однако вчера стало известно, что "Сбермаркет" запустит доставку еды из ресторанов.

Гендиректор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров связывает эти два факта. По его мнению, такой подход позволит Сберу сохранить присутствие в сегменте. А доля в Delivery Club, даст доступ к базе ресторанов этого сервиса.

Партнер One Story Ольга Сумишевская думает, что Сбер решил создать свой сервис доставки, так как получению в собственность 100% Delivery Club могли препятствовать существующие договоренности с VK в рамках СП.

Курс на безубыточность.

15 февраля в Сбербанке сообщили, что планируют реформировать свою экосистему. Предполагалось, что электронная коммерция будет выделена в отдельный холдинг. В частности, туда должны войти "Сбермаркет", "Сбермегамаркет", "Сберлогистика", "Сбер Еаптека" и "СММ Ритейл", а также доля Сбербанка в "О2О Холдинге". Назывался даже потенциальный глава проекта - с 1 июня должность должен был возглавить Лев Хасис.

Увы, 25 февраля стало известно, что Хасис покинет банк. И пока нет информации о том, по какой модели Сбербанк будет развивать экосистему в современных условиях. Однако недавно в "Сбермаркете" анонсировали планы достичь операционной безубыточности к концу 2023 года. Компания сразу же сделала несколько важных шагов в этом направлении, в частности, отменила бесплатную доставку, полностью поменяв условия своих подписочных программ. А чуть позже и ввела плату за сборку заказа.

Всё это говорит о том, предполагает Михаил Бурмистров, что новый проект по доставке из ресторанов будет запущен с минимальными затратами по модели маркетплейса с возможностью самовывоза из подключенных заведений общепита.

"Схема работы Delivery Club и "Яндекс.Еды", которые сами организуют доставку, для "Сбермаркета" вряд ли будет применима,- считает эксперт.- Такая модель убыточна даже при объеме свыше 200 тыс. заказов в день".

В прошлом году "СберМаркет" впервые вышел в лидеры рынка e-Grocery. Оборот сервиса за 2021 год вырос в 3 раза и составил 58,6 млрд рублей (с НДС и без промо - это доставленные и оплаченные заказы за вычетом всех скидок). Количество заказов в 2021 году выросло в 4 раза - до 24 млн. Однако о прибыли слов не было.

Основатель консалтингового агентства "Директфуд" Мстислав Воскресенский достаточно скептичен по поводу дальнейшего развития eCommerce-проектов Сбера. Он напоминает, что "Сбермаркет" несколько раз отчитывался о перспективах получения прибыли, причём каждый раз именно через "два-три года". 

"В явном виде наблюдается отсутствие внятной стратегии развития: то во время пандемии в планах появляется необходимость скорейшей экспансии на территорию всей страны, после резкого роста спроса на экспресс-доставку появляется необходимость везде организовать аналогичные сервисы, затем уже появляются планы стать лидером не только на рынке E-Grocery, но и в «дрогери», «фарма», non-food. Стать лидирующим маркетплейсом («Сбермегамаркет»). Теперь вот рынок food tech (на котором непременно надо надо победить Яндекс.Еда, а теперь ещё и Delivery Club)", - напоминает эксперт. 

И хотя на рынке E-Grocery у "Сбермаркета" стать лидером получилось, но цена победы известна  - минус 20 млрд рублей за первое полугодие 2021 года. 

Глава НАДТ Алексей Иванов напоминает, что сейчас все сегменты рынка переживают не самые лучшие времена. 

"Ожидания рынка очевидны - все ориентированы на сжатие (в английском есть даже специальный термин - "cocconning", который можно перевести как "скукоживание"). Поэтому, говоря жестко и откровенно, перед проектами, в том числе и по доставке еды, поставлена задача "выжить". А как выживают такого рода проекты, созданные под растущие рынки, но попавшие в шторм - понятно, первый шаг - это "резать косты". И убирать из инвестицинного портфеля то, что не сможет, со всей очевидностью, давать прибыль", - поясняет он.

Сегодня проектов в части доставки еды слишком много, уверен эксперт. По его мнению, маленький рынок с сомнительным потенциалом роста не прокормит всех доставщиков, зато кто-то один (или два), возможно, смогут на нем как-то выживать.

Как продолжится танец?

Так или иначе, пока вопросов по поводу дальнейшего развития компании больше, чем ответов. 5 июля вице-президент по аналитике и эффективности компании Дмитрий Зборовский рассказал, что "Сбермаркет" перестаёт инвестировать в экспресс-доставку - для неё не будут нанимать новый персонал, расширять географию присутствия тоже перестанут. По его словам, в последнее время "Себрмаркет" стал "строже смотреть на эффективность точек" и дает им меньше времени для выхода в операционную прибыльность.

Также он заявил, что "Сбермаркет" отказался от развития доставки таких непродовольственных категорий, как электроника и одежда. Ресурсы направят на развитие доставки из продовольственных магазинов, сказал Зборовский. Интересный факт маржинальность доставки одежды и электроники в 2-3 раза меньше, чем доставка продуктов питания, на которую приходится 80% оборота "Сбермаркета".

И хотя в пресс-службе сразу же опровергли слова своего вице-президента и заявили, что продолжат инвестировать и развивать направление быстрой доставки, не очень понятно, почему об изменениях заявил Збровский.

Воскресенский напоминает, что попытки найти синергию в сочетании различных разносортных сервисов при наличии бесконечного количества государственных денег реализовывались Сбербанком уже давно. 

"Что будет если взять с десяток убыточных сервисов, соединить их друг с другом, получится ли прибыль или убытки увеличатся? По меткому выражению одного из бывших топ-менеджеров Утконос (компании, которая за более чем 20 лет работы прибыльной так и не стала): «Видимо считают, что минус на минус даст в итоге плюс»", - рассказывает он.

При этом, указывает эксперт, в самой экосистеме Сбербанка столько конкурирующих за ресурсы и дублирующих функционал друг друга сервисов, что все это пришлось выделить в отдельный холдинг, управление которым может быть под силу только супер опытным профессионалам и консультантам, услуги которых уже не доступны из-за известных событий. 

"Древние говаривали «Движение - жизнь!». Но то, что было хорошо в годы относительно стабильной экономики, уже не подходит в условиях стремительно надвигающейся «мобилизационной». Понимают ли это в «Сбербанке»? Судя по сообщениями, появляющимся в прессе - да. Как это понимание трансформируется в конкретные решения - мы увидим в ближайшее время или снова не увидим", - резюмирует Воскресенский.



Материал по теме

В СБЕР ЕАПТЕКЕ внедрили чат-центр для поддержки клиентов от компании edna

Материал по теме

Средний чек в 2023 году: онлайн-торговля обгоняет офлайн

Материал по теме

Онлайн-торговля обгонала розницу: аналитика Сбер

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Ozon интегрировался с ВКонтакте

Ozon и ВКонтакте объявили о начале сотрудничества. Теперь продавцы Ozon смогут напрямую предлагать свои товары миллионам пользователей ВКонтакте, а покупатели смогут совершать покупки, не покидая любимую со...

Пик покупок перед сном: Как время суток влияет на средний чек и выбор товаров россиян

64% опрошенных россиян признаются, что психологически  им легче совершать покупки вечером и ночью, говорится в исследовании Мегамаркета и аналитиков медиахолдинга Rambler&Co. Согласно исследованию, б...

Футболка из литовского маркетплейса оказалась на подиуме парижского Диснейленда

Необычная история произошла с футболкой, купленной на литовском маркетплейсе Vinted. Контент-креатор Квентин с удивлением узнал свою вещь на модели, участвовавшей в показе мод Coperni, прошедшем в парижском Дис...

Lamoda запускает осеннюю распродажу раньше конкурентов

Онлайн-платформа Lamoda объявила о старте осенних скидок в октябре, опередив традиционный период "Черной пятницы". Акция пройдёт с 7 по 31 октября. Компания решила предоставить своим клиентам возможн...

На "Авито Авто" появился раздел для новых автомобилей

Платформа объявлений "Авито Авто" запустила новый раздел, посвященный продаже новых автомобилей. Теперь пользователи могут удобно выбирать и приобретать новые машины прямо на сайте, не посещая автосалоны. ...

"Плеер.ру" возвращается: из магазина – в маркетплейс

Один из старейших интернет-магазинов электроники в России, "Плеер.ру", готовится к перезапуску. Как сообщается на официальном сайте компании, она возобновит работу в новом формате – маркетплейса. Точные сро...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.