Суд подтвердил право покупателей подарочных сертификатов на возврат денег

Игорь Бахарев
Московский городской суд подтвердил решение Лефортовского суда столицы о том, что продавцы подарочных сертификатов должны возвращать деньги их владельцам.

Истцом по данному заявлению выступил покупатель мебели Буланов. По его словам, он 10 февраля 2019 года купил у ООО "Фаворит плюс" подарочный сертификат на 75 тыс. рублей. Этот сертификат позволял приобрести товары в интернет-магазине компании. Однако вскоре выяснилось, что в каталоге онлайн-площадки просто не было нужных товаров.

Когда 21 февраля он попытался вернуть товар, в компании ему отказали, сославшись на собственные "Правила оборота подарочных сертификатов". Согласно этим "правилам", сертификат возврату и обмену не подлежит и является "подтверждением обязанности продавца принять этот документ к оплате за товары в сумме, равной номиналу".

В "Фаворит плюс" утверждают, что при покупке сертификата потребитель согласился с публичной офертой, то есть принял условия, на которых этот подарочный сертификат реализуется и используется.

Суд решил, что подарочный сертификат - это товар, к которому можно применять нормы закона "О защите прав потребителей". В частности, ч. 4 ст. 26.1, согласно которой при дистанционном способе продажи потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

Таким образом, Лефортовский суд взыскал в пользу Буланова более 120 тыс. руб., включая штраф и компенсацию морального вреда. Мосгорсуд подтвердил это решение. Впрочем, на данный момент мотивировочная часть апелляционного определения Мосгорсуда ещё не опубликована.

Старший юрист адвокатского бюро "Халимон и Партнеры" Игорь Ершов, рассказывает, что Лефортовский суд основывал своё решение на следующих тезисах:
  • физическое лицо, приобретшее подарочный сертификат – это потребитель, следовательно, к отношениям между физическим лицом, приобретшим подарочный сертификат, и лицом, реализовавшим сертификат, подлежит применению законодательство о защите прав потребителей;
  • при дистанционном способе продажи товаров потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней (ст.26.1 Закона о защите прав потребителей);
  • подарочный сертификат не определяет конкретный товар, он определяет право потребителя приобрести предлагаемый продавцом к продаже товар в течение срока действия сертификата;
  • условие о запрете на возврат и обмен сертификата ущемляет права потребителей, следовательно, недействительно.
В итоге, суд пришел к выводу, что отказ вернуть денежные средства в связи с отказом от исполнения договора купли-продажи в будущем не правомерен.

Как напоминает Ершов, фактически Лефортовский суд признал, хотя буквально и не отметил, что приобретение подарочного сертификата – это аванс будущей оплаты товара, а аванс не может быть удержан.
"В целом, Решение суда первой инстанции законно и принято в русле актуальной судебной практики по данным спорам. Однако не совсем очевидна необходимость аргументировать право потребителя на возврат денежных средств ссылкой на дистанционный способ продажи", - добавляет юрист.
По его словам, необходимо исходить из того, что подарочный сертификат – это аванс и подтверждение прав на покупку товара в будущем, а граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
"Приобретение подарочного сертификата не означает, что приобретшее его лицо обязано реализовать сертификат и купить с его помощью, например, диван, как в рассматриваемом случае, или иной товар. Сертификат – это возможность, право купить что-то, но не обязанность. Что касается условий правил выдачи, продажи подарочных сертификатов, карт, запрещающих возврат, обмен, то данные условия следует признать недействительными, поскольку они ущемляют права потребителя", - говорит Ершов.
Указанная позиция находит отражение в судебной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в том числе в практике Верховного Суда РФ.
Юрист обращает внимание, что за включение условий правил выдачи, продажи подарочных сертификатов, карт, запрещающих возврат, обмен, Роспотребнадзор привлекает юридические лица к административной ответственности (Определение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2018 г. № 305-АД18-18522).
Это решение принципиально ничего не изменит, но несколько ускорит развитие рынка, считает Александра Фудала из Digift. У покупателей будет меньше сомнений при покупке, так как карту можно вернуть. 

Материал по теме

Власти ограничат рассрочку

Материал по теме

Суд обязал ВсеИнструменты.ру следить за своими остатками

Материал по теме

Маркетплейсы объединились против инфраструктурного платежа

Подписаться на новости

Смотрите также

Актуальное сейчас

Как розничная сеть магазинов косметики за две недели вдвое увеличила выручку

В 2023 году оборот электронной торговли вырос на 19%, офлайн-продаж — на 13%. Этот тренд актуален уже последние 5 лет. Популярность онлайн-ритейла заставляет предпринимателей выходить на новые площадки. CEO ...

Яндекс Маркет дал селлерам возможность настраивать скидки

Яндекс Маркет расширяет возможности программы лояльности. Теперь продавцы смогут настраивать скидку по зелёным ценам, а не только предлагать за покупку своих товаров на Маркете повышенный кешбэк баллами Плю...

Весеннее обострение: в России подскочил спрос на игрушки-антистресс и успокоительные

По данным системы расширенной аналитики для управления товарным бизнесом на маркетплейсах JVO (резидент "Сколково"), в конце зимы - начале весны продажи антистресс-игрушек выросли в полтора раза, а продажи ...

"Авито" запускает собственную сеть доставки на Дальнем Востоке

Осенью 2024 года онлайн-платформа "Авито" запустит на Дальнем Востоке собственную сеть доставки и программное обеспечение для владельцев пунктов выдачи заказов. "В первую очередь будут подключены к...

Wildberries меняет правила для владельцев ПВЗ: еженедельные выплаты под угрозой

Wildberries вводит новую систему оценки пунктов выдачи заказов (ПВЗ), которая может лишить их владельцев еженедельных выплат. Если рейтинг пункта опустится ниже 4,9, его владелец перестанет получать еженеде...

Правила хорошего тона: тонкости общения курьеров с клиентами

Часто курьер — это единственный представитель компании, который непосредственно взаимодействует с клиентом. И от его поведения во многом зависит лояльность клиента в дальнейшем. О том, как вести себя в сложн...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.