Меню

Суд подтвердил право покупателей подарочных сертификатов на возврат денег

Игорь Бахарев
Московский городской суд подтвердил решение Лефортовского суда столицы о том, что продавцы подарочных сертификатов должны возвращать деньги их владельцам.

Истцом по данному заявлению выступил покупатель мебели Буланов. По его словам, он 10 февраля 2019 года купил у ООО "Фаворит плюс" подарочный сертификат на 75 тыс. рублей. Этот сертификат позволял приобрести товары в интернет-магазине компании. Однако вскоре выяснилось, что в каталоге онлайн-площадки просто не было нужных товаров.

Когда 21 февраля он попытался вернуть товар, в компании ему отказали, сославшись на собственные "Правила оборота подарочных сертификатов". Согласно этим "правилам", сертификат возврату и обмену не подлежит и является "подтверждением обязанности продавца принять этот документ к оплате за товары в сумме, равной номиналу".

В "Фаворит плюс" утверждают, что при покупке сертификата потребитель согласился с публичной офертой, то есть принял условия, на которых этот подарочный сертификат реализуется и используется.

Суд решил, что подарочный сертификат - это товар, к которому можно применять нормы закона "О защите прав потребителей". В частности, ч. 4 ст. 26.1, согласно которой при дистанционном способе продажи потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

Таким образом, Лефортовский суд взыскал в пользу Буланова более 120 тыс. руб., включая штраф и компенсацию морального вреда. Мосгорсуд подтвердил это решение. Впрочем, на данный момент мотивировочная часть апелляционного определения Мосгорсуда ещё не опубликована.

Старший юрист адвокатского бюро "Халимон и Партнеры" Игорь Ершов, рассказывает, что Лефортовский суд основывал своё решение на следующих тезисах:
  • физическое лицо, приобретшее подарочный сертификат – это потребитель, следовательно, к отношениям между физическим лицом, приобретшим подарочный сертификат, и лицом, реализовавшим сертификат, подлежит применению законодательство о защите прав потребителей;
  • при дистанционном способе продажи товаров потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней (ст.26.1 Закона о защите прав потребителей);
  • подарочный сертификат не определяет конкретный товар, он определяет право потребителя приобрести предлагаемый продавцом к продаже товар в течение срока действия сертификата;
  • условие о запрете на возврат и обмен сертификата ущемляет права потребителей, следовательно, недействительно.
В итоге, суд пришел к выводу, что отказ вернуть денежные средства в связи с отказом от исполнения договора купли-продажи в будущем не правомерен.

Как напоминает Ершов, фактически Лефортовский суд признал, хотя буквально и не отметил, что приобретение подарочного сертификата – это аванс будущей оплаты товара, а аванс не может быть удержан.
"В целом, Решение суда первой инстанции законно и принято в русле актуальной судебной практики по данным спорам. Однако не совсем очевидна необходимость аргументировать право потребителя на возврат денежных средств ссылкой на дистанционный способ продажи", - добавляет юрист.
По его словам, необходимо исходить из того, что подарочный сертификат – это аванс и подтверждение прав на покупку товара в будущем, а граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
"Приобретение подарочного сертификата не означает, что приобретшее его лицо обязано реализовать сертификат и купить с его помощью, например, диван, как в рассматриваемом случае, или иной товар. Сертификат – это возможность, право купить что-то, но не обязанность. Что касается условий правил выдачи, продажи подарочных сертификатов, карт, запрещающих возврат, обмен, то данные условия следует признать недействительными, поскольку они ущемляют права потребителя", - говорит Ершов.
Указанная позиция находит отражение в судебной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в том числе в практике Верховного Суда РФ.
Юрист обращает внимание, что за включение условий правил выдачи, продажи подарочных сертификатов, карт, запрещающих возврат, обмен, Роспотребнадзор привлекает юридические лица к административной ответственности (Определение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2018 г. № 305-АД18-18522).
Это решение принципиально ничего не изменит, но несколько ускорит развитие рынка, считает Александра Фудала из Digift. У покупателей будет меньше сомнений при покупке, так как карту можно вернуть. 

Материал по теме

Минфин: вопросы по онлайн-продаже алкоголя "сняли с повестки"

Материал по теме

Легализация онлайн-продажи алкоголя: поле битвы на начало 2021 года

Материал по теме

"Эконика" внедрила подарочные сертификаты

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Debenhams будут спасать в онлайне

В Великобритании закроются все офлайновые магазины сети Debenhams, существовавшей с 1778 года. Интеллектуальные активы ритейлера на фоне банкротства были проданы онлайн-площадке Boohoo, специализирующейся н...

iHerb поищет разработчиков в России

iHerb создает в России IT-подразделение из отечественных специалистов, которое будет обслуживать глобальный маркетплейс компании и заниматься совершенствованием, персонализацией и локализацией продуктов iHe...

"Лента" отчиталась о рекордных онлайн -продажах

"Лента" представила операционные результаты за 2020 год. Продажи компании увеличились на 7,3% и составили 438 млрд рублей. При этом выручка онлайн-подразделения ритейлера увеличилась на 566% до 6,3 млрд руб...

"Киберпонедельник 2021": продажи стартовали

25 января в России стартовала всероссийская онлайн-распродажа "Киберпонедельник". Она продлится три дня. Акция традиционно проходит на конкурирующих платформах. Одну из них, kiberponedelnik.com, поддерживае...

Как продвигать FMCG-бренды в 2021 году?

28 января приглашаем на онлайн-митап «FMCG: маркетинг товаров повседневного спроса» маркетологов, бренд-менеджеров и digital стратегов, работающих на потребительском рынке. Для обсуждения мы выбрали 5...

Wildberries удвоил экспорт

Маркетплейс Wildberries в 2020 г. увеличил экспортный оборот продавцов своей площадки на 95% год к году до 23,7 млрд рублей. При этом в числе проданных товаров рост составил 138%. Самыми востребованными у ...