Новая стратегия развития российского eCommerce: куда идём?

Игорь Бахарев

Стратегия развития онлайн-торговли будет представлена в начале следующего года. Как рассказал замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга РФ Никита Кузнецов, ведомство подготовит проект к январю-февралю 2017 года. 

В основе Стратегии развития российского eCommerce будет лежать "Дорожная карта", разработанная АКИТ, рассказал E-pepper.ru президент АКИТ Алексей Федоров. Работа над документом сегодня продолжается в рамках подкомиссии по развитию электронной торговли А.В.Дворковича.

Согласно "Дорожной карте", основными направлениями Стратегии станут: выравнивание конкурентных условий и снятие правовых коллизий онлайн-торговли, снижение доли контрафакта и повышение эффективности административных и судебных мер, легализация дистанционной торговли лекарственными препаратами, ювелирными изделиями и алкогольной продукцией, регулирование деятельности агрегаторов товаров и услуг, формирование системы внесудебного урегулирования споров между потребителями и интернет-магазинами, саморегулирование деятельности интернет-магазинов, экспорт товаров с помощью сети Интернет и совершенствование логистических сервисов.

"Приоритетными направлениями мы видим выравнивание конкурентных условий для зарубежных и отечественных онлайн-ритейлеров и введение системы саморегулирования отрасли. Мы ожидаем, что в первую очередь будут сняты ограничения с дистанционной продажи ювелирных украшений (весной 2017 года) и алкогольной продукции", - говорит Фёдоров.

Реализация Стратегии, считает он, позволит вывести на рынок новые товарные категории, и, как следствие, форсировать развитие внутреннего (доместикового) сегмента электронной коммерции. Разрешение дистанционной продажи алкоголя ускорит рост доли продаж продуктов питания.

"Мы уверены, что рынок должен развиваться комплексно, учитывая нюансы и интересы всех игроков, а в Стратегии должно быть предусмотрено не только устранение всех правовых коллизий законодательства, но и новые возможности по контролю его соблюдения. Наиболее действенной из них является оперативная досудебная блокировка ресурсов, нарушающих законодательство. К сожалению, с помощью судебной системы добиться оперативной блокировки крайне сложно, поэтому оптимальным вариантом мы видим основание СРО, которая будет регулировать отношения участников рынка", - заключает Фёдоров.

"Если получится правильно всё там включить, то будет нормальная стратегия. Если кто-то продавит свои узкие интересы, то будет как всегда", – сообщил руководитель кластера «РАЭК/Электронная коммерция» Иван Кургузов, один из авторов проекта стратегии развития электронной торговли.

В августе на совещании в Совете Федерации представили проект «дорожной карты» по развитию электронной коммерции. Документ содержит план мероприятий по шести основным направлениям, в частности, ограничению кроссбордера, легализации онлайн-торговли алкоголем, лекарствами и другими товарными категориям. 

В  октябре в Минпромторге заявили, что вопрос о регулировании товарных агрегаторов будет включен в стратегию развития российской онлайн-торговли. Об этом рассказал заместитель главы министерства Виктор Евтухов.

Генеральный директор Expert Town, оператора онлайн-распродаж “Киберпонедельник” и “Настоящая Черная Пятница” Леонид Довладбегян рассказывает, что в проекте будет поднят вопрос об "уравнивании условий для российских и зарубежных ритейлеров" и постановки на налоговый учет трансграничных операторов.

"Конечно, уравнивание условий необходимо, поскольку всем понятно, что внутри одного рынка правила должны быть едиными для всех, вопрос только в том, как это будет реализовано. Система должна быть прозрачной и практически применимой. Пока мы видим определенные риски. Во-первых, очевидно, что регулирование интернет-торговли должно осуществляться в рамках разумного, потому что нет ни одного примера рынка, на котором положительно бы отразилось излишнее регулирование со стороны государства. Кроме того, введение налогообложения для иностранных компаний, особенно маркетплейсов, таких как AliExpress - технически сложно осуществимая вещь, так что администрирование всех процессов может быть весьма дорогим", - говорит эксперт.

По его мнению, хотелось бы увидеть систему, которая бы стимулировала крупных иностранных игроков открывать в России свои склады и развивать здесь свою инфраструктуру. Кроме того, важно снять ограничения на торговлю в интернете отдельными категориями товаров, ведь запрет на онлайн-торговлю алкоголем не только затормаживает развитие рынка продуктового онлайн-ритейла, но и способствует росту нелегального оборота алкоголя.

Пока ни в одной стране мира нет оптимальной системы регулирования сферы трансграничной онлайн-торговли, говорит глава российского подразделения LeEco Виктор Сюй.

"Как показывает мировой опыт, администрирование налогообложения здесь обходится значительно дороже самой суммы собираемых налогов. В Китае, например, подобные налоги ввели в апреле этого года, но потом сразу же отменили, так как, во первых, собирать эти налоги в полтора раза дороже суммы самих налогов, а во-вторых, эти налоги крайне негативно сказались на развитии импорта в Китай. Чтобы собрать один юань налогов нужно потратить полтора. Кроме того, возникает проблема двойного налогообложения товаров, продаваемых зарубежными интернет-магазинами. Безусловно, необходимо создавать равные условия для местных и зарубежных ритейлеров. Главное, чтобы, в конечном итоге, потребители были удовлетворены, получая качественные товары и услуги по приемлемым ценам", - добавляет Сюй.

Эксперт также отметил, что российская интернет-торговля сегодня находится в так называемой точке «sweet point», после которой вероятно последует бурный рост по экспоненте. Именно в этот момент вопрос грамотного и обдуманного регулирования этой отрасли приобретает особую значимость. «Важно создавать максимально сбалансированные условия для развития рынка – от этого выиграют все участники, и, в первую очередь, потребители».

"Человек склонен преувеличивать свою роль в сложных и саморазвивающихся процессах", - прокомментировал директор веб-приложений OZON Михаил Осин вопрос о том, нужна ли вообще стратегия развития Интернет-торговли. Так или иначе, считает он, российские магазины не должны иметь условия хуже тех, что есть для иностранных. Исходя из этой формулировки решений может быть много.

Самая плохая для рынка ситуация - это не тогда, когда ограничения слишком сильные, или когда их вообще нет, а тогда, когда непонятно как действовать, отсутствие описанных процедур, говорит руководитель направления "Электронная коммерция" Itella в России Дмитрий Лобанов.

"Сейчас у нас есть пробелы в законодательстве (имею ввиду коммерческий кросс-бордер), т.е. рынок хочет, но не совсем понятно как. Мы надеемся, что стратегия даст импульс развитию законодательства и пробелов со временем не останется", - добавляет эксперт.

По его словам, цивилизованное регулирование рынка - это нормально. Однако, внедрение НДС на зарубежные посылки, например, может сильно повлиять на рынок, считает эксперт. "Не совсем понятно какова будет процедура, но мы выступаем за то, чтобы она была максимально простой и прозрачной. Есть вероятность того, что в итоге государство сделает единую пошлину на ввозимую посылку, но тогда вопрос кто и как будет обслуживать данные платежи и за какой процент", - заявил он.

Специальная стратегия развития Интернет-торговли не нужна, уверен главный аналитик Price.ru Алексей Петровский. "Рынок электронной коммерции - это подросток, который страдает от изменения гормонального фона и неравномерного роста рук-ног, мышечной структуры (логистика, платежи, основные маркетинговые каналы). Но вы же при этом не выстраиваете "стратегию развития конкретного ребёнка" - до гробовой доски? Стратегические интервалы (сейчас модно рисовать до 2025 или до 2030 года - инвест-программы развития регионов, или стратегии поддержки малого и среднего бизнеса) - на самом деле бесполезно рисовать далее чем на три года", - говорит эксперт.

Материал по теме

Начало года: данные Goods.ru, WildBerries, "Связной" и "М.Видео"

Материал по теме

Прямая дорога к покупателю: как это делает производитель

Материал по теме

Робот-предсказатель поработает на "Эльдорадо"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

За дорогими покупками идут мимо маркетплейсов

Согласно данным опроса, проведенного порталом lenta.ru, 72% россиян предпочитают совершать крупные и значимые покупки на сайтах интернет-магазинов или брендов, а не на маркетплейсах.  Основными мотив...

В Data Insight оценили онлайн-рынок БАДов

Основной канал продажи БАДов в онлайн-торговле - это маркетплейсы, рассказал партнёр Data Insight Фёдор Вирин. По его оценке, в 2024 году крупные площадки продадут их чуть менее чем на 40 млрд рублей все вместе...

Товары OBI теперь доступны на Ozon

Покупатели маркетплейса теперь могут найти на онлайн-витрине до 26 тысяч товаров из OBI - крупной сети DIY-гипермаркетов. Все для обустройства квартиры, ремонта, декор, техника, новогодние ели и другие това...

Мегамаркет начал работать с продавцами путёвок

Мегамаркет, один из крупнейших российских маркетплейсов, объявил о запуске нового направления, посвященного путешествиям. Теперь пользователи платформы могут не только приобрести товары для дома и быта, но ...

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.