Прямая дорога к покупателю: как это делает производитель

Игорь Бахарев
Современные интернет-технологии позволили производителям продавать товар без посредников. Солидные корпорации выбирают модель прямого взаимодействия с потребителем (D2C — direct to consumer).

Рынок меняется: ещё несколько лет назад новинкой выглядели собственные магазины обувных компаний, а теперь через онлайн-площадки продают всем желающим даже спецтехнику и металлопрокат. Цифровизация продаж может дать бизнесу огромные преимущества, повысить маржинальность бизнеса и лояльность покупателей.

E-pepper.ru совместно с еСommerce-агентством Aero провели исследование рынка прямых розничных онлайн-продаж. В нём участвовало более 50 экспертов из крупнейших российских и международных производственных компаний. Среди участников исследования: Nestle, Panasonic, Reckitt Benckiser, Perfetti van Melle, Epson, Splat, Московский ювелирный завод, Объединенная металлургическая компания, Kramp, кондитерская фабрика «Победа» и многие другие.

«Технологии позволяют не только «дотянуться» до конечного покупателя, но и услышать его, чтобы персонализировать предложение. Однако многие производители ведут «игру от обороны», следуя за конкурентами. Мало кто четко понимает цель прямых продаж и имеет стратегию ее достижения. Между тем «выход на конечников», понимание новой целевой аудитории и ее потребностей помогают ускорить внедрение инноваций в продукт и сервис компании в целом», — отмечает управляющий партнер Aero Владимир Синельников.

Представляем вам краткие результаты этого исследования, с полной его версией можно ознакомиться на сайте http://d2c.aeroidea.ru

Наращиваем продажи и маржинальность

Темпы роста экономики падают, конкуренция ужесточается, это вынуждает производителей искать новые источники роста. Как показало исследование, запуская D2C-продажи, производители рассчитывают, в первую очередь, увеличить объем продаж. В той или иной мере, это удаётся почти всем опытным игрокам. Почти 90% респондентов с опытом в eCommerce более 5 лет заявили, что D2C-проект помог подстегнуть продажи.

56% компаний с опытом в eCommerce более 5 лет и 27% производителей с меньшим опытом удалось с помощью D2C-проекта повысить маржинальность своих продаж. 

Clip2net_181107194614.png

Тут надо учитывать, что когда производители говорят о продажах конечному покупателю, они не всегда имеют в виду физическое лицо. Конечным покупателем может выступать и бизнес, который использует продукцию производителя не для перепродажи. Например, строительная компания, которая покупает трубы, чтобы строить дома, или ресторан, который покупает продукты, чтобы готовить еду — это конечные покупатели. Соответственно различаются и цели запуска нового канала продаж. 

Большинство компаний хотят найти новых покупателей и выйти на новые рынки. Некоторые заинтересованы в автоматизации работы с текущими B2B-покупателями, повышении их лояльности и сокращении издержек на дистрибуцию. Часть компаний видят в онлайн-магазине инструмент поддержки продаж дилеров. 


Делим информацию с маркетплейсами

Не секрет, что маркетплейсы пытаются «анонимизировать» и продавца в глазах покупателя, и покупателя в глазах продавца. Для клиента маркетплейса даже не всегда очевидно, что за товаром стоит какой-то производитель. Это ведет к потере лояльности покупателей. Для того, чтобы её повысить, надо собирать данные о предпочтениях клиентов, а маркетплейсы крайне скупо делятся информацией.

Своя площадка, напротив, идеально подходит для сбора данных. Около 80% респондентов заявили о том, что им удаётся собирать и анализировать информацию о поведении покупателей. Такие данные используют для анализа эффективности маркетинга, создания персонализированных предложений и управления ассортиментом и стоком.

В последнее время покупатели всё чаще рассчитывают на прямой диалог с брендом и ждут персонализированной продукции. Глобальное исследование PwC «Все зависит от впечатлений клиентов» показало, что почти три четверти (73%) потребителей хотят большего внимания к их личности со стороны представителей компаний. Особенно важен этот момент при работе с поколением Y и Z, которые не смотрят ТВ, поэтому традиционные рекламные каналы для них не работают.

Впрочем, от маркетплейсов тоже отказываться не стоит. 63% респондентов, развивающих D2C-продажи, используют не только собственный интернет-магазин, но и большие площадки. Почти четверть опрошенных концентрируются на продажах на собственном сайте, а еще 13% предпочитают продавать именно на маркетплейсах.

Каналы D2C-продаж

Интересно, что большинство производителей использует для управления онлайн-продажами фулфилмент-партнеров. Внутренняя команда, как правило, разрабатывает стратегию электронной коммерции и обеспечивает маркетинг, а обработкой онлайн-заказов, доставкой и коммуникацией с покупателями занимается партнер. Но надо помнить: чем больше функций переданы на аутсорсинг, тем ниже маржинальность продаж.

Барьеры при запуске D2C-продаж

У большинства производителей до недавних пор не было опыта продажи своих товаров в розницу. В компаниях рассказывают, что для работы с конечным потребителем им приходится трансформировать многие бизнес-процессы. Именно этот момент 74% респондентов считают основным барьером при внедрении D2C-продаж.

Многие производители технологически не готовы к автоматизации продаж. Больше половины респондентов отмечают сложность настраивания ИТ-системы под новые бизнес-процессы.

Создавать собственную систему логистики под онлайн-розницу большинство производителей считает слишком сложной задачей. Но найти хорошего партнера для доставки по стране тоже не так просто. Респонденты отмечают недостаток адекватных по соотношению «цена-качество» логистических услуг на российском рынке. 35% респондентов, выстраивающих D2C-канал, столкнулись с теми или иными сложностями в этой области.

Любопытно, что о проблеме отсутствия экспертизы в eCommerce заявили всего 35% производителей. При этом именно наличие экспертизы влияет и на правильную постановку целей D2C-продаж, и на эффективность выстраивания бизнес-процессов, и на достижение результата. В большинстве компаний, которые только разрабатывают собственные каналы онлайн-продаж, нет даже специалистов с опытом в электронной коммерции. Особенно это характерно для индустрий, где первые кейсы в eCommerce появились один-два года назад. В первую очередь это касается металлургии, автоотрасли, производства стройматериалов.

Барьеры

В онлайн-продажах многих товарных категорий важна комплектность. Если в сегменте одежды или бытовой техники покупатель готов приобрести в магазине один товар, то продукты питания и многие другие товары FMCG покупают большой корзиной или в комплекте (например, вместе с кормом для питомца покупают наполнитель для туалета, игрушки и другие аксессуары).

Производители решают проблему комплектности, продавая товары на маркетплейсах и расширяя ассортимент собственных интернет-магазинов за счет продуктов партнеров.

Выводы и прогнозы

2019 год станет годом экспериментов с подписочными сервисами. Сразу несколько производителей рассказали о том, что рассматривают внедрение модели подписки. Так, компания Reckitt Benckiser планирует запустить сервис подписки для одного из брендов бытовой химии.

Модель подписки имеет потенциал для товаров регулярного использования и брендов с высокой лояльностью покупателя, таких как зоотовары, товары для бритья, косметика, капсулы для кофемашин и кофе в зернах, бытовая химия, памперсы, контактные линзы и т.д.

В ближайшие 5 лет конфликт между производителями, развивающими собственную розницу, и их сбытовыми партнерами будет нарастать. Треть респондентов отметили осложнение отношений с ретейлерами и дистрибуторами как один из барьеров внедрения прямых продаж. Чтобы успокоить партнеров, многие производители позиционируют D2C как эксперимент, подчеркивают не существенную долю продаж через собственные каналы и выделяют выгоды этого эксперимента для оптовиков.

В то же время рынок D2C растет, как снежный ком: всё больше компаний задумываются о собственной интернет-площадке, не желая отставать от конкурентов. В компаниях-производителях появляются eCommerce-специалисты, заточенные именно под D2C, а логисты уже разрабатывают новые предложения для потенциально огромного рынка.

Производители потребительских товаров, продуктов питания, автомобилей и автозапчастей, а также металлургические компании и производители строительных материалов и товаров DIY в 2019 году станут основными драйверами роста eCommerce. Эти индустрии только начинают экспериментировать в электронной коммерции, но готовы инвестировать в D2C и ищут эффективные модели цифровизации продаж.

Более подробно познакомиться с выводами исследования можно на специальном сайте.
Материал по теме

Потребители проводят больше времени в интернет-магазинах

Материал по теме

Световой день диктует тон онлайн-репутации

Материал по теме

Исследование: 70% карточек товаров на маркетплейсах теряют позиции в топе после попадания в Out Of Stock

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Getblogger: половина россиян ждет от блогеров промокоды к распродажам

Российская аудитория все чаще ждет от брендов не просто скидок, а вовлекающих форматов взаимодействия. Исследование Getblogger (входит в МТС AdTech) показало, что во время распродаж больше всего пользовател...

5Post запустил доставку заказа по клику из магазинов

Дочерняя компания X5 5Post запустила доставку заказа по клику из пункта выдачи. Покупатели сервиса 5Post теперь могут вызвать курьера прямо в магазин "Пятёрочка" или "Перекрёсток" после поступления туда зак...

Рейтинг качества доставки в 2025 году

Компания PIM Solutions представила рейтинг лучших предложений по доставке среди крупнейших российских интернет-магазинов. Исследование выявило явных лидеров в сфере логистики и клиентского сервиса. Победу в...

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

В условиях жесткой конкуренции с маркетплейсами "Детский мир" делает ставку на собственную онлайн-платформу, гармоничное сочетание офлайна и eСommerce, а также развитие параллельных направлений - от зоотова...

Потребители проводят больше времени в интернет-магазинах

Российские покупатели стали проводить значительно больше времени в интернете за шопингом. Доля онлайн-покупателей, тратящих на это более четырех часов в неделю, достигла 40,4% в сентябре. С марта показатель...

Россияне готовятся тратить больше в Черную пятницу

Большинство россиян планируют участвовать в распродажах Черной пятницы в этом году. По данным компании Яндекс, 46% потребителей собираются делать покупки, а треть из них намерена потратить больше, чем в 202...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.