Рынок "последней мили": аналитика Data Insight

Игорь Бахарев

В первом квартале 2021 на рынке электронной коммерции было доставлено 290 миллионов посылок, сообщают эксперты Data Insight. Прирост по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составил 56%. При этом логистические компании в первом квартале 2021 доставили на 25% больше посылок, чем за аналогичный период 2020 года.

По доле заказов и продаж в 2020 году с большим отрывом лидируют Москва и Московская область — суммарно на них приходится 33% всех российских заказов и покупок.

Интересно, что самое большое количество заказов на одного жителя в 2020 году пришлось на Ненецкий автономный округ — в 4 раза больше, чем в Москве.

В подавляющем большинстве регионов (81 из 85) покупатели совершали в 2020 году гораздо больше покупок, чем в прошлом году, но на меньшую сумму. В 69 регионах из 85 средний чек в 2020 году был ниже показателей 2019 года.

ПВЗ и постаматы

Доставка до двери больше всего развита в Москве, однако по количеству ПВЗ на тысячу человек Москва уступает многим городам — за счёт крайне высокой плотности населения. Самым популярным каналом остаётся доставка в ПВЗ и постаматы. Она обходится потребителям дешевле, чем доставка до двери.

По данным Data Insight, за 2020 год общие размеры сети ПВЗ и постаматов выросли на 47%, а суммарное количество точек выдачи, которые предлагают компании, увеличилось на 108% — то есть развиваются не только сети, но и партнёрства между логистическими операторами.

"Трафик в пункты вернулся, и я верю в то, что в обозримом будущем в России будет плюс-минус так же, как сейчас в Европе. То есть через каждые 400-500 метров будет расположена точка выдачи заказов: пункт или локер или какой-то гибридный формат. Так что, думаю, сеть продолжит свое развитие", - говорит директор по продажам DPD в России Наталия Плетнева.

Собственные службы доставки

По оценке Data Insight, доля собственных служб доставки магазинов выросла на 7 п.п. — 71% по сравнению с 64% годом ранее. В первую очередь этот рост обеспечивается маркетплейсами Ozon и Wilberries. По итогам первого квартала 2021 года их доля среди собственных служб доставки составила 72%, а годом ранее была 58%.

"По мере развития логистики для электронной коммерции, чтобы соответствовать вызовам рынка, логистические службы некоторых магазинов были преобразованы в отдельные компании и начали предлагать свои услуги также и другим магазинам, то есть вышли на открытый логистический рынок. Например, Ozon в конце декабря 2020 заявил о том, что готов предоставлять свои логистические услуги другим брендам, а в июле зарегистрировал отдельную компанию Ozon Rocket, которая сконцентрируется на развитии всего логистического направления Ozon", - напоминают исследователи Data Insight.

Процессы, связанные с последней милей, усложняются. Курьерские службы вынуждены брать на себя новые задачи и заниматься дополнительными направлениями деятельности.

Срочная доставка и будущие тренды

В 2020 году вырос спрос на срочную доставку. Это привело к появлению и быстрому развитию новых моделей доставки — доставка в ограниченном радиусе через сеть дарксторов и доставка по клику.

"Всё больше компаний в доставке "последней мили" переходят на доставку за 30-90 минут. По опыту работы в 20+ сегментах E-commerce, мы видим, что как только одна компания в сегменте запускает срочную доставку, её примеру тут же следуют ближайшие конкуренты, а затем и вся отрасль. При этом "пионеры" внедрения экспресс-доставки становятся первыми в сегменте по приросту бизнеса, даже если до этого уступали конкурентам лидирующие позиции", - рассказывает СЕО "Чекбокса" Кирилл Евдаков.

Эксперты выделили ключевые требования интернет-магазина к партнёру по логистике: 1) гибкость и адаптивность, 2) скорость и пунктуальность, 3) наличие дополнительных услуг (примерка, частичные возвраты, доставка в выходные и другие), 4) работа в разных регионах, 5) способность представлять бренд магазина.

Материал по теме

Потребители проводят больше времени в интернет-магазинах

Материал по теме

Световой день диктует тон онлайн-репутации

Материал по теме

Коллапс на границе: голос рынка

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Getblogger: половина россиян ждет от блогеров промокоды к распродажам

Российская аудитория все чаще ждет от брендов не просто скидок, а вовлекающих форматов взаимодействия. Исследование Getblogger (входит в МТС AdTech) показало, что во время распродаж больше всего пользовател...

5Post запустил доставку заказа по клику из магазинов

Дочерняя компания X5 5Post запустила доставку заказа по клику из пункта выдачи. Покупатели сервиса 5Post теперь могут вызвать курьера прямо в магазин "Пятёрочка" или "Перекрёсток" после поступления туда зак...

Рейтинг качества доставки в 2025 году

Компания PIM Solutions представила рейтинг лучших предложений по доставке среди крупнейших российских интернет-магазинов. Исследование выявило явных лидеров в сфере логистики и клиентского сервиса. Победу в...

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

В условиях жесткой конкуренции с маркетплейсами "Детский мир" делает ставку на собственную онлайн-платформу, гармоничное сочетание офлайна и eСommerce, а также развитие параллельных направлений - от зоотова...

Потребители проводят больше времени в интернет-магазинах

Российские покупатели стали проводить значительно больше времени в интернете за шопингом. Доля онлайн-покупателей, тратящих на это более четырех часов в неделю, достигла 40,4% в сентябре. С марта показатель...

Россияне готовятся тратить больше в Черную пятницу

Большинство россиян планируют участвовать в распродажах Черной пятницы в этом году. По данным компании Яндекс, 46% потребителей собираются делать покупки, а треть из них намерена потратить больше, чем в 202...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.