Рынок "последней мили": аналитика Data Insight
Игорь Бахарев
В первом квартале 2021 на рынке электронной коммерции было доставлено 290 миллионов посылок, сообщают эксперты Data Insight. Прирост по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составил 56%. При этом логистические компании в первом квартале 2021 доставили на 25% больше посылок, чем за аналогичный период 2020 года.
По доле заказов и продаж в 2020 году с большим отрывом лидируют Москва и Московская область — суммарно на них приходится 33% всех российских заказов и покупок.
Интересно, что самое большое количество заказов на одного жителя в 2020 году пришлось на Ненецкий автономный округ — в 4 раза больше, чем в Москве.
В подавляющем большинстве регионов (81 из 85) покупатели совершали в 2020 году гораздо больше покупок, чем в прошлом году, но на меньшую сумму. В 69 регионах из 85 средний чек в 2020 году был ниже показателей 2019 года.
ПВЗ и постаматы
Доставка до двери больше всего развита в Москве, однако по количеству ПВЗ на тысячу человек Москва уступает многим городам — за счёт крайне высокой плотности населения. Самым популярным каналом остаётся доставка в ПВЗ и постаматы. Она обходится потребителям дешевле, чем доставка до двери.
По данным Data Insight, за 2020 год общие размеры сети ПВЗ и постаматов выросли на 47%, а суммарное количество точек выдачи, которые предлагают компании, увеличилось на 108% — то есть развиваются не только сети, но и партнёрства между логистическими операторами.
"Трафик в пункты вернулся, и я верю в то, что в обозримом будущем в России будет плюс-минус так же, как сейчас в Европе. То есть через каждые 400-500 метров будет расположена точка выдачи заказов: пункт или локер или какой-то гибридный формат. Так что, думаю, сеть продолжит свое развитие", - говорит директор по продажам DPD в России Наталия Плетнева.
Собственные службы доставки
По оценке Data Insight, доля собственных служб доставки магазинов выросла на 7 п.п. — 71% по сравнению с 64% годом ранее. В первую очередь этот рост обеспечивается маркетплейсами Ozon и Wilberries. По итогам первого квартала 2021 года их доля среди собственных служб доставки составила 72%, а годом ранее была 58%.
"По мере развития логистики для электронной коммерции, чтобы соответствовать вызовам рынка, логистические службы некоторых магазинов были преобразованы в отдельные компании и начали предлагать свои услуги также и другим магазинам, то есть вышли на открытый логистический рынок. Например, Ozon в конце декабря 2020 заявил о том, что готов предоставлять свои логистические услуги другим брендам, а в июле зарегистрировал отдельную компанию Ozon Rocket, которая сконцентрируется на развитии всего логистического направления Ozon", - напоминают исследователи Data Insight.
Процессы, связанные с последней милей, усложняются. Курьерские службы вынуждены брать на себя новые задачи и заниматься дополнительными направлениями деятельности.
Срочная доставка и будущие тренды
В 2020 году вырос спрос на срочную доставку. Это привело к появлению и быстрому развитию новых моделей доставки — доставка в ограниченном радиусе через сеть дарксторов и доставка по клику.
"Всё больше компаний в доставке "последней мили" переходят на доставку за 30-90 минут. По опыту работы в 20+ сегментах E-commerce, мы видим, что как только одна компания в сегменте запускает срочную доставку, её примеру тут же следуют ближайшие конкуренты, а затем и вся отрасль. При этом "пионеры" внедрения экспресс-доставки становятся первыми в сегменте по приросту бизнеса, даже если до этого уступали конкурентам лидирующие позиции", - рассказывает СЕО "Чекбокса" Кирилл Евдаков.
Эксперты выделили ключевые требования интернет-магазина к партнёру по логистике: 1) гибкость и адаптивность, 2) скорость и пунктуальность, 3) наличие дополнительных услуг (примерка, частичные возвраты, доставка в выходные и другие), 4) работа в разных регионах, 5) способность представлять бренд магазина.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте