Россияне отвернулись от трансграна?

Игорь Бахарев
32% российских покупателей из-за режима карантина отказались от кроссбордерных закупок, еще четверть (26%) стали заказывать товары из-за рубежа реже, говорится в совместном опросе Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики "Сколково-РЭШ" и Аналитического центра НАФИ.

Коронавирус отпугнул покупателей

Жители боятся покупок товаров за границей, так как, о их мнению, они могут заразиться через них коронавирусом (так ответили 27% респондентов). Кроме того, опрошенные признались, что в последнее время чувствуют необходимость экономить деньги (это заявили 33% опрошенных). Четверть россиян перестало делать трансграничные покупки из-за ожиданий задержки или отмены доставки.
"Пандемия коронавируса повлияла на образ жизни и потребительские привычки. Увольнения, сокращения заработной платы, отсутствие уверенности в будущем - люди стараются экономить и не тратят деньги на то, в чем остро не нуждаются, в том числе на заказы в зарубежных магазинах. После окончания самоизоляции спрос ждет долгое восстановление, в том числе из-за падения доходов населения", - отмечает руководитель исследовательских проектов Аналитического центр НАФИ Лейсан Баймуратова.

Продолжение старого тренда

Впрочем, россияне теряют интерес к китайским товарам уже второй год. По итогам 2019 года стало ясно, что количество посылок с покупками из иностранных интернет-магазинов сократилось на 7,1% - до 323,3 млн штук. Тренд был связан со снижением лимита беспошлинного ввоза, ростом цен на китайские товары и долгой доставкой. В денежном выражении рынок трансграничной торговли вырос в прошлом году на 16.27% до 586 млрд рублей. Такие данные содержатся в аналитике Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

Ранее в ассоциации прогнозировали, что по итогам года число посылок вырастет до 450 млн. штук, а объём рынка - до 680 млрд рублей. 

В прошлом году россияне в основном совершали покупки в Китае - на заказы из этой страны пришлось 59,7% от общего объема (в деньгах). Далее следует Европа: на Италию пришлось 9,9%, Германию - 4,8%, Великобританию - 2,2% и т.д. 

Одежда и обувь по-прежнему были самыми популярными категориями: на них пришлось 36,8% объема всех покупок, на цифровую и бытовую технику - 32,2%, автозапчасти и автоаксессуары, а также товары для красоты и здоровья - по 7,7%.

Покупательская аудитория всего рынка eСommerce (локального и трансграничного) за год составила 47,2 млн человек. В 2018 году число посылок составило 348 млн штук, что на 19,2% больше, чем в в 2017 году.

Отметим, что из данных АКИТ следует, что средний чек одной кроссбордерной посылки составляет около 1800 рублей. Этот показатель существенно отличается от данных других аналитиков. Например, в исследовании "Яндекс.Маркета" и агентства GfK Rus говорится, что средний чек из китайских магазинов (а именно китайские интернет-магазины поставляют подавляющее числа заказов в Россию) в 2019 году повысился до 600 рублей. А вот данные по числу отправлений у АКИТ не противоречат информации ФТС, которая заявляла, что за год в страну доставлено 329,9 млн международных почтовых отправлений.  

Альтернативное мнение

С выводами экспертов не согласны в логистической компании "Цайняо" ("дочка" Alibaba). По данным логистов, за три месяца с начала первых зарегистрированных в стране случаев COVID-19 и объявления карантина, россияне существенно нарастили свою активность в интернете.

В частности, это сказалось на весе посылок. "Цайняо" зарегистрировал рост среднего веса одного заказа" более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так средний вес посылок в марте-мае составил весить 174 грамм, в то время как в прошлом году она весила 82 грамм. Вырос средний вес заказа и в сравнении с первым месяцем перед эпидемией - январём: в это время россияне в среднем откладывали в один заказ до 111 грамм товаров.

Всего за время карантина "Цайняо" отправил российским покупателям около 7 545 000 килограмм посылок, что на 61% больше, чем в аналогичный период в прошлом году. Более 80% всех отправлений в это время пришлось на "Почту России", остальное - на новые каналы доставки, в том числе курьерскую доставку, постаматы и выдачу в магазинах X5 Retail Group.
"Спонтанный шопинг во время карантина перерос в более осознанное потребление - покупатели стали больше собирать тяжёлых заказов и обдумывать покупки чуть дольше. При этом новые маршруты компании, в том числе в регионы, помогли нам сохранить среднее время доставки во время карантина на прежнем уровне - уже к началу марта было полностью восстановлено докризисное расписание", - говорит генеральный директор "Цайняо" в России Вячеслав Савин.

Что будет дальше?

По итогам 2020-го количество заказов из КНР сократится вдвое - в основном из-за ситуации с коронавирусом, прогнозируют эксперты АКИТ.
"На потребителях сказались длительные сроки доставки товаров из Поднебесной и рост цен на товары из этой страны, - говорит глава АКИТ Артем Соколов. - Негативное влияние оказал и информационный фон относительно эпидемии в конце года: некоторые люди просто боялись делать заказы в Китае, ровно как и китайские продавцы не могли осуществлять отправку. А основной объем продаж всегда приходится именно на конец года".
Директор офиса продаж "БКС Брокер" Вячеслав Абрамов также согласен, что в этом году количество заказов из-за границы продолжит сокращаться. Это произойдет по нескольким причинам: из-за карантинных мер против коронавируса, закрытия границ, которое нарушило логистику поставок товаров, а также девальвации рубля вместе со снижением порога для уплаты пошлины (с 1 января 2020 года лимит снизился до €200).
Материал по теме

Руслан Давыдов (ФТС): об итогах и будущем трансграничной электронной торговли

Материал по теме

Правительство повысило порог трансграничной торговли

Материал по теме

Правительство хочет повысить порог кроссбордера

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

СберМаркет ввел плату за сборку заказа

СберМаркет ввел плату за сборку заказа, обнаружили подписчики ТГ-канала "Из коммерса в е-коммерса". Также компания запустила возможность оплатить крупный заказ частями.  Напомним, что в апрел...

"Всевидящее око" в ритейле: кейс Х5 Group

Технологии самообслуживания во время пандемии стали важнейшими для развития торговли. Резко вырос запрос на бесконтактные покупки и оплату товаров, "умные" тележки, омниканальные системы. Фаворитами оказалис...

Ozon сэкономит на пакетах

Ozon продолжает оптимизировать стоимость доставки товаров. В частности, компания отказывается от фирменной упаковки товаров.  С 13 мая товары с фулфилментов маркетплейса доставляются следующим...

"Магнит" начал доставлять продукты из дискаунтера

"Магнит" объявил о старте доставки товаров из сети дискаунтеров "Моя Цена" в 32 городах России. Ранее покупатели могли приобрести продукцию только в физических магазинах этого формата. К доставке подключены...

AliExpress сокращает персонал

Маркетплейс "AliExpress Россия" сократил до 40% персонала. Это коснулось по большей части подразделений, которые прекратили быть востребованными после введения санкций против РФ, сообщают источники "Ведом...

СДЭК поможет C2C-барахолкам

Логистический оператор СДЭК создал новый сервис "Наложка". Планируется, что с его помощью клиенты компании смогут продавать наложенным платежом ненужные им вещи: одежду, технику, книги, детские игрушки и та...