Меню

Россияне отвернулись от трансграна?

Игорь Бахарев
32% российских покупателей из-за режима карантина отказались от кроссбордерных закупок, еще четверть (26%) стали заказывать товары из-за рубежа реже, говорится в совместном опросе Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики "Сколково-РЭШ" и Аналитического центра НАФИ.

Коронавирус отпугнул покупателей

Жители боятся покупок товаров за границей, так как, о их мнению, они могут заразиться через них коронавирусом (так ответили 27% респондентов). Кроме того, опрошенные признались, что в последнее время чувствуют необходимость экономить деньги (это заявили 33% опрошенных). Четверть россиян перестало делать трансграничные покупки из-за ожиданий задержки или отмены доставки.
"Пандемия коронавируса повлияла на образ жизни и потребительские привычки. Увольнения, сокращения заработной платы, отсутствие уверенности в будущем - люди стараются экономить и не тратят деньги на то, в чем остро не нуждаются, в том числе на заказы в зарубежных магазинах. После окончания самоизоляции спрос ждет долгое восстановление, в том числе из-за падения доходов населения", - отмечает руководитель исследовательских проектов Аналитического центр НАФИ Лейсан Баймуратова.

Продолжение старого тренда

Впрочем, россияне теряют интерес к китайским товарам уже второй год. По итогам 2019 года стало ясно, что количество посылок с покупками из иностранных интернет-магазинов сократилось на 7,1% - до 323,3 млн штук. Тренд был связан со снижением лимита беспошлинного ввоза, ростом цен на китайские товары и долгой доставкой. В денежном выражении рынок трансграничной торговли вырос в прошлом году на 16.27% до 586 млрд рублей. Такие данные содержатся в аналитике Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

Ранее в ассоциации прогнозировали, что по итогам года число посылок вырастет до 450 млн. штук, а объём рынка - до 680 млрд рублей. 

В прошлом году россияне в основном совершали покупки в Китае - на заказы из этой страны пришлось 59,7% от общего объема (в деньгах). Далее следует Европа: на Италию пришлось 9,9%, Германию - 4,8%, Великобританию - 2,2% и т.д. 

Одежда и обувь по-прежнему были самыми популярными категориями: на них пришлось 36,8% объема всех покупок, на цифровую и бытовую технику - 32,2%, автозапчасти и автоаксессуары, а также товары для красоты и здоровья - по 7,7%.

Покупательская аудитория всего рынка eСommerce (локального и трансграничного) за год составила 47,2 млн человек. В 2018 году число посылок составило 348 млн штук, что на 19,2% больше, чем в в 2017 году.

Отметим, что из данных АКИТ следует, что средний чек одной кроссбордерной посылки составляет около 1800 рублей. Этот показатель существенно отличается от данных других аналитиков. Например, в исследовании "Яндекс.Маркета" и агентства GfK Rus говорится, что средний чек из китайских магазинов (а именно китайские интернет-магазины поставляют подавляющее числа заказов в Россию) в 2019 году повысился до 600 рублей. А вот данные по числу отправлений у АКИТ не противоречат информации ФТС, которая заявляла, что за год в страну доставлено 329,9 млн международных почтовых отправлений.  

Альтернативное мнение

С выводами экспертов не согласны в логистической компании "Цайняо" ("дочка" Alibaba). По данным логистов, за три месяца с начала первых зарегистрированных в стране случаев COVID-19 и объявления карантина, россияне существенно нарастили свою активность в интернете.

В частности, это сказалось на весе посылок. "Цайняо" зарегистрировал рост среднего веса одного заказа" более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так средний вес посылок в марте-мае составил весить 174 грамм, в то время как в прошлом году она весила 82 грамм. Вырос средний вес заказа и в сравнении с первым месяцем перед эпидемией - январём: в это время россияне в среднем откладывали в один заказ до 111 грамм товаров.

Всего за время карантина "Цайняо" отправил российским покупателям около 7 545 000 килограмм посылок, что на 61% больше, чем в аналогичный период в прошлом году. Более 80% всех отправлений в это время пришлось на "Почту России", остальное - на новые каналы доставки, в том числе курьерскую доставку, постаматы и выдачу в магазинах X5 Retail Group.
"Спонтанный шопинг во время карантина перерос в более осознанное потребление - покупатели стали больше собирать тяжёлых заказов и обдумывать покупки чуть дольше. При этом новые маршруты компании, в том числе в регионы, помогли нам сохранить среднее время доставки во время карантина на прежнем уровне - уже к началу марта было полностью восстановлено докризисное расписание", - говорит генеральный директор "Цайняо" в России Вячеслав Савин.

Что будет дальше?

По итогам 2020-го количество заказов из КНР сократится вдвое - в основном из-за ситуации с коронавирусом, прогнозируют эксперты АКИТ.
"На потребителях сказались длительные сроки доставки товаров из Поднебесной и рост цен на товары из этой страны, - говорит глава АКИТ Артем Соколов. - Негативное влияние оказал и информационный фон относительно эпидемии в конце года: некоторые люди просто боялись делать заказы в Китае, ровно как и китайские продавцы не могли осуществлять отправку. А основной объем продаж всегда приходится именно на конец года".
Директор офиса продаж "БКС Брокер" Вячеслав Абрамов также согласен, что в этом году количество заказов из-за границы продолжит сокращаться. Это произойдет по нескольким причинам: из-за карантинных мер против коронавируса, закрытия границ, которое нарушило логистику поставок товаров, а также девальвации рубля вместе со снижением порога для уплаты пошлины (с 1 января 2020 года лимит снизился до €200).
Материал по теме

АКИТ: российский рынок eCommerce продолжает устойчивый рост

Материал по теме

66% россиян имеют опыт eCommerce

Материал по теме

Антимонополисты вынудили Alibaba Group к невиданной коллаборации

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Магнит" внедряет "умное зеркало" для продажи косметики

"Магнит" начал внедрение технологии E-Visage, позволяющей тестировать декоративную косметику в режиме дополненной реальности. Первое "умное зеркало", с помощью которого можно "примерить" макияж, появилось в...

Обсудим, куда движется eСommerce вместе с DataInsight, Яндекс.Маркет, Goods.ru и “Ашманов и партнеры”

Аналитики Data Insight прогнозируют двукратный рост российского рынка e-commerce в ближайшие три года. Этот рынок отличается от того, каким мы знали его в предыдущие 3-5 лет. Аудитория стала более многоликой...

Русская рыбная компания углубляется в D2C

"Русская рыбная компания" откроет собственную розничную сеть под названием "Находка". В течение девяти месяцев, пока формат будут тестировать, в Москве запустят 12 магазинов новой сети. Также заработает рас...

"Яндекс.Роверы" доехали до Хамовников

Автономные роботы-курьеры "Яндекс.Роверы" начали работать в московском районе Хамовники. Они доставляют продукты из магазинов и заказы из местных ресторанов в жилые дома и бизнес-центры района. Первы...

"Лучшие из лучших" по версии Data Insight: результаты премии E-Commerce Index 2020

Аналитическая компания Data Insight на закрытой онлайн-вечеринке огласила результаты рейтинга E-Commerce Index TOP-100. На ней традиционно награждают лучших из лучших в отрасли.  Номинация "Лидер роста: ст...

Онлайн-продажи в сети "Дочки-Сыночки" выросли более чем в 2 раза

Продажи в онлайн-сегменте сети "Дочки-Сыночки" показали двукратный рост за 2020 год. Если на старте пандемии основной витриной для заказов был сайт, сегодня на пике популярности - мобильное приложение, где ...