Рынок показал рекордный рост: аналитика АКИТ

Игорь Бахарев
Рынок российской онлайн-торговли вырос на 59% за прошлый год. Такие данные следуют из презентации исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). В 2018 году он достиг 1,66 трлн рублей - это лучшие темпы роста с 2010 года, так как в последние несколько лет прирост был не выше 20%. По прогнозу АКИТ, по итогам 2019 года объем рынка онлайн-торговли может увеличиться на 32,5%, до 2,2 трлн руб.

61960028_462784754482983_3201320214138454016_n.png

По данным АКИТ, в минувшем году доля зарубежных продавцов в объеме продаж сократилась впервые с 2012 года и составила 30,4% вместо 36% годом ранее. Тем не менее доходы иностранных продавцов на российском рынке выросли на 34,7%, до 504 млрд руб. Число отправлений выросло до 380 млн.

Clip2net_190603185246.png


Основной источник кроссбордера - Китай. 

Clip2net_190603185352.png

При этом почти все посылки, приходящие из зарубежных магазинов, подпадают под "порог" трансграничной торговли. 

Clip2net_190603185506.png

Доля eCommerce в общем розничном обороте составляет 5,3%. 

Clip2net_190603184733.png


В начале 2018 года Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) прогнозировала рост рынка интернет-торговли на 15%, до 1,25 триллиона рублей. Фактически, говорит глава ассоциации Артем Соколов, реальность превзошла самые смелые ожидания.

Новое исследование показало, что довольно серьезный вклад в развитие рынка внесли малые и средние онлайн-продавцы, развивающие бизнес в регионах.

Clip2net_190603185727.png


Также на рост рынка повлияло увеличение популярности отдельных категорий товаров.

"Например, значительно выросло количество онлайн-заказов мебели (за прошлый год этот сегмент заработал около 120 млрд руб., раньше мы его почти не замечали). Большим спросом стала пользоваться доставка продуктов питания - этот сегмент вырос в два раза за год", - сообщил Соколов.

Clip2net_190603184950.png

Clip2net_190603185028.png

В этом году АКИТ поменяла методологию исследования. "У нас появились новые партнеры в лице Сбербанка, OFD.ru, Admitad, что позволило использовать новые источники данных и новые способы подсчета", - уточнил Соколов.
Clip2net_190603185211.png

Критика со стороны экспертов

Гендиректор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров полагает, что данные АКИТ базируются на заниженных показателях 2017 года, поэтому в реальности темпы роста рынка не могут составлять почти 60%. Бурмистров оценивает рост рынка как в два раза более низкий.

В агентстве Data Insight также оценивает реальный оборот рынка в 2018 году ниже, чем АКИТ, - в 1,5 трлн рублей. Это доместик + входящий кроссбордер, если учитывать только B2C и не включать билеты на мероприятия и доставку готовой еды.

Глава НАДТ Александр Иванов тоже говорит, что оценка АКИТ завышена. "Количество заказов действительно растет, но в ценовом выражении рост рынка виден не так ярко. Средний чек продолжает падать. При заказе в иностранных магазинах чек за год упал с $10 до $9 (566 руб. по среднему курсу за прошлый год. - РБК), в российских - с 3,2 тыс. до 2,9 тыс. руб.", - указал Иванов.

Эксперты института Егора Гайдара оценивают оборот рынка практически так же как и АКИТ - в 1,648  трлн рублей. Однако по прошлому году они объявляли оборот рынка в 1,370 трлн. То есть рост, по их оценке, составляет около 20,29%, а никак не 60. Заведующий лабораторией развития налоговой системы научного направления "Макроэкономика и финансы" Института Гайдара Наталья Корниенко полагает, в дальнейшем темпы роста рынка замедлятся. По ее оценкам, к 2024 году его объем может составить 2,7 трлн рублей.

Главный аналитик Price.ru Алексей Петровский напоминает, что за время публикации таких отчётов, методологии оценки в нём менялась уже минимум три раза. Результаты не "бьются" с отчётом ЦБ и данными Почты России и ФТС по Международным почтовым отправлениям. "Судя по отчету, доместик вырос на 74,3%, трансгран на 32,7%. ЦБ даёт рост на 16,7%, не разделяя торговлю и услуги (и не давая в целом определения - что такое интернет-магазины)", - рассказывает Петровский. Также есть разногласия с данными GfK по доле проникновения. 

Петровский обращает внимание и на тот факт, что между утренней аналитикой, опубликованной в бумажной версии РБК и презентацией, которую представили на "Неделе российского ритейла" есть как минимум 4 отличия.

62073078_989893511213452_7261515277660061696_n.png

Материал по теме

Крупнейшие российские интернет-магазины 2023: рейтинг Data Insight

Материал по теме

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

Материал по теме

Осознанное потребление и персональный подход: на чём держится интерес россиян к ресейл-платформам - исследование ЮKassa и "Авито"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Кейс "Маревен Фуд Сэнтрал": как с помощью мемов изменить восприятие известного бренда

Одно из фундаментальных понятий современного маркетинга - жизненный цикл товара, включающий следующие этапы: разработка, выведение на рынок, рост продаж, пик, спад и уход с рынка. Одна из главных задач м...

Курьеры Москвы могут столкнуться с ростом издержек из-за новых правил

Межрегиональная ассоциация курьерских служб (МАКС) направила письма в комитеты Госдумы по транспорту и по малому и среднему предпринимательству, а также в Мосгордуму и уполномоченному по защите прав предпри...

Amazon вновь обвинили в шпионаже: подробности расследования

Вокруг Amazon разворачивается очередной скандал. Компанию обвиняют в том, что она на протяжении нескольких лет собирала конфиденциальную информацию о конкурентах, таких как Walmart, Fedex и eBay, напрямую...

АКИТ просит власти разобраться с недобросовестными потребителями

Крупные торговые сети столкнулись с новой проблемой: мошенники намеренно выводят из строя электронику, а затем требуют компенсации через суд. По оценкам экспертов, ущерб от таких действий уже превысил 1 миллиар...

Wildberries может стать банкротом из-за долга в 156,9 млн рублей?

Финансовая компания "Про Фактор" подала заявление о признании банкротом Wildberries. Об этом, как сообщает RB.RU, следует из уведомления в системе "Контур.Фокус", которое, впрочем, уже было аннулировано из-...

В кабмине выступят против закона о маркетплейсах

Правительство РФ планирует дать отрицательный отзыв на законопроект о регулировании маркетплейсов, который был внесен в Госдуму в конце 2023 года. Напомним, что законопроект предлагал ввести ряд огра...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.