Ozon преобразуют в логистическую платформу
Игорь Бахарев
Подобный подход много лет успешно используют гиганты мирового eCommerce, напоминают в Ozon: сейчас свыше 80% заказов Amazon доставляется с участием партнеров, Alibaba на 100% использует партнерскую доставку.
Что изменится в самой компании
В связи с переходом на платформенную модель будет проведены сокращения: оптимизируют сеть агентов по доставке по всей стране.
"Компания предусмотрела для таких сотрудников максимально комфортные условия при расторжении трудовых договоров. В то же время развитие платформенной модели создаст тысячи рабочих мест на предприятиях малого и среднего бизнеса в десятках городов - они смогут работать не только для Ozon, но и для всего рынка электронной коммерции", - обещают в Ozon.Cейчас в штате Ozon около тысячи курьеров. Большинство из них работает в крупных городах — Москве и Петербурге. В остальных городах заказы привозят нанятые службы доставки. Сколько именно курьеров останется в штате после оптимизации, в компании не сообщают. Напомним, что не так давно курьеры Ozon устроили массовую забастовку и организовали профсоюз.
В рамках трансформации службы доставки Ozon стандартизирует свой автопарк и перейдет на фургоны единой модели. Унификация парка повысит точность планирования нагрузки и качество сервиса и позволит еще вырастить показатель своевременной доставки, обещают в компании.
Новая модель позволит быстро масштабировать доставку в условиях экспоненциального роста - Ozon в последние 1,5 года растет более чем на 80% - и гибко управлять мощностями в пиковые моменты спроса, которые сегодня происходят почти каждый месяц. Она даст возможность запускать курьерскую доставку в населенных пунктах любого размера, а также простимулирует развитие небольших логистических бизнесов в стране. Будет расти число внешних партнеров Ozon, прежде всего в регионах и небольших городах.
"К 2025 году российский e-commerce вырастет в 3 раза, при этом основным барьером роста является недостаток инфраструктуры - страна сегодня находится только на 75 месте в мировом рейтинге развития логистической инфраструктуры Logistics Performance Index (для сравнения США - на 14)", - напоминают в компании.
Что изменится для селлеров Ozon
С "технической" точки зрения для селлера ничего не изменится, потому что свои товары он передает Ozon, а компания, будучи платформой, уже консолидирует товары в заказы, распределяет потоки доставки и несет ответственность перед клиентом и селлером за товары и заказы. Напомним, что в последнее время в Ozon делают всё возможное, чтобы простимулировать селлеров отказаться от отгрузок со своих складов.В компании напоминают, что для селлеров в регионах очень важно наличие "точек сброса", куда они могут доставлять свои товары. Это может быть фулфилмент-центр, сортировочный центр или пункты выдачи заказов. В связи с этим, в 2020 году маркетплейс будет активно расширять фулфилмент-инфраструктуру в регионах. В частности, компания планирует открывать новые логистические хабы и сортировочные центры.
Кроме того, будет развиваться инфраструктура последней мили, пункты выдачи. Для этого Ozon в декабре 2019 объявил о запуске "логистического маркетплейса" и специальной программе по открытию партнерских пунктов выдачи, брендированных Ozon.
""Вокруг" инфраструктуры последней мили концентрируются и специальные услуги доставки - например, курьер может забирать товары у селлера в городе Х и отвозить их на сортировочный центр в соседний город или в пункт выдачи. Мы уже видим, что подобные небольшие логистические бизнесы активно развиваются "вокруг" нашего товарного маркетплейса. Развитие платформенной модели для доставки вместе с развитием ПВЗ еще простимулирует развитие небольшого бизнеса, прежде всего в регионах. Как результат - селлеры получат точки сброса и логистические услуги "вокруг них", для них это удобно", - рассказал представитель компании.И еще один аспект - развитие по модели платформы позволит гибко управлять объемами доставки и быстро запускать курьерскую доставку и в тех городах, где ее раньше не было. Это простимулирует продажи тех товаров, которые чаще всего заказывают с курьером, также быстрое масштабирование доставки последней мили поможет эффективно доставлять и в пункты выдачи и в постаматы. В результате это позволит селлерам еще более активно продавать свои товары по всей стране, в том числе в небольших населенных пунктах.
Развитие инфраструктуры последней мили продолжается ежедневно. Например, 17 января появилась информация о том, что компания разместит сеть собственных постаматов в переходах метро Новосибирска.
Андрей Павлович, директор цепи поставок Ozon:
"Многие зарубежные гиганты e-commerce изначально строили свой бизнес на базе партнерской доставки - этому способствовало наличие крупных игроков, оказывающих услуги доставки для электронной коммерции в масштабах всей страны операций. В России таких игроков, по сути, нет, поэтому - будучи ведущим игроком e-commerce - мы приняли решение создать такую платформу своими силами.В перспективе, считает Павлович, участники товарного и логистического маркетплейсов Ozon будут объединяться - продавец товаров откроет пункт выдачи, который будет выдавать заказы клиентам и принимать товары от других селлеров, а нанятые им курьеры смогут у других селлеров их товары забирать в случае необходимости. В результате в выигрыше будут и конечные потребители, и селлеры маркетплейса, и предприниматели, умеющие оказывать логистические услуги последней мили, и сама интернет-площадка.
Мы активно развиваем свою инфраструктуру в Москве, Петербурге и других регионах, чтобы обеспечить еще более быструю доставку заказов клиентам - а значит, в каждом регионе появляется еще больше рабочих мест и на складских объектах, и в пунктах выдачи и партнерских службах доставки. Также мы планируем стать крупным партнером для самозанятых во всех регионах, где этот режим вступил в силу с 1 января 2020 года".
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте