Андрей Павлович (Ozon): о будущем, экономике страны, трендах и логистике
Игорь Бахарев
iPhone в Амурской области: символ потенциала регионов
В последние 10 лет e-commerce активно осваивал Москву и Петербург - здесь его проникновение действительно значимо, плотность заказов, развитая инфраструктура логистики и множество крупных и мелких курьерских сервисов сильно упрощают эту задачу и позволяют сделать доставку дешевле. Безусловно, в каждом миллионнике есть локальные игроки, но, как правило, 9 из 10 таких компаний ограничены рамками своего региона.
В то же время около 40% россиян проживает в городах с населением менее 250 тысяч жителей. А в населенных пунктах, где жителей меньше 50-100 тысяч зачастую не представлены основные игроки сетевой розницы, за исключением, пожалуй, фуд-ритейла. Как результат - их жители сильно ограничены и в выборе, который определяется “длиной” полки в офлайн-магазинах, и вынуждены иметь дело с ценами, которые им диктуют - либо ехать за важными покупками в город побольше.
С точки зрения обывателя e-commerce для таких городов - оптимальное решение для повышения качества жизни: бесконечные полки интернет-магазинов позволяют жителям отдаленных регионов получить доступ к тем товарам, которые офлайн-ритейлеры либо просто не повезут, например, на Камчатку, либо привезут значительно позже, чем в мегаполисы европейской части страны. Яркий пример — первые часы продажи новых моделей iPhone, когда москвичи спокойно ожидали утра или шли в офлайн-точки, а вот основной объем заказов на Ozon пришелся на отдаленные регионы Сибири и Дальнего Востока, куда офлайн-ритейл довез бы новинки минимум через неделю. Продажи продуктов питания на Ozon в Сибири за год выросли более чем на 100% — а среди самых популярных товаров оказалось растительное молоко, которое в офлайне либо недоступно, либо дорого.
Очевидно, что развитие e-commerce в регионах не только меняет жизнь людей к лучшему, делая ее проще, но и оказывает влияние на экономическую жизнь. Главный фактор развития этого рынка - быстрая доставка: по наблюдениям Ozon, запуск доставки через 24 часа или 48 часов в любом городе растит продажи на 50% или выше. В свою очередь, развитие пунктов выдачи, курьерской доставки и прочих сервисов для клиентов e-commerce — еще и создание в городе сотен рабочих мест. Помимо этого, есть и третий положительный эффект - приход в город крупной онлайн-площадки со своей инфраструктурой означает возможность для локальных производителей продавать свои товары на этой площадке и представлять их по всей стране. Это эффект магического явления под названием “маркетплейс”.
При этом у российских площадок по сравнению, например, с американским e-commerce, где на интернет-шопинг приходится порядка 14% оборота всего ритейла, более сложные условия для развития — начиная с неидеальной дорожной инфраструктуры и заканчивая, к примеру, отсутствием федеральных операторов “последней мили”. Решать эту проблему предстоит как самим площадкам, так и другим игрокам рынка.
“Рынок в рынке”: от бума товарных маркетплейсов к маркетплейсам логистическим
В 2019 слово “маркетплейсизация” звучало, пожалуй, повсюду. А вот для мирового e-commerce этот вектор развития уже давно не нов — не первый год, используя логистическую инфраструктуру и трафик больших платформ, малый и средний бизнес может продавать свои товары по всей стране и по всему миру. Товар при этом остается собственностью продавца, который управляет и ассортиментом, и ценообразованием. Например, AliExpress полностью построен по этой модели, а у Amazon, который начинал как “классический” e-commerce с собственными закупками, по итогам 2019 года порядка 60% GMV сформировано селлерами - то есть партнерами маркетплейса.Маркетплейс открывает максимально широкие возможности для малого и среднего бизнеса в регионах — и здесь снова возникает вопрос инфраструктуры. Напомним, пока Россия занимает только 75 место в мире по уровню развития логистической инфраструктуры, а рынок партнерских логистических услуг очень сильно фрагментирован. По сути провайдеров услуг, скажем, “последней мили”, которые могли бы оказывать их во всех регионах страны, как это делает тот же FedEx в Америке, просто не существует. К слову, 80% заказов Amazon клиентам доставляют его партнеры.
Как следствие, вокруг товарных маркетплейсов стихийно появляется множество новых небольших логистических бизнесов, связанных, например, с поставками товаров селлеров на фулфилмент-центры e-commerce площадок. Это также создает рабочие места, но этого недостаточно, поэтому - раз профессиональных логистических компаний, которые решали бы проблему в масштабах страны нет - e-commerce игроки сами становятся такими площадками.
Чтобы развивать инфраструктуру доставки в регионах в конце 2019 года Ozon объявил о запуске собственного логистического маркетплейса, который как раз позволяет небольшим компаниям или предпринимателям в регионах открывать пункты выдачи заказов или становиться партнерами в службе доставки. Логистический маркетплейс как платформа предоставляет им проект пункта выдачи, вывеску и элементы брендинга, делится поставщиками типовой мебели, проводит обучение и направляет к ним поток заказов на выдачу. Для кого-то из предпринимателей это может стать новым бизнесом, для другого - возможностью расширения существующего.
В перспективе “участники” товарного и логистического маркетплейсов будут объединяться - продавец товаров откроет пункт выдачи, который будет выдавать заказы клиентам и принимать товары от других селлеров, а нанятые им курьеры смогут у других селлеров их товары забирать в случае необходимости. В результате в выигрыше будут и конечные потребители, и селлеры маркетплейса, и предприниматели, умеющие оказывать логистические услуги последней мили, и сама интернет-площадка.
“Уберизация”: лучшие практики такси и доставки еды теперь в e-commerce
Тренд “уберизации” показал свою успешность для развития бизнеса в небольших городах, где качество сервиса должно оставаться столь же высоким, как в миллионниках, а инфраструктурных возможностей для его обеспечения куда меньше.Несколько лет назад с теми же сложностями столкнулись сервисы вызова такси — чтобы обеспечить проникновение в регионах, не теряя при этом в качестве, они превратились в платформы, подключиться к которым может малый и средний бизнес в регионах. При этом клиент получает привычный сервис, а каждый из партнеров понятные и прозрачные условия работы. К тому же, такая механика сильно повышает скорость развития — найти партнера и обеспечить его работой гораздо проще и быстрее, чем, например, открыть собственный таксопарк или курьерскую службу в городе, где менее 100 тысяч жителей — а таких городов в России 85%.
По тому же сценарию, скорее всего, будет развиваться и инфраструктура логистики e-commerce в регионах: собственные логистические центры и множество небольших партнеров, которые обеспечивают развитие доставки до клиентов — будь то открытие пунктов выдачи заказов, установка постаматов или доставка заказов клиентам с привлечением партнеров. Так технология не отбирает, как принято считать, а создает рабочие места — причем не только в крупных городах, где появляются фулфилмент-фабрики и сортировочные центры, но и в небольших населенных пунктах, где растет малый и средний бизнес как в рамках продажи товаров на маркетплейсе, так и в сфере оказания услуг.
Чтобы оценить потенциал, достаточно взглянуть на цифры. Глобальный рынок доставки «последней мили» по оценке Market Study Report, в 2019 году составил $30,2 млрд, а к 2024-му приблизится к $47 млрд — и значительную роль в этом росте сыграет e-commerce. Около 1,5 млн.рабочих мест по собственной оценке создает Amazon, развивая бизнес селлеров маркетплейса и логистических партнеров. Очевидно, что лучшие практики дадут результаты и на российской почве - это означает создание десятков тысяч рабочих мест и, конечно, развитие удобного и быстрого сервиса доставки заказов от интернет-площадок, независимо от того, в каком регионе живет клиент и сколько людей живет в его городе или поселке.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте