Андрей Павлович (Ozon): о будущем, экономике страны, трендах и логистике

Игорь Бахарев
Российский рынок e-commerce по объему пока не может соперничать с офлайн-ритейлом, но значительно опережает его по темпам роста. В то же время более 60% онлайн-пользователей России хотя бы раз покупали что-то в интернет-магазине, а все крупные розничные сети уже не представляют себя без “омни” формата. Впрочем, растущий почти на треть год к году рынок меняет не только бизнес-модели крупных игроков и ландшафт рынка, но и становится драйвером роста малого и среднего бизнеса. Стали ли интернет-магазины платформами, почему «маркетплейс» — слово года и как e-commerce изменит жизнь людей в регионах России, рассказывает директор цепи поставок Ozon Андрей Павлович.

iPhone в Амурской области: символ потенциала регионов


В последние 10 лет e-commerce активно осваивал Москву и Петербург - здесь его проникновение действительно значимо, плотность заказов, развитая инфраструктура логистики и множество крупных и мелких курьерских сервисов сильно упрощают эту задачу и позволяют сделать доставку дешевле. Безусловно, в каждом миллионнике есть локальные игроки, но, как правило, 9 из 10 таких компаний ограничены рамками своего региона.

В то же время около 40% россиян проживает в городах с населением менее 250 тысяч жителей. А в населенных пунктах, где жителей меньше 50-100 тысяч зачастую не представлены основные игроки сетевой розницы, за исключением, пожалуй, фуд-ритейла. Как результат - их жители сильно ограничены и в выборе, который определяется “длиной” полки в офлайн-магазинах, и вынуждены иметь дело с ценами, которые им диктуют - либо ехать за важными покупками в город побольше.

С точки зрения обывателя e-commerce для таких городов - оптимальное решение для повышения качества жизни: бесконечные полки интернет-магазинов позволяют жителям отдаленных регионов получить доступ к тем товарам, которые офлайн-ритейлеры либо просто не повезут, например, на Камчатку, либо привезут значительно позже, чем в мегаполисы европейской части страны. Яркий пример — первые часы продажи новых моделей iPhone, когда москвичи спокойно ожидали утра или шли в офлайн-точки, а вот основной объем заказов на Ozon пришелся на отдаленные регионы Сибири и Дальнего Востока, куда офлайн-ритейл довез бы новинки минимум через неделю. Продажи продуктов питания на Ozon в Сибири за год выросли более чем на 100% — а среди самых популярных товаров оказалось растительное молоко, которое в офлайне либо недоступно, либо дорого.

Очевидно, что развитие e-commerce в регионах не только меняет жизнь людей к лучшему, делая ее проще, но и оказывает влияние на экономическую жизнь. Главный фактор развития этого рынка - быстрая доставка: по наблюдениям Ozon, запуск доставки через 24 часа или 48 часов в любом городе растит продажи на 50% или выше. В свою очередь, развитие пунктов выдачи, курьерской доставки и прочих сервисов для клиентов e-commerce — еще и создание в городе сотен рабочих мест. Помимо этого, есть и третий положительный эффект - приход в город крупной онлайн-площадки со своей инфраструктурой означает возможность для локальных производителей продавать свои товары на этой площадке и представлять их по всей стране. Это эффект магического явления под названием “маркетплейс”.

При этом у российских площадок по сравнению, например, с американским e-commerce, где на интернет-шопинг приходится порядка 14% оборота всего ритейла, более сложные условия для развития — начиная с неидеальной дорожной инфраструктуры и заканчивая, к примеру, отсутствием федеральных операторов “последней мили”. Решать эту проблему предстоит как самим площадкам, так и другим игрокам рынка.

“Рынок в рынке”: от бума товарных маркетплейсов к маркетплейсам логистическим

В 2019 слово “маркетплейсизация” звучало, пожалуй, повсюду. А вот для мирового e-commerce этот вектор развития уже давно не нов — не первый год, используя логистическую инфраструктуру и трафик больших платформ, малый и средний бизнес может продавать свои товары по всей стране и по всему миру. Товар при этом остается собственностью продавца, который управляет и ассортиментом, и ценообразованием. Например, AliExpress полностью построен по этой модели, а у Amazon, который начинал как “классический” e-commerce с собственными закупками, по итогам 2019 года порядка 60% GMV сформировано селлерами - то есть партнерами маркетплейса.

Маркетплейс открывает максимально широкие возможности для малого и среднего бизнеса в регионах — и здесь снова возникает вопрос инфраструктуры. Напомним, пока Россия занимает только 75 место в мире по уровню развития логистической инфраструктуры, а рынок партнерских логистических услуг очень сильно фрагментирован. По сути провайдеров услуг, скажем, “последней мили”, которые могли бы оказывать их во всех регионах страны, как это делает тот же FedEx в Америке, просто не существует. К слову, 80% заказов Amazon клиентам доставляют его партнеры.

Как следствие, вокруг товарных маркетплейсов стихийно появляется множество новых небольших логистических бизнесов, связанных, например, с поставками товаров селлеров на фулфилмент-центры e-commerce площадок. Это также создает рабочие места, но этого недостаточно, поэтому - раз профессиональных логистических компаний, которые решали бы проблему в масштабах страны нет - e-commerce игроки сами становятся такими площадками.

Чтобы развивать инфраструктуру доставки в регионах в конце 2019 года Ozon объявил о запуске собственного логистического маркетплейса, который как раз позволяет небольшим компаниям или предпринимателям в регионах открывать пункты выдачи заказов или становиться партнерами в службе доставки. Логистический маркетплейс как платформа предоставляет им проект пункта выдачи, вывеску и элементы брендинга, делится поставщиками типовой мебели, проводит обучение и направляет к ним поток заказов на выдачу. Для кого-то из предпринимателей это может стать новым бизнесом, для другого - возможностью расширения существующего.

В перспективе “участники” товарного и логистического маркетплейсов будут объединяться - продавец товаров откроет пункт выдачи, который будет выдавать заказы клиентам и принимать товары от других селлеров, а нанятые им курьеры смогут у других селлеров их товары забирать в случае необходимости. В результате в выигрыше будут и конечные потребители, и селлеры маркетплейса, и предприниматели, умеющие оказывать логистические услуги последней мили, и сама интернет-площадка.

“Уберизация”: лучшие практики такси и доставки еды теперь в e-commerce

Тренд “уберизации” показал свою успешность для развития бизнеса в небольших городах, где качество сервиса должно оставаться столь же высоким, как в миллионниках, а инфраструктурных возможностей для его обеспечения куда меньше.

Несколько лет назад с теми же сложностями столкнулись сервисы вызова такси — чтобы обеспечить проникновение в регионах, не теряя при этом в качестве, они превратились в платформы, подключиться к которым может малый и средний бизнес в регионах. При этом клиент получает привычный сервис, а каждый из партнеров понятные и прозрачные условия работы. К тому же, такая механика сильно повышает скорость развития — найти партнера и обеспечить его работой гораздо проще и быстрее, чем, например, открыть собственный таксопарк или курьерскую службу в городе, где менее 100 тысяч жителей — а таких городов в России 85%.

По тому же сценарию, скорее всего, будет развиваться и инфраструктура логистики e-commerce в регионах: собственные логистические центры и множество небольших партнеров, которые обеспечивают развитие доставки до клиентов — будь то открытие пунктов выдачи заказов, установка постаматов или доставка заказов клиентам с привлечением партнеров. Так технология не отбирает, как принято считать, а создает рабочие места — причем не только в крупных городах, где появляются фулфилмент-фабрики и сортировочные центры, но и в небольших населенных пунктах, где растет малый и средний бизнес как в рамках продажи товаров на маркетплейсе, так и в сфере оказания услуг.

Чтобы оценить потенциал, достаточно взглянуть на цифры. Глобальный рынок доставки «последней мили» по оценке Market Study Report, в 2019 году составил $30,2 млрд, а к 2024-му приблизится к $47 млрд — и значительную роль в этом росте сыграет e-commerce. Около 1,5 млн.рабочих мест по собственной оценке создает Amazon, развивая бизнес селлеров маркетплейса и логистических партнеров. Очевидно, что лучшие практики дадут результаты и на российской почве - это означает создание десятков тысяч рабочих мест и, конечно, развитие удобного и быстрого сервиса доставки заказов от интернет-площадок, независимо от того, в каком регионе живет клиент и сколько людей живет в его городе или поселке.
Материал по теме

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Материал по теме

"Восток инвестиции" приобретает 28% акций Ozon

Материал по теме

Ozon и Wildberries выходят на рынок страхования

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.