Россияне переходят на безнал

Игорь Бахарев

Жители России все чаще используют банковские карты для оплаты покупок. По данным опроса MasterCard, в котором приняли участие 1020 россиян в возрасте от 25 до 45 лет, проживающие в городах с численностью населения от 250 000 человек, количество тех, кто использует только банковские карты, увеличилось с 11% до 15% за 2015 год.

Доля россиян, оплачивающих покупки исключительно с помощью наличных, упала с 54% до 38%. Число активных пользователей банковских карт, которые совершают покупки по карте не реже одного раза в неделю, увеличилось на 13% и составило 59% населения России. 

default-1t0r

Респонденты отметили, что главными преимуществами банковских карт являются удобство, высокая скорость оплаты, безопасность и возможность получить скидку или бонус, а чаще всего безналичные покупки совершаются в супер- и гипермаркетах, магазинах шаговой доступности и онлайн-магазинах.

В ЦБ также отмечают растущую популярность банковских карт среди физических лиц. Так, за 2015 год количество платежей по картам выросло на 27,8%, при этом оборот по ним увеличился на 11,9%. В общем числе операций с использованием платежных карт доля безналичных платежей стала больше на 7,3% (74,7%), в общем объеме – на 6,1% (39,5%).

«Люди больше платят картами, потому что повышается финансовая грамотность, развивается эквайринговая сеть, зарплатные проекты, программы лояльности. В результате люди привыкают к картам и перестают их бояться», – отмечает представитель «Хоум кредита».

Руководитель разработки карточных продуктов группы Бинбанка Никита Игнатенко уверен, что на популярность банковских карт является развитие инфраструктуры по приему безналичных платежей как в крупных городах, так и в регионах. При этом активнее всего расплачиваются по картам люди в возрасте 25–45 лет, жители крупных городов с официальной зарплатой выше среднего. 

Директор департамента перекрестных продаж «ОТП банка» Алексей Щавелев рассказал, что число клиентов, использующих карту только для покупок, увеличилось с 25 до 73% за последние пять лет. По мнению Щавелева, этому способствовал рост финансовой грамотности населения за счет приобретения опыта использования финансовых продуктов и увеличение доли сервисных и торговых предприятий, принимающих пластиковые карты для оплаты товаров и услуг.

Согласно прогнозам вице-президента «ВТБ 24» Алексея Киричека, безналичный оборот по банковским картам вырастет с 8 трлн до 21 трлн руб к 2020 году, средний чек снизится, а количество операций увеличится. Чаще всего безналичные покупки будут совершать россияне с удельно большим доходом и склонностью к спонтанным покупкам, активно использующие программы лояльности. Уже через пять лет для половины пользователей карт станет привычной и онлайн-покупка, уверен Киричек. 

За 2015 год онлайн-магазинов, принимающих платежи через интернет, увеличилось с 82 тыс. до 88 тыс. По данным исследовательского центра MARC, самым популярным способом онлайн-оплаты остаются банковские карты – его используют 76% ритейлеров. 

Материал по теме

Эксперты разделили онлайн-покупателей на категории

Материал по теме

Допуслуги для клиента, а не для галочки: как их прозрачная тарификация меняет рынок экспресс-доставки

Материал по теме

Селлеры рассказали, сколько денег нужно для старта продаж на маркетплейсах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Самый масштабный трек Недели Российского Ритейла - трек FOOD

4 и 5 июня 2025 года пройдёт самый масштабный трек Недели Российского Ритейла - трек FOOD. В течение двух дней эксперты обсудят ключевые изменения на рынке FMCG, тренды в потребительском поведении и стратег...

Покупатели "Маркета" смогут сравнивать товары в чате с искусственным интеллектом

В приложении Яндекс Маркета появился чат-ассистент на базе искусственного интеллекта. Это первый подобный сервис среди российских маркетплейсов. Помощник подбирает товары по запросу, сравнивает их с аналога...

"Восток инвестиции" вложился в логистическую компанию "Монополия"

Инвестхолдинг "Восток инвестиции" ведет переговоры о приобретении миноритарной доли в логистической компании "Монополия", сообщил основатель компании Илья Дмитриев. По оценке аналитика "Финама" Леони...

Marks & Spencer никак не может восстановиться после кибератаки: пустые полки и остановленные онлайн-продажи

Крупнейший британский ритейлер Marks & Spencer продолжает бороться с последствиями мощной кибератаки, которая уже пятый день парализует его работу. В результате взлома на полках некоторых магазинов отсутств...

X5 Group и Ozon запустили доставку продуктов из магазинов "Пятёрочка", "Перекрёсток" и "Чижик"

Компании X5 Group и Ozon начали тестирование сервиса онлайн-доставки товаров из торговых сетей "Пятёрочка", "Перекрёсток" и "Чижик". Пока услуга доступна в Москве и Санкт-Петербурге, но в дальнейшем партнёр...

Маркетплейсы обвинили в демпинге на рынке контактных линз

Оптическая ассоциация, объединяющая производителей и продавцов медицинской оптики, обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на занижение цен на контактные линзы маркетплейсами. Письмо...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.