Россияне переходят на безнал

Игорь Бахарев

Жители России все чаще используют банковские карты для оплаты покупок. По данным опроса MasterCard, в котором приняли участие 1020 россиян в возрасте от 25 до 45 лет, проживающие в городах с численностью населения от 250 000 человек, количество тех, кто использует только банковские карты, увеличилось с 11% до 15% за 2015 год.

Доля россиян, оплачивающих покупки исключительно с помощью наличных, упала с 54% до 38%. Число активных пользователей банковских карт, которые совершают покупки по карте не реже одного раза в неделю, увеличилось на 13% и составило 59% населения России. 

default-1t0r

Респонденты отметили, что главными преимуществами банковских карт являются удобство, высокая скорость оплаты, безопасность и возможность получить скидку или бонус, а чаще всего безналичные покупки совершаются в супер- и гипермаркетах, магазинах шаговой доступности и онлайн-магазинах.

В ЦБ также отмечают растущую популярность банковских карт среди физических лиц. Так, за 2015 год количество платежей по картам выросло на 27,8%, при этом оборот по ним увеличился на 11,9%. В общем числе операций с использованием платежных карт доля безналичных платежей стала больше на 7,3% (74,7%), в общем объеме – на 6,1% (39,5%).

«Люди больше платят картами, потому что повышается финансовая грамотность, развивается эквайринговая сеть, зарплатные проекты, программы лояльности. В результате люди привыкают к картам и перестают их бояться», – отмечает представитель «Хоум кредита».

Руководитель разработки карточных продуктов группы Бинбанка Никита Игнатенко уверен, что на популярность банковских карт является развитие инфраструктуры по приему безналичных платежей как в крупных городах, так и в регионах. При этом активнее всего расплачиваются по картам люди в возрасте 25–45 лет, жители крупных городов с официальной зарплатой выше среднего. 

Директор департамента перекрестных продаж «ОТП банка» Алексей Щавелев рассказал, что число клиентов, использующих карту только для покупок, увеличилось с 25 до 73% за последние пять лет. По мнению Щавелева, этому способствовал рост финансовой грамотности населения за счет приобретения опыта использования финансовых продуктов и увеличение доли сервисных и торговых предприятий, принимающих пластиковые карты для оплаты товаров и услуг.

Согласно прогнозам вице-президента «ВТБ 24» Алексея Киричека, безналичный оборот по банковским картам вырастет с 8 трлн до 21 трлн руб к 2020 году, средний чек снизится, а количество операций увеличится. Чаще всего безналичные покупки будут совершать россияне с удельно большим доходом и склонностью к спонтанным покупкам, активно использующие программы лояльности. Уже через пять лет для половины пользователей карт станет привычной и онлайн-покупка, уверен Киричек. 

За 2015 год онлайн-магазинов, принимающих платежи через интернет, увеличилось с 82 тыс. до 88 тыс. По данным исследовательского центра MARC, самым популярным способом онлайн-оплаты остаются банковские карты – его используют 76% ритейлеров. 

Материал по теме

Безналичка растёт за счёт онлайна

Материал по теме

"Русский стандарт": россияне уменьшили долю оплат картой за покупки в интернете

Материал по теме

Богатые россияне предпочитают покупки в рассрочку онлайн

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

CB Insights: ритейл увеличил втрое инвестиции в цифровизацию и автоматизацию

По данным CB Insights, за второй квартал 2021 года инвестиции в розничные технологии приросли на 4% к прошлому кварталу и увеличились втрое по сравнению с прошлым годом до $31,5 млрд, достигнув нового макси...

Shein рвётся в топы российского fashion-рынка

Китайская компания из сегмента ультрафаст-фэшн Shein за год втрое увеличила свою ежедневную аудиторию в России и по этому показателю уже обогнала Lamoda. По данным Mediascope, в апреле на сайт и в мобильное...

ПЭК предупредил о задержках доставки грузов из Китая

В связи с затяжными ливнями и наводнениями сроки доставки грузов из Китая могут вырасти на 3-7 дней, прогнозирует директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев. Причина - тайфун "Ин-Фа", который 26 июля во вт...

Ультрафреш пришел на смену готовой еде?

По данным iGooods, количество заказов готовой еды и кулинарии из гипермаркетов уменьшилось год к году на 20% в июне-июле. Частота заказов осталась на прежнем уровне - готовая еда и кулинария встречаются в к...

"Магнит" отчитался о продажах eCommerce

Экстраполированная годовая выручка (run rate) онлайн-канала "Магнита" составляет 7,6 млрд руб., исходя из последней недели июня. Сейчас ритейлер выполняет около 15 000 онлайн-заказов в день. Об этом говорит...

Hoff открывает омниканальный гипермаркет

Hoff открывает гипермаркет нового омниканального формата в ТЦ "МЕГА Белая Дача". Важной особенностью нового магазина является его заточенность под онлайн-продажи. Выбор для покупателей в этом гипермаркете н...