Меню

15% сетей ПВЗ закроются: как будут работать логисты во время недели карантина

Игорь Бахарев
Указ президента РФ Владимира Путина "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" от 25.03.2020 и указ мэра Москвы от 26.03.2020 №31-УМ повлияли на планы как ритейла, так и логистических компаний. Логисты (PickPoint, DPD, IML, "Телепорт", СДЭК, "Халва") рассказали порталу E-pepper.ru о проблемах, с которыми им пришлось столкнуться. 

Гладко было на бумаге

В распоряжении правительства РФ от 27 марта оговаривается, что к организациям, обеспечивающим население продуктами питания и товарами первой необходимости, относятся организации и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие всю товаропроводящую цепочку продуктов питания и таких товаров от производителя до конечного потребителя, включая "транспортно-логистические организации, логистические комплексы, организации, оказывающие услуги по подготовке, обработке, упаковке товаров и иные подобные услуги, распределительные центры, службы доставки, курьерские службы и пункты выдачи заказов".

Однако там ничего не говорится о том, как можно сохранить в полной мере работоспособность логистики в условиях, когда часть ТЦ и магазинов в стране физически закрыто. Мало того, как рассказывают представители логистических компаний, уже с пятницы в регионах некоторые ПВЗ просто были закрыты силами Росгвардии, Роспотребнадзора или представителями Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Так что сохранить 100% работоспособность получается у очень немногих.

PickPoint: Мы прогнозируем постепенное закрытие части сети

Логистический сервис PickPoint разослал своим партнёрам письмо, из которого следует, что, несмотря на то, что график работы сортировочных центров остается без изменений, с 30 марта сотрудники офиса PickPoint переводятся на удаленный режим работы. Кроме того, закрываются часть ПВЗ.
"Мы прогнозируем постепенное закрытие части сети. По нашим прогнозам, при полном введении карантина, минимальный размер рабочей сети составит 3 500 Постаматов и 625 ПВЗ", - сообщает компания.
В настоящий момент 15% всей сети переведено в состояние "временно закрыто", т.е. доступно для доставки более 7000 точек.

Какие меры будут предприняты для поддержания сети в актуальном состоянии:
1. Организовано оперативное получение информации от арендодателей и ПВЗ о доступности объектов для покупателей.
2. В онлайн-режиме информация по изменениям статусов точек обновляется в системе PickPoint и транслируется на сайт компании. Актуальная информация будет доступна на карте точек, а так же в списках, получаемых в двух форматах Excel и XML.
3. Все заказы, поступившие в PickPoint на временно закрытые точки попадут под стандартный процесс переадресации,
4. Для всех отправлений срок хранения заказов в Постаматах и пунктах выдачи будет составлять 3 рабочих дня точки (не считая дня доставки отправления на точку) вне зависимости от того, какие правила были согласованы с вами ранее;
5. Временно будет недоступна опция продления срока хранения заказа в Постаматах, а также опция повторной доставки заказа в Постамат;
6. Вводится ограничение на прием негабаритных отправлений. Все негабаритные заказы будут автоматически возвращаться на склады отправителей;
7. Если из-за временного закрытия торговой точки изъятие неполученных заказов будет невозможно, PickPoint обеспечит возвращение отправлений после снятия ограничений;
8. Информация по всем "Проблемным отправлениям" будет предоставляться Вам в стандартном режиме, а так же вся информация по статусам доставки доступна в Личном кабинете;
9. Компания подготовила специальную инструкцию для своих клиентов.
Логист просит партнёров обеспечить оперативную обратную связь по всем проблемным заказам. "Если в течение 3 суток ответ предоставлен не будет, PickPoint вернет заказы на склад отправителя", - предупреждают в компании.

(В беседе с порталом E-pepper.ru представитель PickPoint уточнил, что на 29 марта никаких корректировок к упомянутому письму нет).

IML: Минус 15%

Логистический оператор IML также сообщил о том, что меры предосторожности, связанные с карантином, затронут порядка 15% пунктов выдачи и постаматов, входящих в сеть компании. Остальные ПВЗ будут работать как раньше.
"Мы осознаем значимость работы служб доставки в период карантина. IML доставляет в том числе продукты первой необходимости. Поэтому, даже в объявленные выходные дни, мы работаем без изменений, не взимаем за это дополнительную плату и коэффициенты" - уточняют в IML.

"Телепорт": часть постаматов закрыта

Генеральный директор сети "Телепорт" Сергей Васильев рассказал, что у них ситуация, похожая на ту, с чем столкнулись PickPoint.
"Небольшая часть постаматов стоит в местах, которые попали под закрытие", - пояснил он.
Исполнительный директор фулфилмент-оператора Reworker Алексей Жуков уверен, что "Телепорт" останется в выигрыше, ведь эта компания ставила постаматы в подъезды новостроек в Санкт-Петербурге, поэтому сейчас должна почувствовать дополнительный стимул развития этой концепции.

СДЭК: часть франчайзи работать не будут

В СДЭК говорят, что продолжать работать в стандартном режиме. Сервисы функционируют при выдаче и приеме посылок, доставке курьером на дом или в офисы, оформлении накладных и приеме наложенного платежа, отправке по России.

При этом, уточняет директор по маркетингу в СДЭК Ольга Сгибнева, часть франчайзи могут приостановить работу, однако их количество пока сложно оценить. "Пока есть данные о 35 ПВЗ в России, которые не будут работать", - говорит она. Это порядка 2-3% от сети СДЭК по стране. Но это число может быть уточнено.

DPD: Не менее 15% партнёров закрыты

Логистическая служба DPD приостановила доставку посылок в пункты Москвы, МО и СПб до понедельника 30 марта.
"В пятницу, субботу и воскресенье все посылки переадресовывались по согласованию с получателем на выбранный им постамат, которые продолжали работать в штатном режиме", - рассказала E-pepper.ru начальник управления сети Pickup DPD в России Ирина Зильберберг.
В понедельник компания проведёт повторный мониторинг сети и возобновит доставки в те ПВЗ, который фактически продолжат работать с соблюдением всех карантинных мер: регулярная дезинфекция, запрет на вход в ПВЗ более одного клиента за раз и так далее.
"При этом закрыты практически все офисы Ростелеком, которые выдают посылки DPD. Другой наш партнёр, Билайн, также приостановил работу тех офисов, которые не имеют отдельного входа. Мы продолжаем поддерживать связь с партнерами и оперативно обновлять информацию", - добавила Зильберберг. По её оценке, потери составили "не менее 15%".

Boxberry: Порядка 25% отделений закрыто (актуально на 31 марта)

  • Меняется график работы части пунктов выдачи. Порядка 25% отделений закрыто, Актуальное расписание точек размещено на сайте (в карточках отделений https://boxberry.ru/find_an_office/). Заказы из закрытых отделений будут по возможности перемещены в ближайшие пункты выдачи. Если выбранное клиентом отделение закрыто, а заказ уже принят на терминале Boxberry, он автоматически перенаправляется в ближайший к клиенту работающий ПВЗ.
  • Все терминалы компании принимают грузы по стандартному графику с соблюдением профилактических мер. 
  • Курьерская доставка функционирует без изменений. В Москве и Московской области предоплаченные заказы доставляются бесконтактным способом.
  • Интернет-магазинам рекомендуется по возможности отключить способ оплаты наличными в ПВЗ или курьером на своих сайтах, оставив возможность оплатить заказ картой на сайте, в пункте выдачи или курьеру.
  • Сроки хранения всех заказов, доставляемых в период с 28 марта по 5 апреля, продлены на 9 дней. 
  • Сотрудники офисов переведены на удаленный режим работы. 
Алексей Сапон, директор по логистике службы доставки Boxberry: "Мы ежедневно собираем информацию об изменениях в работе отделений во всех субъектах РФ и городах и готовы к разным сценариям развития событий. Однако сроки доставки, скорее всего, могут увеличиться. Это форс-мажор для всех нас, поэтому Boxberry сейчас не принимает  претензии за потенциальные нарушения плановых сроков. Ситуация в стране крайне сложная, но мы стараемся сохранить стабильную доставку вопреки обстоятельствам".   

Ozon: Библиотеки не у дел

C 28 марта по 5 апреля основная часть собственных точек Ozon – постаматов и пунктов выдачи – а также часть партнерских точек продолжат работу в обычном режиме. Однако, как рассказал представитель ритейлера, некоторая часть точек, расположенных в общественных местах, например, в библиотеках, будет закрыта в эту неделю. При этом большая часть постаматов расположена в продуктовых сетях. То есть люди могут совместить получение заказа с запланированным редким выходом в магазин.
"Сейчас при оформлении заказов клиентам Ozon доступны только те пункты выдачи и постаматы, которые продолжают свою работу в обычном режиме. Клиенты, чьи заказы должны были приехать в точки выдачи, которые закрываются на время каникул, Ozon проинформирует в смс и большей части из них предложит забрать свой заказ в ближайшем открытом пункте. Небольшая часть заказов может быть отменена – за них площадка оперативно вернет деньги пользователям. Отметим, что на фоне самоизоляции и удаленной работы сейчас все большей популярностью у клиентов Ozon пользуется бесконтактная доставка до двери – количество пользователей, которые выбирают этот способ доставки , каждую неделю растет в 2 раза", - поясняют в компании. 
В компании не дали оценку числа закрытых ПВЗ.  

"Халва": В "Пятёрочках" всё хорошо

Генеральный директор сети постаматов "Халва" Денис Петрушевский, в свою очередь, рассказал E-pepper.ru о том, что эта сеть сохраняет все мощности на "карантинной неделе".
"У нас локеры стоят в продуктовых магазинах, в частности, в "Пятёрочках". Они попадают в список " организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости". Поэтому мы продолжаем отгружать заказы в постаматы и не делаем никаких ограничений. Мало того, еженедельно наша сеть растёт примерно на 100 локеров", - пояснил он.

Курьеры в моде

"Концепция ПВЗ во время пандемии, к сожалению, не является рабочей, поскольку получатель вынужден выйти из дома. Если бы не русский "авось", вынуждены были бы закрыться практически 100% ПВЗ из-за отсутствия спроса на их услуги. Терявшая последние годы свою актуальность доставка "до двери" сейчас чуть ли не единственный "правильный" способ доставки", - полагает Жуков.

На этом фоне в Москве резко выросло количество желающих устроиться на работу курьером. В частности, сервис "Работа.ру" зафиксировал рост заявок на 29% в последний месяц. На Москву приходится 65% резюме курьеров в России.

Спрос столичных работодателей на курьеров вырос на 17,5% за месяц. В целом по России количество вакансий на должность курьера выросло лишь на 1,4%. Например, Delivery Club на этой неделе на 70% увеличит количество курьеров в Москве. Замгендиректора "Работы.ру" Александр Ветерков считает, что спрос на курьеров будет расти и в регионах.

Отметим, что курьерские службы для сохранения работоспособности должны учитывать изменившиеся обстоятельства. Кроме очевидных мер защиты своих курьеров и клиентов от вируса следует помнить и о введённом с 29 марта режиме домашней самоизоляции. Хотя логистом пока разрешили перемещаться по городу, сервис доставки Dostavista, например, с сегодняшнего дня добавит в приложение для курьеров экран, который будет подтверждать, что пользователь приложения работает в компании, сообщила гендиректор российского офиса Dostavista Татьяна Борзых. На экране будет фото курьера, указаны его имя, фамилия, паспортные данные и идентификационный номер в системе компании. Кроме того, в приложении можно будет открыть справку с подписью и печатью, подтверждающую работу в компании.
Материал по теме

Ozon открыл свой крупнейший хаб на юге России

Материал по теме

Wildberries строит новый склад, а Ozon лишился последнего

Материал по теме

IML поможет "Обуви России" удвоить число выдаваемых партнерских онлайн-заказов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как eCommerce изменил рождественский шопинг: опыт John Lewis

Ритейлер John Lewis создал виртуальный тур по некоему собирательному образу своих универмагов. Теперь покупатели смогут "посетить" универмаг на Оксфорд-стрит, и выбрать рождественские подарки не вставая с диван...

Американский eCommerce ставит рекорды в 3 квартале: аналитика eMarketer

В США интернет-продажи к концу третьего квартала 2020 уже достигли уровня, прежде ожидавшегося не ранее 2022 года. По прогнозам eMarketer, объем продаж электронной коммерции в США по итогам 2020 года достиг...

"Все аптеки" стал мультикатегорийным маркетплейсом

Сервис "Все аптеки" вышел на рынок товаров для животных. Теперь на маркетплейсе можно заказать как лекарства для домашних питомцев, так и корма, средства для ухода и гигиены. Первым партнером сервиса ст...

"СберМаркет" доставит продукты из "О’кей"

Сеть "О’кей" расширяет географию доставки - за счет сотрудничества со "Сбермаркетом". На первоначальном этапе к сервису будут подключены гипермаркеты сети в 4 городах - Омске, Уфе, Ростове-на-Дону и Нижнем ...

Gucci откроет секонд-хенд в онлайне

Итальянский дом моды Gucci открывает собственный онлайн-магазин секонд-хенда Gucci x TRR на онлайн-платформе американской компании The RealReal, в котором будут продаваться подержанные вещи. Как утв...

+25% выручки из товарных рекомендаций, триггерных цепочек и поиска: кейс Юничел + REES46

Крупнейший российский производитель обуви «Юничел» использует товарные рекомендации, триггерные цепочки и персонализированный поиск для увеличения продаж и выручки своего магазина. Основатель REES46 Мих...