Логисты о "горячем сезоне": прогнозы и аналитика
Игорь Бахарев
Пиковый сезон во всем мире начинается со Дня холостяков (11/11), и далее идет практически непрерывно: Черная пятница, Киберпонедельник и Рождество - так что, можно утверждать, что пиковый сезон уже начался. Мы опросили логистические компании и попросили рассказать, что они ждут от предстоящего сезона распродаж: какой ожидается трафик, насколько россияне готовы к покупкам.
Заместитель исполнительного директора "Курьер Сервис Экспресс" Мария Мартынова:
Каждый год развитие e-commerce в России идет по уникальному сценарию. Однако наши прогнозы на нынешний высокий сезон более оптимистичны по сравнению с прошлым годом. Это связано с относительной стабилизацией поставок и наличием нужного ассортимента товаров на рынке.
Ожидаем увеличения объема продаж в сфере электронной торговли с середины ноября на 20-50% в зависимости от сегмента товаров.
Конечно, по объемам продаж этот год не превысит показатели 2020-2021 годов, когда, например, в "Черную пятницу" объем реализации товаров у некоторых магазинов вырос более чем в десять раз. Однако, несмотря на популярность концепции рационального потребления, мы наблюдаем устойчивую тенденцию роста интереса россиян к распродажам.
Директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков:
Особенностью 2023 года является рост доли рынка российских компаний в сегменте eСommerce. Сильный толчок мы ждем от сегмента одежды, так как уход международных брендов освободил емкие ниши для российских компаний, и они уже работают над тем, чтобы увеличивать свое присутствие онлайн и не только через маркетплейсы.
По статистике DPD в России, доля доставок онлайн-заказов за последний год выросла с 58% до 63%. Самые популярные сегменты для доставки в сфере электронной коммерции: одежда, обувь, текстиль, косметика и парфюмерия.
Мы ожидаем очередной всплеск товарооборота в сфере электронной коммерции и прогнозируем, что он будет выше, чем в предыдущий год.
В рамках подготовки к высокому сезону мы реализовали стратегию распределения ресурсов под потребности клиентов. Инфраструктура DPD готова к прогнозируемому росту объемов отправок в предстоящий высокий сезон.
Директор по развитию фулфилмент-оператора "Бета ПРО" Артем Смирнов:
В количественных показателях мы уже видим рост - сезон начался. Мы ожидаем, что увеличение объемов в этом году не будет сильно превышать показатели роста в прошлом сезоне. Сейчас заметнее стало затишье спроса перед акциями. Перед началом распродаж некоторые товарные категории продавались значительно хуже, чем в тот же период прошлых лет. Это вполне закономерно, потребитель с каждым годом становится все более чувствителен к цене, в целом покупательская способность снижается.
Отмечу, что увеличение продаж в "горячий сезон" обусловлено не только распродажами, но и естественным ростом спроса на сезонные товары.
Генеральный директор "Скиф-Карго" Сергей Чернов:
Ранее поставщики товаров относились с легкой долей безразличия к подготовке к сезону и всю ответственность перекладывали на транспортные компании, сдавая грузы порой в последний момент. Они понимали, что всегда могут поменять перевозчика и уйти к другому - с более лояльным отношением и низкими ценами.
Сегодня, мы видим, ситуация изменилась. На рынке наблюдается нехватка большегрузов, водителей, повышаются тарифы. Еще в начале октября мы начали оповещать своих клиентов, чтобы они планировали отгрузки к "высокому" сезону и даже Новому году заранее и по возможности сдвигали их на более ранние сроки.
Директор департамента продаж и маркетинга DHL Express в России Вячеслав Палеха:
В этом году заметен такой тренд: в условиях продолжающейся глобальной инфляции, в стремлении распределить свои расходы, покупатели начинают закупать подарки заранее. Так, например, опрос взрослого населения США, проведенный Jungle Sprout показал, что 42% респондентов были намерены начать заниматься покупками до наступления октября. При этом, соотношение цены и качества будет главным приоритетом для многих потребителей.
То есть, в этом году покупатель определенно будет стараться сэкономить на подарках или, как минимум, будет считать цену товара одним из важных приоритетов. При этом, оперативность получения заказа остается в числе ожиданий потребителей - они не готовы ждать свои заказы из интернет-магазина долго.
Важным моментом является и то, что клиенты любят бесплатную доставку, и, поскольку сегодня потребители беспокоятся о своих финансах, в этот праздничный сезон - это будет одним из главных приоритетов. Опрос потребителей, проведенный Gartner, показал, что бесплатная доставка будет одним из основных факторов, влияющих на решение о покупке, на которую указали 45% респондентов. Поэтому, онлайн ритейлерам имеет смысл задуматься о том, чтобы предоставить потребителям опцию экспресс-доставки товаров и вероятно рассмотреть вариант включения стоимости доставки в цену товара. Эти моменты важно учитывать российским ритейлерам, продающим товары онлайн за границу.
В общих объемах мы ожидаем, что текущий пиковый сезон может оказаться более сдержанным, на уровне прошлого года. Такого ярко выраженного сезонного всплеска, как был в пандемийный и пост-пандемийный год не стоит ожидать.
Директор бизнес-юнита ПЭК: RETAIL Сергей Торочев:
Высокий сезон продаж в электронной коммерции действительно уже начался. За октябрь в нашей компании вырос спрос на доставку до складов маркетплейсов - более 30% по сравнению с сентябрем.
За десять месяцев этого года спрос на доставку увеличился в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Главный драйвер - устойчивый рост продаж на маркетплейсах.
Традиционно перед высоким сезоном мы анализируем предполагаемый рост объемов заказов, приглашаем на склады дополнительный персонал, подключаем больше партнеров-перевозчиков и наращиваем операционные мощности.
Наши советы селлерам маркетплейсов и интернет-магазинам в подготовке к высокому сезону:
-
Чтобы в декабре избежать сбоев, клиентских отказов и в целом снижения качества доставки, первым делом проанализируйте прогнозный объемы продаж. Ориентируясь на показатели, закупите и разместите на площадках необходимое количество товаров.
-
Чтобы минимизировать клиентские отказы, разместите товары не только в московских, но и на региональных складах маркетплейсов, которых становится все больше по всей России. Согласитесь, если покупатель в Хабаровске увидит, что посылку нужно ждать 14 дней, вероятнее всего он отправится искать товар у другого продавца.
-
Затем разработайте график поставок совместно с партнерами-перевозчиками, исходя из требований к срокам и стоимости логистики.
Директор по развитию собственного сервиса аналитики фулфилмент-оператора "Atiko" Дмитрий Баранов
Сезон распродаж, по нашим наблюдениям позволяет селлерам прокачать карточки своих товаров на маркетплейсах, подняться в топ и за счет больших объемов продаж наработать опыт, оборотные средства и реализовать те товары, которые не были проданы ранее.
Распродажи являются хорошим инструментом для увеличения узнаваемости брендов представленных на маркетплейсах, особенно новых, и тем самым позволяют познакомить потребителей с данной продукцией. Это привлекает их внимание и вызывает интерес к бренду.
Зачастую это может привести к тому, что потребители могут начать исследовать другие товары компаний, узнавать больше о предложениях, что очень актуально в свете развития новых торговых марок выходящих на маркетплейсе. Многие потребители оставшись довольны товаром, могут стать постоянными клиентами и начать рекомендовать продукты селлера своим близким и знакомым.
Генеральный директор фулфилмент-оператора "TEAM DEEM" Дарья Татаринова
Сезон распродаж существенно увеличивает нагрузку как на логистическую инфраструктуру, так и на самих селлеров, поэтому к отгрузкам нужно относиться максимально ответственно, со всех сторон, дабы продажи шли максимально активно и без сбоев.
Зачастую работа идет практически круглосуточно, но это того стоит, так как распродажи являются бустером который дает возможность развивать бизнес всем участникам рынка е-ком. Ведь распродажи стимулируют дополнительный спрос позволяя развивать как и новые торговые марки, так и для давно находящихся на рынке селлеров. К тому же, эффект распродаж накладывается на то, что сейчас начинается зимний сезон и покупатели и так активно закупаются теми же товарами необходимыми для него, а значит спрос растет в геометрической прогрессии.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте