Коронавирусная экономика: онлайн или пропал

Игорь Бахарев
Рынок оказался не готов к революционным изменениям, вызванным коронавирусным кризисом, считает коммерческий директор FulEx.pro Михаил Бурмистров. По его словам, все без исключения магазины, имевшие на начало пандемии собственные службы доставки, очень быстро уперлись в потолок их возможностей и стали испытывать острый дефицит транспорта и квалифицированного персонала, восполнить который в условиях ажиотажного спроса не так-то просто. Причем, этих проблем не смогли избежать ни относительно небольшие магазины, ни маркетплейсы.

Ситуация на рынке близка к патовой. Не секрет, что сейчас наблюдается взрывной рост числа заявок от магазинов на подключение к маркетплейсам. Например, за первую неделю апреля только у Wildberries появилось больше 1000 новых партнеров. Прирост заявок на подключение к Lamoda составил 30 процентов. Растет число партнеров и у маркетплейса Ozon. На данный момент в обработке и на проверке у этой площадки находится 25 000 (!) новых заявок на сотрудничество. При этом по состоянию на начало 2020 года число активно работающих с Ozon продавцов не превышало 9 000.

Вместе с тем, по словам Бурмистрова, не смотря на сверхактивную регистрацию маркетплейсами новых партнеров, уже сейчас они не справляются с возросшим спросом. Транспорта не хватает, на терминалах образуются огромные очереди, возникают трудности с поставками и выдачей заказов.

Судя по всему, российский рынок ждет то же самое, что уже случилось в Северной Америке и Европе. Так, Amazon ради сохранения работоспособности изменил дизайн сайта (убраны поля с рекомендациями товаров) и отказался от целого ряда традиционных для США распродаж ради одной единственной цели – снизить нагрузку на логистику. В 2020 году американцы не получат от Amazon скидок ни на День матери (10 мая), ни на День отца (21 июня). По словам Джеффа Безоса, в настоящее время Amazon ориентирован исключительно на доставку товаров повседневного спроса, объем которых за последние несколько недель возрос в разы. Чтобы справиться с таким наплывом заказов компания за последний месяц уже наняла 175 000 новых сотрудников.

С аналогичной проблемой столкнулся британский продуктовый ритейлер Tesco, который был вынужден обратиться к своим покупателям с просьбой самостоятельно посещать магазины и не злоупотреблять услугами доставки, возможности которой оказались ограничены 10 процентами от общих продаж ритейлера.

Российские продуктовые ритейлеры также не справляются с лавинообразно возросшей нагрузкой. Они еще не отказывают в услугах, но условия их оказания зачастую таковы, что никакого интереса они уже не представляют. Доставка заказов на 5 – 7 день – это, честно говоря, не совсем то, в чем сегодня нуждаются потребители.

Возвращаясь к теме маркетплейсов, стоит признать, что сотрудничество с ними до самого последнего времени давало компаниям большое количество плюсов и преференций. В частности, маркетплейсы позволяли продавцам сразу получать доступ к огромной аудитории; забывать о проблемах доставки, необходимости настройки рекламы и так далее.

Однако в последнее время, к традиционным минусам работы через маркетплейсы (необходимость соответствия строгим регламентам площадки как в плане маркировки и доставки товаров, так и документооборота) добавился целый список новых, в основном связанных с изменением правил игры по ходу матча.

Так, маркетплейс Ozon с 1 мая вводит понятие «минимальной комиссии». То есть, для каждой категории товаров будет установлена определенная сумма, которую продавец будет обязан заплатить площадке, при этом она вполне может быть выше стоимости самого товара и не включает стоимость доставки. В свою очередь Wildberries решил снизить затраты в период коронакризиса повышением оборота и отправил всем своим партнерам письма-уведомления о том, что в случае если оборачиваемость товара превышает 50 дней, его отгрузки могут быть приостановлены в одностороннем порядке. Причем Wildberries считает оборачиваемость не по каждому конкретному товару, а выводит среднюю величину из всех товаров поставщика.
«Все чаще приходится слышать об одностороннем изменении условий работы маркетплейсов даже по уже действующим соглашениям (естественно, не в пользу магазинов), - говорит Бурмистров. - Кроме того, транспортные компании зачастую не вникают в проблемы поставщиков. В частности, экспедитор вряд ли будет ждать 5-6 часов в очереди на приемку - он просто развернется и уедет, привезя товар обратно».
Впрочем, на рынке есть компании, которые обслуживают именно поставщиков маркетплейсов и их работа заключается не только в перевозке груза из пункта А в пункт Б, но и в сдаче товара на терминале. Это означает, что экспедитор дождется очереди, а на консолидационном складе товар помогут подготовить в соответствии с требованиями маркетплейса.

Речь здесь идет, в первую очередь, о фулфилмент-операторах, активно развивавшихся последние несколько лет, сотрудничество с которыми в сложившихся обстоятельствах действительно представляется для бизнеса хорошим выходом из положения. Среди услуг классического фулфилмент-оператора есть и складское хранение, и упаковка, и маркировка, и экспедиция, и доставка товара, и рассчетно-кассовое обслуживание, и даже услуги колл-центра.

Разумеется, такой сервис не бесплатен. Его стоимость может быть как фиксированной (в районе 200 рублей за заказ), так и индивидуальной (фактическая стоимость рассчитывается в зависимости от объема операций, требуемых для выполнения каждого заказа, а также весогабаритных характеристик товара). Некоторые фулфилмент-операторы предлагают своим партнерам пакетные тарифы, обладающие дополнительными преимуществами, в частности, магазину нет необходимости разбираться в тонкостях упаковки и маркировки товара, пакетное решение включает обработку заказа «по кругу», а необходимость тех, или иных операций определяют профессионалы.

Учитывая поведение маркетплейсов, судя по всему, уверовавших в то, что рынок сам падает к ним в руки и уже ничто не сможет этого изменить, вполне возможно, что определенная часть торговых предприятий, в конце концов, сделает выбор в пользу фулфилмента и попыток самостоятельного ведения торговли. Чья ставка сыграет, и кто в итоге окажется прав? Ответ на этот вопрос мы узнаем еще до конца 2020 года. Но в любом случае победят сильнейшие.
Материал по теме

Коллапс на границе: голос рынка

Материал по теме

Где хранить, чтобы продавать: как выбрать региональные склады Wildberries и распределить по ним товар

Материал по теме

Фуры в степи: граница с Казахстаном ушла в "долгую загрузку"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Getblogger: половина россиян ждет от блогеров промокоды к распродажам

Российская аудитория все чаще ждет от брендов не просто скидок, а вовлекающих форматов взаимодействия. Исследование Getblogger (входит в МТС AdTech) показало, что во время распродаж больше всего пользовател...

5Post запустил доставку заказа по клику из магазинов

Дочерняя компания X5 5Post запустила доставку заказа по клику из пункта выдачи. Покупатели сервиса 5Post теперь могут вызвать курьера прямо в магазин "Пятёрочка" или "Перекрёсток" после поступления туда зак...

Рейтинг качества доставки в 2025 году

Компания PIM Solutions представила рейтинг лучших предложений по доставке среди крупнейших российских интернет-магазинов. Исследование выявило явных лидеров в сфере логистики и клиентского сервиса. Победу в...

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

В условиях жесткой конкуренции с маркетплейсами "Детский мир" делает ставку на собственную онлайн-платформу, гармоничное сочетание офлайна и eСommerce, а также развитие параллельных направлений - от зоотова...

Потребители проводят больше времени в интернет-магазинах

Российские покупатели стали проводить значительно больше времени в интернете за шопингом. Доля онлайн-покупателей, тратящих на это более четырех часов в неделю, достигла 40,4% в сентябре. С марта показатель...

Россияне готовятся тратить больше в Черную пятницу

Большинство россиян планируют участвовать в распродажах Черной пятницы в этом году. По данным компании Яндекс, 46% потребителей собираются делать покупки, а треть из них намерена потратить больше, чем в 202...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.