Коронавирусная экономика: онлайн или пропал

Игорь Бахарев
Рынок оказался не готов к революционным изменениям, вызванным коронавирусным кризисом, считает коммерческий директор FulEx.pro Михаил Бурмистров. По его словам, все без исключения магазины, имевшие на начало пандемии собственные службы доставки, очень быстро уперлись в потолок их возможностей и стали испытывать острый дефицит транспорта и квалифицированного персонала, восполнить который в условиях ажиотажного спроса не так-то просто. Причем, этих проблем не смогли избежать ни относительно небольшие магазины, ни маркетплейсы.

Ситуация на рынке близка к патовой. Не секрет, что сейчас наблюдается взрывной рост числа заявок от магазинов на подключение к маркетплейсам. Например, за первую неделю апреля только у Wildberries появилось больше 1000 новых партнеров. Прирост заявок на подключение к Lamoda составил 30 процентов. Растет число партнеров и у маркетплейса Ozon. На данный момент в обработке и на проверке у этой площадки находится 25 000 (!) новых заявок на сотрудничество. При этом по состоянию на начало 2020 года число активно работающих с Ozon продавцов не превышало 9 000.

Вместе с тем, по словам Бурмистрова, не смотря на сверхактивную регистрацию маркетплейсами новых партнеров, уже сейчас они не справляются с возросшим спросом. Транспорта не хватает, на терминалах образуются огромные очереди, возникают трудности с поставками и выдачей заказов.

Судя по всему, российский рынок ждет то же самое, что уже случилось в Северной Америке и Европе. Так, Amazon ради сохранения работоспособности изменил дизайн сайта (убраны поля с рекомендациями товаров) и отказался от целого ряда традиционных для США распродаж ради одной единственной цели – снизить нагрузку на логистику. В 2020 году американцы не получат от Amazon скидок ни на День матери (10 мая), ни на День отца (21 июня). По словам Джеффа Безоса, в настоящее время Amazon ориентирован исключительно на доставку товаров повседневного спроса, объем которых за последние несколько недель возрос в разы. Чтобы справиться с таким наплывом заказов компания за последний месяц уже наняла 175 000 новых сотрудников.

С аналогичной проблемой столкнулся британский продуктовый ритейлер Tesco, который был вынужден обратиться к своим покупателям с просьбой самостоятельно посещать магазины и не злоупотреблять услугами доставки, возможности которой оказались ограничены 10 процентами от общих продаж ритейлера.

Российские продуктовые ритейлеры также не справляются с лавинообразно возросшей нагрузкой. Они еще не отказывают в услугах, но условия их оказания зачастую таковы, что никакого интереса они уже не представляют. Доставка заказов на 5 – 7 день – это, честно говоря, не совсем то, в чем сегодня нуждаются потребители.

Возвращаясь к теме маркетплейсов, стоит признать, что сотрудничество с ними до самого последнего времени давало компаниям большое количество плюсов и преференций. В частности, маркетплейсы позволяли продавцам сразу получать доступ к огромной аудитории; забывать о проблемах доставки, необходимости настройки рекламы и так далее.

Однако в последнее время, к традиционным минусам работы через маркетплейсы (необходимость соответствия строгим регламентам площадки как в плане маркировки и доставки товаров, так и документооборота) добавился целый список новых, в основном связанных с изменением правил игры по ходу матча.

Так, маркетплейс Ozon с 1 мая вводит понятие «минимальной комиссии». То есть, для каждой категории товаров будет установлена определенная сумма, которую продавец будет обязан заплатить площадке, при этом она вполне может быть выше стоимости самого товара и не включает стоимость доставки. В свою очередь Wildberries решил снизить затраты в период коронакризиса повышением оборота и отправил всем своим партнерам письма-уведомления о том, что в случае если оборачиваемость товара превышает 50 дней, его отгрузки могут быть приостановлены в одностороннем порядке. Причем Wildberries считает оборачиваемость не по каждому конкретному товару, а выводит среднюю величину из всех товаров поставщика.
«Все чаще приходится слышать об одностороннем изменении условий работы маркетплейсов даже по уже действующим соглашениям (естественно, не в пользу магазинов), - говорит Бурмистров. - Кроме того, транспортные компании зачастую не вникают в проблемы поставщиков. В частности, экспедитор вряд ли будет ждать 5-6 часов в очереди на приемку - он просто развернется и уедет, привезя товар обратно».
Впрочем, на рынке есть компании, которые обслуживают именно поставщиков маркетплейсов и их работа заключается не только в перевозке груза из пункта А в пункт Б, но и в сдаче товара на терминале. Это означает, что экспедитор дождется очереди, а на консолидационном складе товар помогут подготовить в соответствии с требованиями маркетплейса.

Речь здесь идет, в первую очередь, о фулфилмент-операторах, активно развивавшихся последние несколько лет, сотрудничество с которыми в сложившихся обстоятельствах действительно представляется для бизнеса хорошим выходом из положения. Среди услуг классического фулфилмент-оператора есть и складское хранение, и упаковка, и маркировка, и экспедиция, и доставка товара, и рассчетно-кассовое обслуживание, и даже услуги колл-центра.

Разумеется, такой сервис не бесплатен. Его стоимость может быть как фиксированной (в районе 200 рублей за заказ), так и индивидуальной (фактическая стоимость рассчитывается в зависимости от объема операций, требуемых для выполнения каждого заказа, а также весогабаритных характеристик товара). Некоторые фулфилмент-операторы предлагают своим партнерам пакетные тарифы, обладающие дополнительными преимуществами, в частности, магазину нет необходимости разбираться в тонкостях упаковки и маркировки товара, пакетное решение включает обработку заказа «по кругу», а необходимость тех, или иных операций определяют профессионалы.

Учитывая поведение маркетплейсов, судя по всему, уверовавших в то, что рынок сам падает к ним в руки и уже ничто не сможет этого изменить, вполне возможно, что определенная часть торговых предприятий, в конце концов, сделает выбор в пользу фулфилмента и попыток самостоятельного ведения торговли. Чья ставка сыграет, и кто в итоге окажется прав? Ответ на этот вопрос мы узнаем еще до конца 2020 года. Но в любом случае победят сильнейшие.
Материал по теме

М.Видео запустила круглосуточную доставку товаров через Яндекс Маркет

Материал по теме

"Магнит Маркет" расширяет сеть пунктов выдачи заказов в сельской местности

Материал по теме

Cпрос на доставку грузов в маркетплейсы вырос на 20%

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Fashion eCommerce: россияне выбирают удобство и тратят больше

Как показало исследование "Яндекс Рекламы", половина россиян совершает покупки одежды и обуви исключительно в интернет-магазинах. Причем, средний чек онлайн-покупателей заметно выше, чем у тех, кто предпочи...

Amazon и TikTok: неожиданный союз

Amazon может стать потенциальным покупателем TikTok, считают эксперты, опрошенные Forbes. В условиях растущей угрозы запрета в США китайского социального медиа-гиганта TikTok, компании активно расширяют сво...

Авито Работа: Логистика растет, зарплаты тоже

Согласно последним данным Авито Работы, средние зарплатные предложения для специалистов в сфере транспорта и логистики демонстрируют устойчивый рост. За год они увеличились на 15% и достигли 86 515 рублей в...

О твоём бизнесе должны услышать все

Заканчивается регистрация на участие во Всероссийском конкурсе "Молодой предприниматель России". На протяжении 14 лет он помогает выявлять лучших молодых бизнес-лидеров страны. Что тебе даст участие в конк...

Состояние Татьяны Бакальчук сократилось почти вдвое

Состояние Татьяны Бакальчук, основательницы и генерального директора маркетплейса Wildberries, сократилось почти вдвое после слияния компании с оператором наружной рекламы Russ. Как сообщает американский жу...

Путешествие в мир технологий транспорта: беспилотные автомобили, космическая связь и роботы на форуме "Цифровая Транспортация"

23-24 сентября в технологической долине Москвы - кластере "Ломоносов" состоится II Международный форум цифровых технологий в сфере транспорта и логистики "Цифровая транспортация - 2024". Выставку пос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.