Коронавирусная экономика: онлайн или пропал
Игорь Бахарев
Ситуация на рынке близка к патовой. Не секрет, что сейчас наблюдается взрывной рост числа заявок от магазинов на подключение к маркетплейсам. Например, за первую неделю апреля только у Wildberries появилось больше 1000 новых партнеров. Прирост заявок на подключение к Lamoda составил 30 процентов. Растет число партнеров и у маркетплейса Ozon. На данный момент в обработке и на проверке у этой площадки находится 25 000 (!) новых заявок на сотрудничество. При этом по состоянию на начало 2020 года число активно работающих с Ozon продавцов не превышало 9 000.
Вместе с тем, по словам Бурмистрова, не смотря на сверхактивную регистрацию маркетплейсами новых партнеров, уже сейчас они не справляются с возросшим спросом. Транспорта не хватает, на терминалах образуются огромные очереди, возникают трудности с поставками и выдачей заказов.
Судя по всему, российский рынок ждет то же самое, что уже случилось в Северной Америке и Европе. Так, Amazon ради сохранения работоспособности изменил дизайн сайта (убраны поля с рекомендациями товаров) и отказался от целого ряда традиционных для США распродаж ради одной единственной цели – снизить нагрузку на логистику. В 2020 году американцы не получат от Amazon скидок ни на День матери (10 мая), ни на День отца (21 июня). По словам Джеффа Безоса, в настоящее время Amazon ориентирован исключительно на доставку товаров повседневного спроса, объем которых за последние несколько недель возрос в разы. Чтобы справиться с таким наплывом заказов компания за последний месяц уже наняла 175 000 новых сотрудников.
С аналогичной проблемой столкнулся британский продуктовый ритейлер Tesco, который был вынужден обратиться к своим покупателям с просьбой самостоятельно посещать магазины и не злоупотреблять услугами доставки, возможности которой оказались ограничены 10 процентами от общих продаж ритейлера.
Российские продуктовые ритейлеры также не справляются с лавинообразно возросшей нагрузкой. Они еще не отказывают в услугах, но условия их оказания зачастую таковы, что никакого интереса они уже не представляют. Доставка заказов на 5 – 7 день – это, честно говоря, не совсем то, в чем сегодня нуждаются потребители.
Возвращаясь к теме маркетплейсов, стоит признать, что сотрудничество с ними до самого последнего времени давало компаниям большое количество плюсов и преференций. В частности, маркетплейсы позволяли продавцам сразу получать доступ к огромной аудитории; забывать о проблемах доставки, необходимости настройки рекламы и так далее.
Однако в последнее время, к традиционным минусам работы через маркетплейсы (необходимость соответствия строгим регламентам площадки как в плане маркировки и доставки товаров, так и документооборота) добавился целый список новых, в основном связанных с изменением правил игры по ходу матча.
Так, маркетплейс Ozon с 1 мая вводит понятие «минимальной комиссии». То есть, для каждой категории товаров будет установлена определенная сумма, которую продавец будет обязан заплатить площадке, при этом она вполне может быть выше стоимости самого товара и не включает стоимость доставки. В свою очередь Wildberries решил снизить затраты в период коронакризиса повышением оборота и отправил всем своим партнерам письма-уведомления о том, что в случае если оборачиваемость товара превышает 50 дней, его отгрузки могут быть приостановлены в одностороннем порядке. Причем Wildberries считает оборачиваемость не по каждому конкретному товару, а выводит среднюю величину из всех товаров поставщика.
«Все чаще приходится слышать об одностороннем изменении условий работы маркетплейсов даже по уже действующим соглашениям (естественно, не в пользу магазинов), - говорит Бурмистров. - Кроме того, транспортные компании зачастую не вникают в проблемы поставщиков. В частности, экспедитор вряд ли будет ждать 5-6 часов в очереди на приемку - он просто развернется и уедет, привезя товар обратно».Впрочем, на рынке есть компании, которые обслуживают именно поставщиков маркетплейсов и их работа заключается не только в перевозке груза из пункта А в пункт Б, но и в сдаче товара на терминале. Это означает, что экспедитор дождется очереди, а на консолидационном складе товар помогут подготовить в соответствии с требованиями маркетплейса.
Речь здесь идет, в первую очередь, о фулфилмент-операторах, активно развивавшихся последние несколько лет, сотрудничество с которыми в сложившихся обстоятельствах действительно представляется для бизнеса хорошим выходом из положения. Среди услуг классического фулфилмент-оператора есть и складское хранение, и упаковка, и маркировка, и экспедиция, и доставка товара, и рассчетно-кассовое обслуживание, и даже услуги колл-центра.
Разумеется, такой сервис не бесплатен. Его стоимость может быть как фиксированной (в районе 200 рублей за заказ), так и индивидуальной (фактическая стоимость рассчитывается в зависимости от объема операций, требуемых для выполнения каждого заказа, а также весогабаритных характеристик товара). Некоторые фулфилмент-операторы предлагают своим партнерам пакетные тарифы, обладающие дополнительными преимуществами, в частности, магазину нет необходимости разбираться в тонкостях упаковки и маркировки товара, пакетное решение включает обработку заказа «по кругу», а необходимость тех, или иных операций определяют профессионалы.
Учитывая поведение маркетплейсов, судя по всему, уверовавших в то, что рынок сам падает к ним в руки и уже ничто не сможет этого изменить, вполне возможно, что определенная часть торговых предприятий, в конце концов, сделает выбор в пользу фулфилмента и попыток самостоятельного ведения торговли. Чья ставка сыграет, и кто в итоге окажется прав? Ответ на этот вопрос мы узнаем еще до конца 2020 года. Но в любом случае победят сильнейшие.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте