Как настроить и автоматизировать работу на маркетплейсе по модели FBS c помощью интеграции Ozon API и внутренних систем компании: кейс Novex и Creonit
Игорь Бахарев
Руководитель проектов в Creonit Алексей Балашов, рассказал, как команда Creonit реализовала для интернет-магазина Novex интеграцию с Ozon API, чтобы автоматизировать процессы взаимодействия маркетплейса и продавца, а также расширить географию и увеличить продажи с помощью Ozon.
Маркетплейсы для интернет-магазинов — сильный дополнительный канал продаж. По данным аналитического агентства Data Insight, в 2022 году маркетплейсы стали самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж: 64% предпринимателей увеличили свой оборот на этих площадках, а продажи собственных интернет-магазинов росли только у 46%.
Цель
Novex — первая по размеру в Сибири и четвёртая в России сеть дрогери-формата. Занимается оптовой и розничной торговлей косметикой, парфюмерией, бытовой химией и хозяйственными товарами.
Novex хотели расширить географию доставки: компания продаёт товары офлайн и в интернет-магазине. А целью было доставлять их в любую точку страны, где есть пункт выдачи Ozon.
Задача
Команда Novex решила работать с Ozon по модели FBS (fulfillment by seller). Это модель, при которой продавец хранит товары на своём складе, сам принимает, обрабатывает заказы с маркетплейса и доставляет их в пункты приёма.
Для эффективной торговли со своего склада требуется правильная и надёжная интеграция интернет-магазина с Ozon API.
Ассортимент сети Novex насчитывает более 25 000 SKU. Для работы с маркетплейсом нужно было интегрировать внутренние системы компании с системами Ozon. Управлять таким количеством SKU в онлайн-пространстве вручную крайне сложно, поэтому вопрос о выходе на Ozon без подключения через API даже не стоял.
Интеграцию проводила команда Creonit, которая состояла из менеджера проекта, системного аналитика, бэкенд-специалиста и QA-инженера.
Creonit давно работает с Novex. В 2021 году команда агентства помогла компании перевести интернет-магазин с «1С-Битрикс» на Symfony, что в два раза ускорило работу сайта и повысило конверсию заказов в интернет-магазине в три раза. Также агентство занималось разработкой мобильного приложения Novex и интеграцией интернет-магазина с программой лояльности.
Решение
У Ozon всегда должна быть актуальная информация о количестве доступных товаров Novex. Для этого API Ozon объединяет информацию из внутренних систем Novex с процессами внутри личного кабинета Ozon.
Агентство Creonit синхронизировало данные Novex и Ozon с помощью CMS, которая выступает в качестве сервиса агрегации товарных данных и обработки заказов. Novex использует несколько сервисов:
-
SAP — ERP-система. Формирует список товаров, доступных для реализации на Ozon, с ценами и базовыми характеристиками.
-
Infor — система управления заказами (склад). С её помошью сотруднкии набирают, упаковывают, маркируют товары и заказы, отгружают их.
-
Art-Trade — система автоматизации розничной торговли. Передаёт в CMS расширенную информацию о товаре: название, изображения, описание, характеристики.
CMS отвечает за взаимодействие сотрудников и систем Novex и Ozon. Она автоматизирует по API загрузку товаров и обновление информации об остатках, агрегирует данные из всех вышеперечисленных систем и отправляет их в Ozon. Маркетплейс в режиме реального времени получает данные о товарах, их характеристиках, изменениях цен, товарных остатках, статусах заказов, поэтому информация на витрине Ozon всегда актуальна.
Данные сразу попадают в базу данных, так как CMS агрегирует их из других систем продавца и валидация происходит там.
Благодаря интеграции по API:
-
не нужно менять цены вручную в личном кабинете Ozon и контролировать их: данные об изменениях цен автоматически подтягиваются из систем Novex и транслируются покупателям на маркетплейсе;
-
не нужно вручную контролировать количество остатков, поскольку системы обмениваются данными, актуализируют информацию и отражают её в личном кабинете продавца и для покупателей на Ozon;.
-
информация о том, какой заказ нужно собрать на складе маркетплейса, поступает сотрудникам автоматически. При сборке заказа склад Novex делает отметку «Собран» — и данные сразу отправляются в Ozon. Это очень удобно.
Этапы интеграции
1. Аналитика и формулирование требований. Команда Creonit при участии специалистов Novex составила ТЗ, в котором описала, как будет проходить интеграция, спрогнозировала сроки реализации проекта.
3. Интеграция. Интегрировали системы Novex с Ozon.
4. Отладка. Тестирование и исправление багов.
5. Приёмка проекта. Запустили интеграцию в продакшн, провели тестирование после релиза.
Интеграция
Реализацию проекта начали со сложных консультаций и обсуждений. Нужно было модернизировать некоторые процессы, так как возникло несколько проблем. Расскажем о некоторых из них.
Первая проблема — разные товарные категории. У заказчика много товаров, была необходима точность определения категорий для них. У Ozon свой список категорий, который лишь частично совпадает с категориями товаров Novex. Неудобство в том, что товар из CMS нужно повторно прикреплять к категории вручную. И нужен человек, чтобы определять категории товаров в Ozon.
Товар нужно было самостоятельно привязывать к конкретному идентификатору (автоматически сейчас Ozon так делать не может). Для решения проблемы выгрузили весь список категорий и храним его на стороне CMS. Оператор дополнительно проверяет информацию о категориях товаров.
Вторая проблема — нанесение этикеток отправлений на коробки. Для работы с заказами из Ozon склад Novex изменил алгоритм нанесения этикеток. Заказы сначала упаковывают, затем информируют CMS, которая запрашивает у Ozon этикетку для каждой коробки, получают этикетку и передают её в Infor. Таким образом, появился дополнительный этап после упаковки заказа — передача данных и получение этикетки от Ozon. Только после этого заказ считается готовым к передаче в сортировочный пункт маркетплейса.
Для интеграции с Ozon настроили:
-
экспорт карточек товаров в Ozon;
-
отслеживание статуса модерации товаров;
-
обновление остатков;
-
получение новых заказов;
-
упаковку заказов;
-
отгрузку заказов;
-
завершение/отмену заказов;
-
перенос возвратов из Ozon в CMS Novex;
-
подтверждение возвратов в CMS;
-
формирование маршрутных листов;
-
получение этикеток для отправлений.
Триггеры
При подключении API к внутренним системам Novex, команда Creonit создала в их CMS несколько триггеров, на которых построены события: если произошло событие А, запускается цепочка событий B. Расскажем, как работают два наиболее сложных из них.
1. Создание нового отправления в Ozon.
Когда команда Novex запрашивает информацию о необработанных отправлениях, то:
-
Происходит проверка остатков.
-
Создаётся корзина заказа в CMS.
-
Создаётся заказ в CMS.
-
Фиксируются данные получателя, даты отгрузки и доставки.
-
Создаётся отгрузка в CMS.
-
Происходит формирование уведомления для Infor.
2. Упаковка заказа.
Когда пользователь заказывает товар на OZON, Novex получает информацию об этом заказе и приступает к упаковке заказа.
-
Получение от Infor документа об упаковке заказа.
-
Проверка товаров для отгрузки (все ли товары упакованы).
-
Разделение товаров на коробки.
-
Проверка маркировок товаров (если есть).
-
Передача команды «Собрать заказ» в Ozon с перечнем упакованных товаров.
-
Фиксация количества отправлений.
-
Изменение статуса отгрузки в CMS.
-
Запрос этикетки для каждого отправления.
-
Передача этикетки в Infor.
Проблемы при интеграции
- На момент составления ТЗ не было возможности автоматически получать информацию о новых заказах через вебхуки. Для получения информации о заказах, возвратах, модерации товаров и прочей, Creonit реализовали дополнительный набор команд, которые опрашивают необходимые методы с определённым интервалом. Сейчас уже появились пуш-уведомления — это огромный плюс, можно просто обрабатывать их.
- Обязательные атрибуты, которые задаются через словарь. Нужно выполнять большое количество запросов, чтобы получить все возможные варианты заполнения атрибутов. Чтобы этого избежать, реализовали дополнительный набор команд, который получает обязательные атрибуты и варианты заполнения для них в CMS Novex. В Ozon есть лимиты на количество запросов, поэтому их нужно растягивать во времени.
- Невозможно было автоматически обновлять часть полей карточки товара — нужно отправлять в Ozon всю информацию о товаре при каждом обновлении. Заказчику было удобно, чтобы общая информация (картинки, описание, цены) подтягивалась из CMS, а часть полей (характеристики, размеры) выгружалась из шаблона. Но то, что загружалось через API, переписывалось тем, что выгружается из шаблона, и наоборот. Полную информацию о товаре из двух источников подтягивать было нельзя. Поэтому мы реализовали дополнительную функциональность и сделали так, что запрос Ozon с целью получения информации о товаре (той, которую заказчик загрузил из шаблона) агрегируется и уже полную информацию о товаре мы выгружаем в Ozon.
Результаты
Компания Novex вышла на Ozon в декабре 2022 года — пока сложно говорить о каких-то масштабных достижениях. Однако уже можно сказать о первых результатах:
-
благодаря API удалось оптимизировать работу с заказами, обновление остатков и цен, загрузку товаров в личный кабинет продавца на Ozon, что важно для управления широким ассортиментом;
-
удалось расширить географию продаж Novex: теперь её товары можно получить в любой точке России;
-
продажи через маркетплейс будут расти: пользователи всё чаще совершают покупки и ищут описание товаров на маркетплейсах.
Планы
У Novex амбициозные планы развития. Они связаны в первую очередь с увеличением ассортимента и дальнейшей оптимизацией бизнес-процессов для эффективного взаимодействия с Ozon. Компания стремится завоевать любовь покупателей в новом для себя канале продаж. Цель — рост узнаваемости Novex не только в Сибирском федеральном округе, но и в других регионах, где нет офлайн-магазинов компании.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте