Как фуд-ритейлеру запустить eСommerce и на чем не нужно экономить: история Bringston

Игорь Бахарев

2020 год стал серьезным тестом для интернет-отрасли. Фуд-ритейл показал фантастический рост. Пандемия коронавируса ускорила цифровизацию бизнеса — федеральные ритейлеры стартанули в онлайн. Привычки покупателей поменялись, а приобретенный опыт онлайн-покупок сохранится и будет поддерживать темпы роста рынка в будущем. Валентин Куликов, основатель сети онлайн-супермаркетов Bringston, поделился опытом запуска и рассказал, на что стоит обратить внимание.

Перспективы фуд-ритейла 

По данным Finistere Ventures за первые три квартала года в отрасль инвестировали $8,7 млрд. Секрет успеха в том, что технологии помогают коммерции оказывать услуги удаленно. Это будущее, которое мы ждали через 3-4 года. Но пандемия послужила катализатором развития. Я пришел в фуд-тех в 2019, проработав до этого в классической продуктовой рознице 10 лет. В тот момент я даже не представляя, каким выдастся следующий год. С одной стороны я понимал, что цифровизация существенно расширит аудиторию онлайн-магазинов. Но не думал, что так быстро.

До пандемии супермаркет Bringston успел протестировать операционные и менеджерские моменты, поэтому мы успешно выдержали период взрывного роста в локдаун. Но и после снятия ограничений рост не остановился. По нашей аналитике, спрос в январе 2021 года превышает аналогичные показатели апреля и мая 2020. Выросло количество запросов в поисковиках и по Bringston, и в целом по доставке еды на дом. Крупные федеральные сети не видели перспектив онлайна в ближайшие пару лет. А в 2020 году потратили огромные бюджеты, чтобы туда выйти. Потому что рынок потребовал. Я считаю , что следующие 2-3 года фуд-тех вырастет в 10 раз. Причины изменений — получение нового пользовательского опыта, который помогает экономить время, и вынужденная цифровизация из-за пандемии. 

Анализ рынка 

Идея запуска полноценного онлайн-супермаркета пришла ко мне в 2016. Начинал не с нуля — Brinston открыли на базе офлайн точки. Правда в интернет-торговле продуктами тогда был «голубой океан», а о доставке «день в день» речи не шло. Но я верил в концепцию, поскольку ценность времени в Москве очень высокая, а поход в магазин съедает от 2 до 5 часов в неделю. С командой Bringston тщательно прорабатывали УТП и предложили пользователям самые низкие цены при максимально широком ассортименте (7500 позиций) и экспресс-доставке. За счет этого и получилось выделиться на фоне крупных ритейлеров. 

В анализе рынка советую больше ориентироваться на конкурентов. Не в плане плагиата идей, а в изучении ошибок. Смотреть, что было сделано, что пользуется спросом, а что нет. Как правило, успешные предприниматели не скрывают своих ошибок — это ценный материал для новичка. 

Сейчас мы смотрим в сторону развития дарксторов, потому что они могут компенсировать недостатки магазинов. По сути даркстор — это магазин-склад без покупателей, где сотрудники собирают заказ на полках. Такой формат позволяет облегчить процессы, тщательнее следить за матрицей и ускорить сбор заказов. 

Разработка и оптимизация сайта 

Небольшому производителю товаров, например фермеру, можно обойтись без сайта. В его распоряжении — доски объявлений и соцсети. Если речь о супермаркете с большой товарной матрицей, то сайт необходим. Как и бюджеты со временем. В Bringston мы делали платформу около года. Изначально разработчики подключили CRM-систему к системе учета магазина, но понадобились самостоятельные архитектурные доработки. Мобильное приложение запустили в тестовом режиме только летом 2020 года. Полноценный релиз планируется этой весной. По нашей собственной аналитике, люди гораздо реже пользуются приложением, чем сайтом и мобильной версией. 

Ошибка команды была в том, что сразу не подключили умный поиск. Просто не задумались, что пользователь может совершить ошибку в названии, например «активиа» вместо «активия», и не найти нужный товар. Поэтому совет — запускать умный поиск на сайте с первых дней. После внедрения корзина в Bringston выросла на 10%. 

карточка товара.png

Другое важное замечание по оптимизации — наполнение контентом карточек товара. Многие недооценивают это. Но чем полнее и уникальнее карточка, тем лучше индексация поисковиками. И главное — текст не должен быть копипастом с какого-нибудь стороннего сайта. Такой подход не даст никакого профита. При плагиате контента в поисковике будет отображаться первоисточник, а именно страница, с которой сплагиатили. Поэтому при использовании чужих материалов рекламируется и чужой ресурс.

И, конечно же, обязательно внедрять Google Analytics и Яндекс.Метрику для сбора данных о пользователе. Аналитика позволяет Bringston своевременно выявлять баги и снижать систематические ошибки.

Доставка 

Существует три варианта организации системы доставки: создать собственную курьерскую службу, подключится к сторонним сервисам доставки, совместить оба варианта. В Bringston на 90% своя служба. Оставшиеся 10% отдали партнерам — «Яндекс», «Достависта», Gett Taxi — для подстраховки. Собственные курьеры выгоднее и с точки зрения финансов, и с точки зрения клиентского сервиса. Наши работники ходят в брендированной форме — это дополнительная реклама. Мы всегда можем отследить коммуникацию, если были проблемы, и решить вопрос оперативно. С курьерами сторонних сервисов такое не работает. 

Служба поддержки

Для нас коммуникация с клиентом — принципиально важный вопрос. Во-первых, из-за ассортимента. Он большой и часто нужно делать замены. Во-вторых, чувство безопасности покупателей. Когда они платят онлайн по карте, то хотят ежесекундно знать, где заказа. Особенно это касается нового бренда. У крупных есть какой-то социальный кредит. Служба поддержки — это своего рода немонетарный способ повышения лояльности.

Поэтому мой совет — обеспечить коммуникацию в популярных соцсетях и мессенджерах, а также сделать видимыми на сайте контакты клиентского сервиса. 

Система лояльности покупателей 

Тренды развития электронной коммерции понемногу заставляют фуд-ритейл отказывается от привлечения новых покупателей. Это затратно и финансово, и физически. Поэтому мы делаем упор на системы лояльности, основанные на данных о покупателе. Предлагаем им индивидуальные предложения, скидки и кэшбек. 

система лояльности.png

Советую тщательно собирать аналитику для систем лояльности: портреты клиентов — пол, возраст, регион; поведение в сети и каналы коммуникации; историю заказов и т.д. Все это позволяет выстраивать персонализированную коммуникацию, повышает средний чек и показатель lifetime value.

Материал по теме

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Материал по теме

Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах

Материал по теме

Как неудачный UX лишает интернет-магазин прибыли: примеры и советы

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

За дорогими покупками идут мимо маркетплейсов

Согласно данным опроса, проведенного порталом lenta.ru, 72% россиян предпочитают совершать крупные и значимые покупки на сайтах интернет-магазинов или брендов, а не на маркетплейсах.  Основными мотив...

В Data Insight оценили онлайн-рынок БАДов

Основной канал продажи БАДов в онлайн-торговле - это маркетплейсы, рассказал партнёр Data Insight Фёдор Вирин. По его оценке, в 2024 году крупные площадки продадут их чуть менее чем на 40 млрд рублей все вместе...

Товары OBI теперь доступны на Ozon

Покупатели маркетплейса теперь могут найти на онлайн-витрине до 26 тысяч товаров из OBI - крупной сети DIY-гипермаркетов. Все для обустройства квартиры, ремонта, декор, техника, новогодние ели и другие това...

Мегамаркет начал работать с продавцами путёвок

Мегамаркет, один из крупнейших российских маркетплейсов, объявил о запуске нового направления, посвященного путешествиям. Теперь пользователи платформы могут не только приобрести товары для дома и быта, но ...

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.