Интернет-торговля в кризис: ключевые тренды для начинающих

Игорь Бахарев

Экономический спад наблюдается практически во всех сегментах рынка потребительских товаров. На рынок eCommerce этот фактор также оказывает существенное влияние, тем не менее, объем онлайн-торговли продолжает расти (около 650 млрд. в 2015 году). Директор по маркетингу логистической компании МОЛКОМ Полина Винокурова рассказала об основных трендах, которые в последнее время наблюдаются на рынке и которые, без сомнения, будут только развиваться. Рекомендуется новичкам и тем, кто слабо следит за тем, что происходит на рынке. 

Интернет-торговля в кризис: ключевые тренды для начинающих - 1В последнее время мы можем наблюдать несколько общих тенденций на рынке интернет-торговли:

  • Omnichannel («многоканальность») — главная парадигма и модель работы для всех участников рынка (крупных и средних). Эта модель подразумевает развитие онлайн и офлайн-каналов одновременно, так, чтобы один канал дополнял другой.

Развитие e-commerce необходимо рассматривать в связке с традиционными каналами продаж. Это же справедливо и для логистики. По нашей оценке, будущее ритейла — за моделью omnichannel, которая будет определять основные направления развития рынка логистических услуг России.

Для успешной реализации данной модели необходимо решить ряд вопросов, связанных, прежде всего, с логистикой (как товарной, так и информационной) обслуживания покупателей, использующих разные коммуникативные каналы (интернет-магазины, традиционную розницу, мобильные приложения и социальные сети).

При тех возможностях, которые открывает современный рынок, потребитель все меньше готов мириться с какими-либо ограничениями при заказе и получении товара. Он хочет покупать здесь и сейчас. Например, увидев рекламу в социальных сетях, предлагающую в один клик перейти на нужную веб-страницу, оформить заказ, оплатить его подходящим для себя способом и получить товар там, где ему удобно. Таких omni-потребителей становится все больше.

Интеграция всех коммуникативных каналов, они же каналы продаж, крайне необходима в современных условиях, когда конкуренция растет вместе с ожиданиями и требованиями покупателей. Единство всех каналов коммуникации с потребителем обеспечит более глубокую степень персонализации, уникальный подход к конкретному покупателю или узкой группе покупателей.

  • Развитие мобильных приложений для интернет-торговли.
  • Маркетплейсы – многие крупные торговые сети и отдельные ритейлеры не только присматриваются к этому сегменту, а уже готовят почву, чтобы запустить свой стартап.
  • Игроки рынка e-commerce начали активно развивать направления фулфилмент и 3PL.

Многие крупные интернет-гипермаркеты, вдохновленные успехом Amazon, пытаются реализовать подобную бизнес-модель здесь, в России, но пока все они находятся в начале пути.

Крупные игроки рынка онлайн-торговли сосредоточились на реализации стратегии omnichannel, активно осваивают новые возможности и форматы продаж (маркетплейсы),  пытаются оптимизировать затраты. Одним из популярных способов оптимизации является выход на рынок логистических услуг и услуг фулфилмента. По сути, это повторение офлайн-сценария, где дистрибуторы активно переключаются в зону 3PL.

Действительно, если крупный интернет-магазин одежды берет на обслуживание несколько мелких магазинов или монобрендовый интернет-магазин, есть вероятность экономии в краткосрочной перспективе.

Если же рассматривать эту стратегию в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то подобная экономия может стать троянским конем для всех вовлеченных. Как бы профессионально ни были выстроены процессы, конфликт интересов весьма вероятен. Как правило, высокий сезон одних и тех же товаров совпадает по времени, и очевидно, что собственные продажи будут в приоритете в любом случае.

Даже если крупный ритейлер максимально обособляет «независимую» структуру (создает отдельное юридическое лицо и т.п.), полную независимость обеспечить невозможно. Будет одна IT-cистема, одна команда, обслуживающая склад, а значит будет неизбежная конкуренция за ресурсы, в которой «чужой» клиент всегда будет на втором месте, что в условиях высококонкурентного рынка недопустимо и приводит к снижению лояльности, потере доли и увеличению расходов на удержание покупателей.

  • Размытие компетенций — все продают всё. В попытках охватить как можно больший кусок рынка теряется позиционирование, интернет-магазины становятся похожими друг на друга.

Неэффективные процессы, большие инвестиции – в результате проекты годами не могут выйти на точку безубыточности, а чаще всего закрываются или разоряются. Так,  X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") приостановили проект интернет-магазина Е5, ушел с рынка «Сотмаркет», сложная ситуация у Enter.

Именно поэтому сегодня относительно хорошо себя чувствуют нишевые игроки (например, магазины товаров для детей). Они в меньшей степени подвержены негативным экономическим тенденциям в силу специфики предлагаемых товаров. Получается, эффективнее вкладывать в одно направление и таким образом нарабатывать себе лояльную аудиторию, чем пытаться объять все категории.

  • Сохранение тенденции к слиянию и поглощению среди крупных, средних и малых игроков рынка.
  • Рост сервисов для интернет-магазинов: начиная с создания сайта, продвижения интернет-магазина в сети, услугами колл-центра, управления платежами и заканчивая комплексным аутсорсингом всех процессов  - фулфилмент-сервисом.

Для производителей и ритейлеров как никогда становятся актуальными сервисы, объединяющие в себе возможности как 3PL-провайдеров (глубокие компетенции в области товарной логистики,  управления цепочками поставок, масштабных складских операций, доставки), так и специализированных фулфилмент-операторов (администрирование платежей, колл-центр и/или центр обслуживания покупателей).

Современные инструменты продвижения и стимулирования продаж — это, прежде всего, инструменты цифрового маркетинга и информационной логистики, позволяющие эффективно собирать и работать с такими принципиально важными сведениями о покупателях, как возраст, пол, интересы, причины покупки в конкретном магазине или на сайте, что побудило к действию – смс, электронная рассылка или отзыв в интернете. Анализ этих данных дает возможность формировать уникальные персональные предложения и  удовлетворять все запросы со стороны покупателей, а значит, обеспечивать реальный прирост активной клиентской базы и продаж.

Так, казалось бы «непрофильные» для логистического оператора услуги цифрового маркетинга и информационной логистики обеспечивают рост оборотов клиента и полную загрузку складской и транспортной инфраструктуры.

По нашей оценке, в ближайшей перспективе кардинальных перемен в структуре рынка логистических услуг не предвидится. Так или иначе, любая компания, будь то крупные и мелкие 3PL-операторы, курьерские службы, транспортные компании или фулфилмент–операторы, имеет возможность найти свою нишу на рынке.

  • Повышение привлекательности российского рынка для китайских интернет-магазинов (alibaba.com, jd.com и т.д.) вследствие внушительного роста интернет-аудитории в России, а с ним и количества онлайн-покупателей.

Главный тренд последних 2-3 лет — резкий рост популярности китайских интернет-магазинов. Если раньше покупатели иностранных европейских интернет-магазинов практически не пересекались, то теперь они могут встретиться на одной китайской онлайн-площадке, и это направление действительно оттягивает часть клиентов.

Лоббированием снижения порога беспошлинного ввоза на физических лиц, который составляет 1000 евро и продвижением идеи о том, что все участники интернет-торговли должны иметь равные права, крупные российские магазины занимаются уже давно.

Однако технически достаточно сложно выстроить систему контроля  почтовых отправлений, поскольку  необходимо учесть все нюансы (проверить/подтвердить стоимость товаров, создать алгоритм  проверки всех вложений нескольких десятков миллионов отправлений ежегодно). В своей борьбе с иностранными интернет-магазинами, крупные ритейлеры зачастую забывали о других конкурентах – российских компаниях, которые работают по «серым» схемам.

Таким образом, проанализировав тренды, которые сегодня в явной форме присутствуют на рынке e-commerce, с большой долей вероятности можно прогнозировать следующие две основные тенденции:

  1. Мелкие специализированные фулфилмент-операторы будут уступать место 3PL-провайдерам, поскольку последние обладают большим опытом, компетенциями и возможностями для развития данного направления. Как уже отмечалось выше, интегрированная система продаж требует того же и от логистики. Небольшие фулфилмент-операторы будут не в состоянии обеспечить логистику b2b на высоком уровне. А 3PL-компании, наоборот, достаточно быстро и успешно осваивают новое направление — обслуживание e-commerce.
  1. Требования к качеству и эффективности логистики продолжат расти, поэтому можно говорить о начале нового этапа в области автоматизации логистических операций.
Материал по теме

Как развивать бренд одежды на маркетплейсах: советы начинающим

Материал по теме

Amazon разрабатывает умные очки для курьеров

Материал по теме

Почти 84% россиян делают покупки на маркетплейсах, но сталкиваются с проблемами

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как развивать бренд одежды на маркетплейсах: советы начинающим

Как выстраивать стратегии развития fashion-бренда при продажах на маркетплейсах? Как выбирать нишу, строить товарную матрицу, формировать логистику и маркетинговые активности на фоне адаптации к постоянно ме...

Роскачество расширило реестр доверенных онлайн-площадок

В ходе международного форума "Всемирный день качества" Роскачество представило обновленный Реестр доверенных онлайн-площадок. Этот проект, инициированный совместно с Минпромторгом России и Росаккредитацией....

Lamoda представила обновленный раздел Lamoda Planet

Lamoda обновила свой раздел Lamoda Planet, посвященный экологически чистым, этичным и социальным товарам. Теперь раздел предлагает расширенный ассортимент продукции, соответствующей принципам осознанного по...

Amazon разрабатывает умные очки для курьеров

Компания Amazon работает над созданием специальных умных очков, предназначенных для сотрудников курьерской службы. По задумке разработчиков, этот гаджет значительно упростит работу курьеров, сократив время ...

Почти 84% россиян делают покупки на маркетплейсах, но сталкиваются с проблемами

Как сообщил заместитель министра промышленности и торговли Роман Чекушов на форуме "Всемирный день качества", популярность онлайн-торговли в России продолжает расти. По его данным, уже 84% россиян пользуютс...

Онлайн-торговля в fashion: мировые вызовы и перспективы 2025 года

2025 год обещает стать непростым для модной индустрии, уверяют эксперты McKinsey x BoF в отчёте "State of Fashion 2025". Проблемы начнутся даже в онлайн-торговле, где борьба за внимание покупателей становит...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.