eCommerce 2020: основные цифры

Игорь Бахарев

Что из себя представляет российский рынок eCommerce? Эксперты весь год пытались это понять: проводили опросы, колдовали над статистикой и отчетами компаний, выпускали отчёты. К сожалению (или к счастью), на нашем рынке нет "самого главного" эксперта. И данные разных спикеров не согласуются, а зачастую и противоречат друг другу. Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев свёл воедино всю eCommerce-аналитику, которая появлялась за последние несколько месяцев в открытых источниках.

Аудитория рунета и eCommerce

  • Digital 2020  (март): В России доступ к интернету имеет 81% всего населения - 118 миллионов человек.
  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): Каждый второй россиянин в возрасте 16-55 лет покупает что-нибудь в интернете минимум два раза в год. 77 % онлайн-покупателей заказывают что-то минимум раз в месяц, 23 % - минимум раз в неделю.
  • Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК) (декабрь):  Количество российских интернет-пользователей сейчас составляет более 95 млн человек (78.8% населения). 

Общая оценка рынка

  • Росстат (октябрь): Доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли этих организаций выросла до 5,9%.
  • Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК) (декабрь):  По итогам 2020 года рост интернет-торговли в России может составить 16-18%, до 4,8 трлн рублей.
  • Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) (октябрь): доля онлайн-торговли в РФ может вырасти до 9,2% по итогам 2020 года.
  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (декабрь): Доля eСommerce в общем обороте торговли в РФ в 2020 году может достигнуть 11%. Оборот рынка может вырасти в полтора раза и составить более 3 трлн рублей.
  • Data Insight (декабрь): Число заказов в интернет-магазинах и на маркетплейсах в 2020 году увеличилось на 78% и достигло отметки в 830 млн. В денежном выражении был зафиксирован рост на 47%, до 2,5 трлн рублей. В 2020 году доля онлайн-торговли составит 9% от всей российской розницы.
  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (сентябрь): рынок онлайн-торговли в России в первом полугодии 2020 года составил 1,654 трлн рублей.
  • Сбербанк (ноябрь): Количество онлайн-заказов с начала года выросло в 1,5 раза.
  • Infoline (декабрь): в 2020 г. рынок онлайн-торговли продуктами питания может вырасти с 43 до 145 млрд рублей.
  • "РБК Исследования рынков" (ноябрь): к концу 2020 года оборот рынка доставки может вырасти на 47% до 258 млрд рублей. 19,7% от него приходится на долю доставки продуктов. 

Российские интернет-магазины

  • CloudPayments (ноябрь): средний чек в онлайн-магазинах снизился до уровня в 2,1 тыс. рублей, что составило на 45% меньше, чем этот же показатель за апрель.
  • "ЮKassa" (декабрь): Российские интернет-магазины в 2020 году вдвое увеличили обороты. При этом средний чек увеличился в 2,1 раза (до 1 833 рублей).
  • Data Insight/RBK.money (декабрь): За первое полугодие 2020 года объем онлайн-продаж в России достиг 1165 млрд рублей, что на 52% больше аналогичного периода прошлого года.
  • Nielsen (ноябрь): До короновируса 59% ключевых FMCG-ритейлеров развивали свои интернет-магазины и 21% сотрудничали с маркетплейсами. По состоянию на сентябрь в онлайн вышли 76% ритейлеров, а 48% стали продавать свои товары через маркетплейсы и сервисы доставки.

Трансграничная торговля

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (сентябрь): Объем рынка трансграна по итогам первого полугодия 2020 года составил 268 млрд. рублей или 122 млн посылок. Всего за год объём рынка составит 607 млрд. рублей.
  • НАДТ (декабрь): К концу года объём рынка трансграничной торговли составит порядка $3 миллиардов.
  • ЦБ: В первом полугодии 2020 года оборот кроссбордера составил $3 337 млн. По прогнозам, по итогам 2020 года общая сумма покупок составит $6,6 млрд.
  • Премьер-министр Михаил Мишустин (июль): Количество международных отправлений в РФ сократился в I полугодии 2020 года на четверть. За последние четыре года доля товаров из-за рубежа сократилась с 23% до 16%. 

Доставка и оплата

  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): Наиболее распространённый вариант доставки - самовывоз из магазина или пункта выдачи, так были получены последние покупки 57 % опрошенных. Популярность доставки курьером (22 %) и по почте (11 %) понемногу снижается. Частота использования постаматов (6 %) медленно, но растёт. Доля покупок, оплаченных по банковской карте на сайте магазина, выросла с 37 % в прошлом году до 53 % в этом.
  • "Мир Plat.form" (Национальная система платежных карт) (декабрь): Количество транзакций в российских интернет-магазинах и сервисах увеличилось в 2020 году в среднем на 40%.В ноябре число онлайн-покупок  по картам "Мир" достигло максимального ежемесячного значения в этом году - 32 миллиона операций.
  • Mediascope (июль): 93,7% респондентов хотя бы раз в год оплачивают товары или услуги через интернет. покупки в интернет-магазинах совершают 81%. Банковские карты (89,9%) и интернет-банкинги (89,7%) остаются самыми популярными средствами для платежей в Интернете. Электронные деньги для онлайн-платежей использовали 78,3% опрошенных. 

Мобайл 

  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): Доля покупок, сделанных с мобильных устройств, в прошлом году составлявшая 36 %, в этом году сравнялась с долей покупок на компьютерах. Покупая на мобильных, люди всё чаще пользуются приложениями магазинов, а не их сайтами.
  • Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК) (декабрь): Мобильная аудитория рунета составляет 87 млн пользователей (71,2%). 

Экспорт

  • eBay/Data Insight (декабрь): Рынок розничного онлайн-экспорта товаров из России в 2020 году достигнет $1,16 млрд, а его рост составит 42%. По итогам года число посылок, отправленных за рубеж, составит 27,4 млн, увеличившись на 75% по сравнению с прошлым годом. 

Прогнозы

  • Data Insight (декабрь): рынок интернет-торговли в России будет расти в следующие годы: в 2021 году - на 34%, в 2022-м - на 32%, в 2023-м - на 30% и в 2024-м - на 28%.
  • Data Insight (июль): К 2024 году электронная торговля займет 19% от общего объема розничных продаж.
  • Infoline (декабрь): в 2023 г. рынок онлайн-торговли продуктами питания может вырасти до 605 млрд руб. 

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

За дорогими покупками идут мимо маркетплейсов

Согласно данным опроса, проведенного порталом lenta.ru, 72% россиян предпочитают совершать крупные и значимые покупки на сайтах интернет-магазинов или брендов, а не на маркетплейсах.  Основными мотив...

В Data Insight оценили онлайн-рынок БАДов

Основной канал продажи БАДов в онлайн-торговле - это маркетплейсы, рассказал партнёр Data Insight Фёдор Вирин. По его оценке, в 2024 году крупные площадки продадут их чуть менее чем на 40 млрд рублей все вместе...

Товары OBI теперь доступны на Ozon

Покупатели маркетплейса теперь могут найти на онлайн-витрине до 26 тысяч товаров из OBI - крупной сети DIY-гипермаркетов. Все для обустройства квартиры, ремонта, декор, техника, новогодние ели и другие това...

Мегамаркет начал работать с продавцами путёвок

Мегамаркет, один из крупнейших российских маркетплейсов, объявил о запуске нового направления, посвященного путешествиям. Теперь пользователи платформы могут не только приобрести товары для дома и быта, но ...

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.