eCommerce 2020: основные цифры

Игорь Бахарев

Что из себя представляет российский рынок eCommerce? Эксперты весь год пытались это понять: проводили опросы, колдовали над статистикой и отчетами компаний, выпускали отчёты. К сожалению (или к счастью), на нашем рынке нет "самого главного" эксперта. И данные разных спикеров не согласуются, а зачастую и противоречат друг другу. Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев свёл воедино всю eCommerce-аналитику, которая появлялась за последние несколько месяцев в открытых источниках.

Аудитория рунета и eCommerce

  • Digital 2020  (март): В России доступ к интернету имеет 81% всего населения - 118 миллионов человек.
  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): Каждый второй россиянин в возрасте 16-55 лет покупает что-нибудь в интернете минимум два раза в год. 77 % онлайн-покупателей заказывают что-то минимум раз в месяц, 23 % - минимум раз в неделю.
  • Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК) (декабрь):  Количество российских интернет-пользователей сейчас составляет более 95 млн человек (78.8% населения). 

Общая оценка рынка

  • Росстат (октябрь): Доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли этих организаций выросла до 5,9%.
  • Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК) (декабрь):  По итогам 2020 года рост интернет-торговли в России может составить 16-18%, до 4,8 трлн рублей.
  • Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) (октябрь): доля онлайн-торговли в РФ может вырасти до 9,2% по итогам 2020 года.
  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (декабрь): Доля eСommerce в общем обороте торговли в РФ в 2020 году может достигнуть 11%. Оборот рынка может вырасти в полтора раза и составить более 3 трлн рублей.
  • Data Insight (декабрь): Число заказов в интернет-магазинах и на маркетплейсах в 2020 году увеличилось на 78% и достигло отметки в 830 млн. В денежном выражении был зафиксирован рост на 47%, до 2,5 трлн рублей. В 2020 году доля онлайн-торговли составит 9% от всей российской розницы.
  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (сентябрь): рынок онлайн-торговли в России в первом полугодии 2020 года составил 1,654 трлн рублей.
  • Сбербанк (ноябрь): Количество онлайн-заказов с начала года выросло в 1,5 раза.
  • Infoline (декабрь): в 2020 г. рынок онлайн-торговли продуктами питания может вырасти с 43 до 145 млрд рублей.
  • "РБК Исследования рынков" (ноябрь): к концу 2020 года оборот рынка доставки может вырасти на 47% до 258 млрд рублей. 19,7% от него приходится на долю доставки продуктов. 

Российские интернет-магазины

  • CloudPayments (ноябрь): средний чек в онлайн-магазинах снизился до уровня в 2,1 тыс. рублей, что составило на 45% меньше, чем этот же показатель за апрель.
  • "ЮKassa" (декабрь): Российские интернет-магазины в 2020 году вдвое увеличили обороты. При этом средний чек увеличился в 2,1 раза (до 1 833 рублей).
  • Data Insight/RBK.money (декабрь): За первое полугодие 2020 года объем онлайн-продаж в России достиг 1165 млрд рублей, что на 52% больше аналогичного периода прошлого года.
  • Nielsen (ноябрь): До короновируса 59% ключевых FMCG-ритейлеров развивали свои интернет-магазины и 21% сотрудничали с маркетплейсами. По состоянию на сентябрь в онлайн вышли 76% ритейлеров, а 48% стали продавать свои товары через маркетплейсы и сервисы доставки.

Трансграничная торговля

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (сентябрь): Объем рынка трансграна по итогам первого полугодия 2020 года составил 268 млрд. рублей или 122 млн посылок. Всего за год объём рынка составит 607 млрд. рублей.
  • НАДТ (декабрь): К концу года объём рынка трансграничной торговли составит порядка $3 миллиардов.
  • ЦБ: В первом полугодии 2020 года оборот кроссбордера составил $3 337 млн. По прогнозам, по итогам 2020 года общая сумма покупок составит $6,6 млрд.
  • Премьер-министр Михаил Мишустин (июль): Количество международных отправлений в РФ сократился в I полугодии 2020 года на четверть. За последние четыре года доля товаров из-за рубежа сократилась с 23% до 16%. 

Доставка и оплата

  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): Наиболее распространённый вариант доставки - самовывоз из магазина или пункта выдачи, так были получены последние покупки 57 % опрошенных. Популярность доставки курьером (22 %) и по почте (11 %) понемногу снижается. Частота использования постаматов (6 %) медленно, но растёт. Доля покупок, оплаченных по банковской карте на сайте магазина, выросла с 37 % в прошлом году до 53 % в этом.
  • "Мир Plat.form" (Национальная система платежных карт) (декабрь): Количество транзакций в российских интернет-магазинах и сервисах увеличилось в 2020 году в среднем на 40%.В ноябре число онлайн-покупок  по картам "Мир" достигло максимального ежемесячного значения в этом году - 32 миллиона операций.
  • Mediascope (июль): 93,7% респондентов хотя бы раз в год оплачивают товары или услуги через интернет. покупки в интернет-магазинах совершают 81%. Банковские карты (89,9%) и интернет-банкинги (89,7%) остаются самыми популярными средствами для платежей в Интернете. Электронные деньги для онлайн-платежей использовали 78,3% опрошенных. 

Мобайл 

  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): Доля покупок, сделанных с мобильных устройств, в прошлом году составлявшая 36 %, в этом году сравнялась с долей покупок на компьютерах. Покупая на мобильных, люди всё чаще пользуются приложениями магазинов, а не их сайтами.
  • Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК) (декабрь): Мобильная аудитория рунета составляет 87 млн пользователей (71,2%). 

Экспорт

  • eBay/Data Insight (декабрь): Рынок розничного онлайн-экспорта товаров из России в 2020 году достигнет $1,16 млрд, а его рост составит 42%. По итогам года число посылок, отправленных за рубеж, составит 27,4 млн, увеличившись на 75% по сравнению с прошлым годом. 

Прогнозы

  • Data Insight (декабрь): рынок интернет-торговли в России будет расти в следующие годы: в 2021 году - на 34%, в 2022-м - на 32%, в 2023-м - на 30% и в 2024-м - на 28%.
  • Data Insight (июль): К 2024 году электронная торговля займет 19% от общего объема розничных продаж.
  • Infoline (декабрь): в 2023 г. рынок онлайн-торговли продуктами питания может вырасти до 605 млрд руб. 

Материал по теме

Исследование: 70% карточек товаров на маркетплейсах теряют позиции в топе после попадания в Out Of Stock

Материал по теме

АКИТ атакует законодательные барьеры для онлайн-торговли

Материал по теме

Электронная коммерция разгоняет экономику Рунета

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Walmart запускает покупки через ChatGPT вместе с OpenAI

Walmart делает очередной шаг в сторону "умной" розницы. Ритейлер запустил проект совместно с OpenAI. Покупатели и участники программы Sam’s Club (розничная сеть, принадлежащая компании Walmart) смогут оформлять...

Коллапс на границе: голос рынка

Транспортный коллапс на границе России и Казахстана расширяется. Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев опросил селлеров, логистов крупных ритейлеров, представителей логистических компаний и экспертов, чтоб...

"Не все понимают, как работает маркетплейс": Владислав Бакальчук о будущем "М.Видео" и проблемах Wildberries

После громкого ухода из Wildberries и перехода в "М.Видео" Владислав Бакальчук впервые подробно рассказал о том, как трансформируется крупнейший российский ритейлер электроники и бытовой техники. В интервью он ...

Россияне смогут сдавать квартиры напрямую через онлайн-платформу

Россияне получили возможность сдавать свои квартиры напрямую через "Яндекс Путешествия". Владельцы недвижимости по всей стране могут размещать квартиры, апартаменты и дома для краткосрочной аренды без посре...

ФНС проверит продавцов маркетплейсов на риски дробления бизнеса

Федеральная налоговая служба проводит эксперимент по выявлению рисков дробления бизнеса среди продавцов на маркетплейсах. Об этом говорится в ответе ведомства главе комитета Совета Федерации по экономическо...

ПВЗ против курьеров: почему концепция "шаговой доступности" победила в российском eCommerce

Российский рынок eCommerce за последние десять лет прошёл путь от осторожных покупок в интернете до массового перехода в онлайн почти всех категорий товаров. Главным катализатором этого бума стали пункты выд...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.