eCommerce 2020: основные цифры

Игорь Бахарев

Что из себя представляет российский рынок eCommerce? Эксперты весь год пытались это понять: проводили опросы, колдовали над статистикой и отчетами компаний, выпускали отчёты. К сожалению (или к счастью), на нашем рынке нет "самого главного" эксперта. И данные разных спикеров не согласуются, а зачастую и противоречат друг другу. Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев свёл воедино всю eCommerce-аналитику, которая появлялась за последние несколько месяцев в открытых источниках.

Аудитория рунета и eCommerce

  • Digital 2020  (март): В России доступ к интернету имеет 81% всего населения - 118 миллионов человек.
  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): Каждый второй россиянин в возрасте 16-55 лет покупает что-нибудь в интернете минимум два раза в год. 77 % онлайн-покупателей заказывают что-то минимум раз в месяц, 23 % - минимум раз в неделю.
  • Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК) (декабрь):  Количество российских интернет-пользователей сейчас составляет более 95 млн человек (78.8% населения). 

Общая оценка рынка

  • Росстат (октябрь): Доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли этих организаций выросла до 5,9%.
  • Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК) (декабрь):  По итогам 2020 года рост интернет-торговли в России может составить 16-18%, до 4,8 трлн рублей.
  • Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) (октябрь): доля онлайн-торговли в РФ может вырасти до 9,2% по итогам 2020 года.
  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (декабрь): Доля eСommerce в общем обороте торговли в РФ в 2020 году может достигнуть 11%. Оборот рынка может вырасти в полтора раза и составить более 3 трлн рублей.
  • Data Insight (декабрь): Число заказов в интернет-магазинах и на маркетплейсах в 2020 году увеличилось на 78% и достигло отметки в 830 млн. В денежном выражении был зафиксирован рост на 47%, до 2,5 трлн рублей. В 2020 году доля онлайн-торговли составит 9% от всей российской розницы.
  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (сентябрь): рынок онлайн-торговли в России в первом полугодии 2020 года составил 1,654 трлн рублей.
  • Сбербанк (ноябрь): Количество онлайн-заказов с начала года выросло в 1,5 раза.
  • Infoline (декабрь): в 2020 г. рынок онлайн-торговли продуктами питания может вырасти с 43 до 145 млрд рублей.
  • "РБК Исследования рынков" (ноябрь): к концу 2020 года оборот рынка доставки может вырасти на 47% до 258 млрд рублей. 19,7% от него приходится на долю доставки продуктов. 

Российские интернет-магазины

  • CloudPayments (ноябрь): средний чек в онлайн-магазинах снизился до уровня в 2,1 тыс. рублей, что составило на 45% меньше, чем этот же показатель за апрель.
  • "ЮKassa" (декабрь): Российские интернет-магазины в 2020 году вдвое увеличили обороты. При этом средний чек увеличился в 2,1 раза (до 1 833 рублей).
  • Data Insight/RBK.money (декабрь): За первое полугодие 2020 года объем онлайн-продаж в России достиг 1165 млрд рублей, что на 52% больше аналогичного периода прошлого года.
  • Nielsen (ноябрь): До короновируса 59% ключевых FMCG-ритейлеров развивали свои интернет-магазины и 21% сотрудничали с маркетплейсами. По состоянию на сентябрь в онлайн вышли 76% ритейлеров, а 48% стали продавать свои товары через маркетплейсы и сервисы доставки.

Трансграничная торговля

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (сентябрь): Объем рынка трансграна по итогам первого полугодия 2020 года составил 268 млрд. рублей или 122 млн посылок. Всего за год объём рынка составит 607 млрд. рублей.
  • НАДТ (декабрь): К концу года объём рынка трансграничной торговли составит порядка $3 миллиардов.
  • ЦБ: В первом полугодии 2020 года оборот кроссбордера составил $3 337 млн. По прогнозам, по итогам 2020 года общая сумма покупок составит $6,6 млрд.
  • Премьер-министр Михаил Мишустин (июль): Количество международных отправлений в РФ сократился в I полугодии 2020 года на четверть. За последние четыре года доля товаров из-за рубежа сократилась с 23% до 16%. 

Доставка и оплата

  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): Наиболее распространённый вариант доставки - самовывоз из магазина или пункта выдачи, так были получены последние покупки 57 % опрошенных. Популярность доставки курьером (22 %) и по почте (11 %) понемногу снижается. Частота использования постаматов (6 %) медленно, но растёт. Доля покупок, оплаченных по банковской карте на сайте магазина, выросла с 37 % в прошлом году до 53 % в этом.
  • "Мир Plat.form" (Национальная система платежных карт) (декабрь): Количество транзакций в российских интернет-магазинах и сервисах увеличилось в 2020 году в среднем на 40%.В ноябре число онлайн-покупок  по картам "Мир" достигло максимального ежемесячного значения в этом году - 32 миллиона операций.
  • Mediascope (июль): 93,7% респондентов хотя бы раз в год оплачивают товары или услуги через интернет. покупки в интернет-магазинах совершают 81%. Банковские карты (89,9%) и интернет-банкинги (89,7%) остаются самыми популярными средствами для платежей в Интернете. Электронные деньги для онлайн-платежей использовали 78,3% опрошенных. 

Мобайл 

  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): Доля покупок, сделанных с мобильных устройств, в прошлом году составлявшая 36 %, в этом году сравнялась с долей покупок на компьютерах. Покупая на мобильных, люди всё чаще пользуются приложениями магазинов, а не их сайтами.
  • Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК) (декабрь): Мобильная аудитория рунета составляет 87 млн пользователей (71,2%). 

Экспорт

  • eBay/Data Insight (декабрь): Рынок розничного онлайн-экспорта товаров из России в 2020 году достигнет $1,16 млрд, а его рост составит 42%. По итогам года число посылок, отправленных за рубеж, составит 27,4 млн, увеличившись на 75% по сравнению с прошлым годом. 

Прогнозы

  • Data Insight (декабрь): рынок интернет-торговли в России будет расти в следующие годы: в 2021 году - на 34%, в 2022-м - на 32%, в 2023-м - на 30% и в 2024-м - на 28%.
  • Data Insight (июль): К 2024 году электронная торговля займет 19% от общего объема розничных продаж.
  • Infoline (декабрь): в 2023 г. рынок онлайн-торговли продуктами питания может вырасти до 605 млрд руб. 

Материал по теме

АКИТ: внутренний рынок интернет-торговли за первое полугодие 2022 года увеличился в 1,5 раза

Материал по теме

Как упал импорт в Россию за полгода: аналитика ЕЦБ

Материал по теме

eCommerce-рынок США в 2022: аналитика FTI Consulting

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Ozon поменял систему приёмки товаров

Ozon начал принимать товары у продавцов, торгующих со своего склада, через сеть ПВЗ. Сейчас у маркетплейса открыто 10 тысяч пунктов, к 1 сентября их количество вырастет до 16 тысяч.  Прием товаров пр...

"Самокат" отказался от платной доставки

eGrocery-cервис "Самокат" не будет вводить платную доставку после проведенного тестирования. Как рассказал директор по маркетингу компании Игорь Рожков, "Самокат" закончил проведение эксперимента с платно...

Россияне стали чаще заказывать продукты с доставкой за город

Аналитики CloudPayments (сервис входит в группу Cloud) проанализировали онлайн-продажи продуктов и товаров первой необходимости в теплый сезон 2022 года (май-июль 2022 года) и выяснили, как изменился спрос ...

Ozon снизит число возвратов

Ozon с 10 августа внёс изменения, касающиеся возвратов, в договор. Теперь при поступлении заявки на возврат продавцы FBS смогут либо одобрить его, либо написать покупателю, либо отказать. Выбор "напи...

AliExpress обнулил убытки

Убыток СП "AliExpress Россия" во втором квартале снизился с 489 млн рублей в 2021 году до нуля, говорится в отчётности VK. За полгода убыток СП снизился и составил 828 млн рублей против убытка 967 млн рубле...

Как с помощью продвижения двух продуктов повысить товарооборот всего бренда: кейс СТД «Петрович»

Многообразие производителей, представленных в онлайн-магазинах, как правило сбивает покупателя с толку: ему сложно сориентироваться, разобраться в особенностях товаров и не упустить из вида важные комплекту...