АКИТ: российский eCommerсe в первой половине 2020 года

Игорь Бахарев
Карантин обеспечил резкий рывок в развитии интернет-торговли. По данным исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в первом полугодии 2020 года доля eСommerce в общем обороте розничной торговли в России составила 10,9% против 6,1% в прошлом году. Общий оборот рынка за полгода составил 1,654 трлн рублей.

Clip2net_200910214026.png


Большая часть заказов в интернете пришлась на апрель 2020 года - оборот составил 346,1 млрд руб. В мае этот показатель уже составил 313,8 млрд руб., а в июне упал на 11,4%, до 277,9 млрд руб.

Clip2net_200910214117.png


Clip2net_200910215634.png


По итогам года оборот российского рынка интернет-торговли может составить 2,9 трлн рублей.

По словам президента АКИТ Артема Соколова, Россия в развитии eCommerce приближается к ведущим странам - США (доля e-commerce - 13,9%), КНР (доля - 29,9%). "Раньше это было даже сложно себе вообразить, потому что даже самые смелые прогнозы выглядели иначе. А сейчас мы понимаем, что под 3 трлн будет рынок в конце года", - заявил он.

Трансграничная торговля идёт вниз

Важная особенность 2020 года заключается в существенном сокращении объема трансграничной торговли: по итогам первого полугодия ее доля сократилась до 16% (268 млрд рублей) с 29% в 2019 году (586 млрд рублей). Доля покупок в локальных интернет-магазинах выросла до 84% (1,386 трлн рублей) с 71% (1,446 трлн рублей) по итогам прошлого года.

В количестве посылок также наблюдается существенное падение.

Clip2net_200910214546.png


По словам Соколова, "в первом полугодии трансграничная торговля чувствовала себя даже хуже, чем в прошлом году". "Связано это было в первую очередь с тем, что все самолеты, международные рейсы фрахтовались под средства индивидуальной защиты, противочумные костюмы, другие средства для борьбы с эпидемией. Это довольно серьезно заблокировало все международные доставки", - заявил глава АКИТ.


Рынок по сегментам

Крупнейшей категорией на рынке онлайн-торговли стали одежда и обувь (30,2% от локального рынка), опередив цифровую и бытовую технику (29,5%). В денежном выражении на "одежду" за шесть месяцев 2020 года пришлось 417,9 млрд рублей. Ещё одно новшество: продукты питания впервые вошли в топ-3 покупок, составив 14,1% оборота локального рынка. При этом самый большой рост (277%) у товаров для творчества.

Clip2net_200910215127.png

Ещё один интересный момент: большая разница в среднем чеке в российских и зарубежных магазинах. Так, средний чек в категории "цифровая техника" в российских магазинах достиг в этом году 8,2 тыс. рублей (в трансграничной торговле - 10,5 тыс. рублей). На одежду из-за рубежа (второй по величине средний чек) россияне тратят в среднем 11,4 тыс. рублей, тогда как в России - чуть более 2 тыс.

Clip2net_200910215232.png

Альтернативная позиция

По мнению главы НАДТ Александра Иванова, АКИТ системно неправильно оценивают объёмы трансграничной торговли. В 2019 году они составили порядка $2,8 млрд, к концу 2020 года будет порядка $3 миллиардов. 

К оценке числа посылок "в штуках" тоже есть претензии. В связи со снижением минимального порога беспошлинной торговли, сразу ряд логистов начали проект по консолидации посылок, чего раньше никогда не делали. То есть посылок в реальности меньше, но это не означает, что меньше заказов. 

"В последние 6 лет мы наблюдаем примерно похожую картинку, с пиком в $3,25 млрд в 2018 году. По моему мнению, покупатель - не идиот, он понимает, где денег, которых у него прямо совсем уже нет,  можно потратить меньше. Поэтому он продолжит посещать китайские магазины".

Что касается оценки локальных продаж, то, по мнению Иванова, АКИТ завышает их примерно на 25%, "перегревая" рынок. "При этом надо понимать, что такие оценки - это "среднее по больнице". Есть гигантские маркетплейсы, а есть те, кто что-то продаёт уже только на бумаге". Типичным примером такой "перегретости", по мнению Иванова, является рынок eGrocery. "Как-то все позабыли, что накануне НГ закрылась масса проектов по доставке еды (то есть если рынок в норме, то он еду не покупает онлайн). За время карантина рынок сильно перегрелся, сейчас идет откат. Может, не до предновогодней нормы, но - идет", - добавил Иванов.

Также встает вопрос и в оценке "карантинного" роста российских игроков. В период самоизоляции Data Insight вёл ежедневный анализ индекса интернет-торговли. Из отчётов аналитиков видно, что весь второй квартал рынок eCommerce был в очень небольшом плюсе, но, в целом, колебался около "нулевых" значений относительно конца февраля.

TradeIndex_0307.png
Материал по теме

Getblogger: половина россиян ждет от блогеров промокоды к распродажам

Материал по теме

5Post запустил доставку заказа по клику из магазинов

Материал по теме

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Getblogger: половина россиян ждет от блогеров промокоды к распродажам

Российская аудитория все чаще ждет от брендов не просто скидок, а вовлекающих форматов взаимодействия. Исследование Getblogger (входит в МТС AdTech) показало, что во время распродаж больше всего пользовател...

5Post запустил доставку заказа по клику из магазинов

Дочерняя компания X5 5Post запустила доставку заказа по клику из пункта выдачи. Покупатели сервиса 5Post теперь могут вызвать курьера прямо в магазин "Пятёрочка" или "Перекрёсток" после поступления туда зак...

Рейтинг качества доставки в 2025 году

Компания PIM Solutions представила рейтинг лучших предложений по доставке среди крупнейших российских интернет-магазинов. Исследование выявило явных лидеров в сфере логистики и клиентского сервиса. Победу в...

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

В условиях жесткой конкуренции с маркетплейсами "Детский мир" делает ставку на собственную онлайн-платформу, гармоничное сочетание офлайна и eСommerce, а также развитие параллельных направлений - от зоотова...

Потребители проводят больше времени в интернет-магазинах

Российские покупатели стали проводить значительно больше времени в интернете за шопингом. Доля онлайн-покупателей, тратящих на это более четырех часов в неделю, достигла 40,4% в сентябре. С марта показатель...

Россияне готовятся тратить больше в Черную пятницу

Большинство россиян планируют участвовать в распродажах Черной пятницы в этом году. По данным компании Яндекс, 46% потребителей собираются делать покупки, а треть из них намерена потратить больше, чем в 202...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.