АКИТ: российский eCommerсe в первой половине 2020 года

Игорь Бахарев
Карантин обеспечил резкий рывок в развитии интернет-торговли. По данным исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в первом полугодии 2020 года доля eСommerce в общем обороте розничной торговли в России составила 10,9% против 6,1% в прошлом году. Общий оборот рынка за полгода составил 1,654 трлн рублей.

Clip2net_200910214026.png


Большая часть заказов в интернете пришлась на апрель 2020 года - оборот составил 346,1 млрд руб. В мае этот показатель уже составил 313,8 млрд руб., а в июне упал на 11,4%, до 277,9 млрд руб.

Clip2net_200910214117.png


Clip2net_200910215634.png


По итогам года оборот российского рынка интернет-торговли может составить 2,9 трлн рублей.

По словам президента АКИТ Артема Соколова, Россия в развитии eCommerce приближается к ведущим странам - США (доля e-commerce - 13,9%), КНР (доля - 29,9%). "Раньше это было даже сложно себе вообразить, потому что даже самые смелые прогнозы выглядели иначе. А сейчас мы понимаем, что под 3 трлн будет рынок в конце года", - заявил он.

Трансграничная торговля идёт вниз

Важная особенность 2020 года заключается в существенном сокращении объема трансграничной торговли: по итогам первого полугодия ее доля сократилась до 16% (268 млрд рублей) с 29% в 2019 году (586 млрд рублей). Доля покупок в локальных интернет-магазинах выросла до 84% (1,386 трлн рублей) с 71% (1,446 трлн рублей) по итогам прошлого года.

В количестве посылок также наблюдается существенное падение.

Clip2net_200910214546.png


По словам Соколова, "в первом полугодии трансграничная торговля чувствовала себя даже хуже, чем в прошлом году". "Связано это было в первую очередь с тем, что все самолеты, международные рейсы фрахтовались под средства индивидуальной защиты, противочумные костюмы, другие средства для борьбы с эпидемией. Это довольно серьезно заблокировало все международные доставки", - заявил глава АКИТ.


Рынок по сегментам

Крупнейшей категорией на рынке онлайн-торговли стали одежда и обувь (30,2% от локального рынка), опередив цифровую и бытовую технику (29,5%). В денежном выражении на "одежду" за шесть месяцев 2020 года пришлось 417,9 млрд рублей. Ещё одно новшество: продукты питания впервые вошли в топ-3 покупок, составив 14,1% оборота локального рынка. При этом самый большой рост (277%) у товаров для творчества.

Clip2net_200910215127.png

Ещё один интересный момент: большая разница в среднем чеке в российских и зарубежных магазинах. Так, средний чек в категории "цифровая техника" в российских магазинах достиг в этом году 8,2 тыс. рублей (в трансграничной торговле - 10,5 тыс. рублей). На одежду из-за рубежа (второй по величине средний чек) россияне тратят в среднем 11,4 тыс. рублей, тогда как в России - чуть более 2 тыс.

Clip2net_200910215232.png

Альтернативная позиция

По мнению главы НАДТ Александра Иванова, АКИТ системно неправильно оценивают объёмы трансграничной торговли. В 2019 году они составили порядка $2,8 млрд, к концу 2020 года будет порядка $3 миллиардов. 

К оценке числа посылок "в штуках" тоже есть претензии. В связи со снижением минимального порога беспошлинной торговли, сразу ряд логистов начали проект по консолидации посылок, чего раньше никогда не делали. То есть посылок в реальности меньше, но это не означает, что меньше заказов. 

"В последние 6 лет мы наблюдаем примерно похожую картинку, с пиком в $3,25 млрд в 2018 году. По моему мнению, покупатель - не идиот, он понимает, где денег, которых у него прямо совсем уже нет,  можно потратить меньше. Поэтому он продолжит посещать китайские магазины".

Что касается оценки локальных продаж, то, по мнению Иванова, АКИТ завышает их примерно на 25%, "перегревая" рынок. "При этом надо понимать, что такие оценки - это "среднее по больнице". Есть гигантские маркетплейсы, а есть те, кто что-то продаёт уже только на бумаге". Типичным примером такой "перегретости", по мнению Иванова, является рынок eGrocery. "Как-то все позабыли, что накануне НГ закрылась масса проектов по доставке еды (то есть если рынок в норме, то он еду не покупает онлайн). За время карантина рынок сильно перегрелся, сейчас идет откат. Может, не до предновогодней нормы, но - идет", - добавил Иванов.

Также встает вопрос и в оценке "карантинного" роста российских игроков. В период самоизоляции Data Insight вёл ежедневный анализ индекса интернет-торговли. Из отчётов аналитиков видно, что весь второй квартал рынок eCommerce был в очень небольшом плюсе, но, в целом, колебался около "нулевых" значений относительно конца февраля.

TradeIndex_0307.png
Материал по теме

Мегамаркет открыл мотосезон

Материал по теме

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

Материал по теме

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Сегодня услугами байеров пользуется всего 5% россиян, говорится в исследовании "Анкетолога" и Motive agency&production. При этом их роль в современном шопинге стремительно растет. Байеры - посредники...

Позвонить, написать или тэгнуть в чате: как eCommerce дотянуться до новых клиентов и удержать их

Гульнара Гумарова, коммерческий директор сервиса интеграции корпоративных мессенджеров Wazzup рассказала, как при всем многообразии предложений в eCommerce "дотянуться" до новых клиентов и можно ли это сдела...

Покупатели все строже относятся к отзывам на маркетплейсах: исследование

63% пользователей не купят товар, если негативных отзывов будет больше, чем позитивных отзывов с фотографиями, - отмечается в исследовании Мегамаркета. Эксперты маркетплейса опросили клиентов, которые оформили ...

Lamoda и Fashion Factory School: локальные бренды присутствуют в гардеробе 75% россиян

Lamoda, ведущий ритейлер в сфере моды, красоты и лайфстайл, и школа бизнес-образования в сфере моды Fashion Factory School (входит в Ultimate Education) провели совместное исследование с целью изучить, как поку...

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.