Меню

АКИТ: российский eCommerсe в первой половине 2020 года

Игорь Бахарев
Карантин обеспечил резкий рывок в развитии интернет-торговли. По данным исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в первом полугодии 2020 года доля eСommerce в общем обороте розничной торговли в России составила 10,9% против 6,1% в прошлом году. Общий оборот рынка за полгода составил 1,654 трлн рублей.

Clip2net_200910214026.png


Большая часть заказов в интернете пришлась на апрель 2020 года - оборот составил 346,1 млрд руб. В мае этот показатель уже составил 313,8 млрд руб., а в июне упал на 11,4%, до 277,9 млрд руб.

Clip2net_200910214117.png


Clip2net_200910215634.png


По итогам года оборот российского рынка интернет-торговли может составить 2,9 трлн рублей.

По словам президента АКИТ Артема Соколова, Россия в развитии eCommerce приближается к ведущим странам - США (доля e-commerce - 13,9%), КНР (доля - 29,9%). "Раньше это было даже сложно себе вообразить, потому что даже самые смелые прогнозы выглядели иначе. А сейчас мы понимаем, что под 3 трлн будет рынок в конце года", - заявил он.

Трансграничная торговля идёт вниз

Важная особенность 2020 года заключается в существенном сокращении объема трансграничной торговли: по итогам первого полугодия ее доля сократилась до 16% (268 млрд рублей) с 29% в 2019 году (586 млрд рублей). Доля покупок в локальных интернет-магазинах выросла до 84% (1,386 трлн рублей) с 71% (1,446 трлн рублей) по итогам прошлого года.

В количестве посылок также наблюдается существенное падение.

Clip2net_200910214546.png


По словам Соколова, "в первом полугодии трансграничная торговля чувствовала себя даже хуже, чем в прошлом году". "Связано это было в первую очередь с тем, что все самолеты, международные рейсы фрахтовались под средства индивидуальной защиты, противочумные костюмы, другие средства для борьбы с эпидемией. Это довольно серьезно заблокировало все международные доставки", - заявил глава АКИТ.


Рынок по сегментам

Крупнейшей категорией на рынке онлайн-торговли стали одежда и обувь (30,2% от локального рынка), опередив цифровую и бытовую технику (29,5%). В денежном выражении на "одежду" за шесть месяцев 2020 года пришлось 417,9 млрд рублей. Ещё одно новшество: продукты питания впервые вошли в топ-3 покупок, составив 14,1% оборота локального рынка. При этом самый большой рост (277%) у товаров для творчества.

Clip2net_200910215127.png

Ещё один интересный момент: большая разница в среднем чеке в российских и зарубежных магазинах. Так, средний чек в категории "цифровая техника" в российских магазинах достиг в этом году 8,2 тыс. рублей (в трансграничной торговле - 10,5 тыс. рублей). На одежду из-за рубежа (второй по величине средний чек) россияне тратят в среднем 11,4 тыс. рублей, тогда как в России - чуть более 2 тыс.

Clip2net_200910215232.png

Альтернативная позиция

По мнению главы НАДТ Александра Иванова, АКИТ системно неправильно оценивают объёмы трансграничной торговли. В 2019 году они составили порядка $2,8 млрд, к концу 2020 года будет порядка $3 миллиардов. 

К оценке числа посылок "в штуках" тоже есть претензии. В связи со снижением минимального порога беспошлинной торговли, сразу ряд логистов начали проект по консолидации посылок, чего раньше никогда не делали. То есть посылок в реальности меньше, но это не означает, что меньше заказов. 

"В последние 6 лет мы наблюдаем примерно похожую картинку, с пиком в $3,25 млрд в 2018 году. По моему мнению, покупатель - не идиот, он понимает, где денег, которых у него прямо совсем уже нет,  можно потратить меньше. Поэтому он продолжит посещать китайские магазины".

Что касается оценки локальных продаж, то, по мнению Иванова, АКИТ завышает их примерно на 25%, "перегревая" рынок. "При этом надо понимать, что такие оценки - это "среднее по больнице". Есть гигантские маркетплейсы, а есть те, кто что-то продаёт уже только на бумаге". Типичным примером такой "перегретости", по мнению Иванова, является рынок eGrocery. "Как-то все позабыли, что накануне НГ закрылась масса проектов по доставке еды (то есть если рынок в норме, то он еду не покупает онлайн). За время карантина рынок сильно перегрелся, сейчас идет откат. Может, не до предновогодней нормы, но - идет", - добавил Иванов.

Также встает вопрос и в оценке "карантинного" роста российских игроков. В период самоизоляции Data Insight вёл ежедневный анализ индекса интернет-торговли. Из отчётов аналитиков видно, что весь второй квартал рынок eCommerce был в очень небольшом плюсе, но, в целом, колебался около "нулевых" значений относительно конца февраля.

TradeIndex_0307.png
Материал по теме

Amazon позволит оплачивать покупки ладонью

Материал по теме

Покупатели задумались о второй волне

Материал по теме

Ozon и Lamoda встроят товары в кинофильмы

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Московские eCommerce-компании увеличили обороты на 21,5%

Оборот онлайн-торговли в Москве на конец августа - начало сентября увеличился на 21,5% год к году, говорят в столичном комплексе экономической политики и имущественно-земельных отношений. За неделю сре...

Мобильная аудитория ставит рекорды

Доля мобильного трафика в российском сегменте интернета достигла рекордных 80%. Как свидетельствуют результаты данных аналитиков SlickJump, мобильные устройства фактически вытеснили классические стационарные ко...

"Яндекс.Еда" запартнёрилась с "Магнитом"

"Магнит" и "Яндекс.Еда" заключили партнёрское соглашение и приступили к тестированию совместного проекта по доставке продуктов питания из 10 магазинов "у дома" в Ростове-на-Дону. Товары из магазинов доставляют,...

Рынок eCommerce в Республике Беларусь: данные 2020

Доля интернет-продаж в розничном товарообороте Республики Беларусь к концу года может достичь 7%. Такие данные содержатся в докладе республиканской Ассоциации предприятий онлайн-торговли (АПОТ). При этом,...

Amazon позволит оплачивать покупки ладонью

Amazon представила собственную технологию распознавания ладоней, которая даст возможность расплачиваться в розничных магазинах - самой компании и не только. Разработка Amazon One способна идентифицировать по...

"Яндекс.Лавка" тестирует платную доставку для маленьких заказов

"Яндекс.Лавка" тестирует платную доставку товаров для заказов, которые стоят ниже определённой суммы. Как рассказал руководитель сервиса Илья Красильщик, на данный момент минимальный порог заказа зависит от ...