Рынок eGrocery в 2020 году может вырасти в 3,5 раза: аналитика Infoline

Игорь Бахарев

В 2020 г. размер отечественного рынка розничной торговли продуктами питания должен составить 16,7 трлн руб. и вырасти до 19,6 трлн руб. к концу 2023 г.  При этом рынок онлайн-торговли продуктами питания в этом году может вырасти с 43 до 145 млрд рублей. Об этом говорится о отчёте Infoline "Розничная торговля Food и потребительский рынок России". 

Важнейшее влияние на eGrocery в 2020 году оказала пандемия, и сегмент стал одним из наиболее растущих в отечественном eСommerce. Многие офлайн-ритейлеры запустили или расширили проекты в сфере онлайн-торговли. Также на данный рынок активно выходят онлайн-игроки, для которых торговля продуктами питания не являлась основным направлением.

"Ожидается, что онлайн-сегмент получил существенный толчок в текущем году и его оборот достигнет 605 млрд руб. в 2023 г. против 145 млрд руб. в 2020 году", - отмечают аналитики.


Проникновение недостаточно

При этом текущее проникновение в розничную торговлю продуктами питания всё ещё крайне мало. Оно составляет всего около 0,7%. Для сравнения: в США сейчас проникновение около 1,6%, в Великобритании - 4,6%, а в Южной Корее - 14,5%. Проникновение может существенно увеличиться в ближайшие годы и приблизиться к 3% в 2023 году, считают в Infoline.

"Пока большая часть рынка приходится на сегмент онлайн-гипермаркетов (около 41%), но доля экспресс-доставки быстро увеличивается. Ожидается, что к 2023 г. доли экспресс-доставки и онлайн-гипермаркетов станут примерно равны", - сообщается в отчёте.

Аналитики полагают, что доли сервисов доставки и онлайн-маркетплейсов будут сокращаться, но рост оборота в этих сегментах все же будет значительным.

Основные игроки рынка

По итогам 9 месяцев 2020 г. лидером рынка оставалась X5 Retail Group с совокупным оборотом онлайн-бизнесов в 12,7 млрд руб., из которых 9,6 млрд руб. пришлось на гипермаркет "Перекресток Впрок", а еще 3,1 млрд руб. на экспресс-доставку сетей "Пятёрочка" и "Перекресток".

Группа намерена удвоить мощности доставки из магазинов "Пятёрочка" в случае ухудшения ситуации с коронавирусом. Как рассказал гендиректор сети Сергей Гончаров, компания продолжат активно инвестировать в развитие сервиса, а также в цифровые разработки, которые оказались особенно востребованы в период пандемии.

"Развитие экспресс-доставки в наших магазинах требует минимальных капитальных затрат, поэтому мы достаточно быстро можем это все масштабировать. В условиях текущего спроса бизнес доставки уже практически безубыточен. Если сохранится повышенный спрос на экспресс-доставку и сохранится высокий чек, то, скорее всего, в Москве мы сможем продолжать работать в операционном плюсе", - отметил Гончаров.

Оборот основных игроков на отечественном рынке e-grocery по итогам 9м 2020 г., млрд руб

Также в планах X5 занять 20% на рынке eGrocery в 2023 г. против 10% по итогам 2019 г. и примерно 12% за 9 месяцев 2020 г. Наконец, она планирует в будущем году начать доставлять еду из ресторанов, сообщил Financial Times главный исполнительный директор компании Игорь Шехтерман. Детали он не уточнил, но отметил, что сервис "Около" будет доставлять заказы из ресторанов и кафе с меньшей комиссией, чем сервисы "Яндекса", Сбербанка и Mail.ru Group.

Эксперты напоминают, что сегменту интернет-торговли продовольственными товарами отводится важная роль в стратегии X5 Retail по трансформации бизнеса. К 2023 г. компания рассчитывает достичь доли в 20% на рынке онлайн-продаж, а также довести долю цифровых операций в общей выручке до 5%.

Вскоре X5 Retail Group планирует трансформировать онлайн-гипермаркет "Перекрёсток Впрок" в маркетплейс. Эта задача была поставлена перед новым операционным директором проекта. Им стал экс-директор по логистике OZON Андрей Павлович. 

Второе и третье место занимали "Утконос" и "Сбермаркет" с оборотом в 11,6 млрд и 11,5 млрд руб. соответственно.

"Магнит" пока развивает свои онлайн сервисы в качестве пилотных проектов или в партнерстве с Яндекс.Еда и Delivery Club.  Сейчас компания работает над созданием супераппа - нового приложения на базе программы лояльности сети с более чем 35 млн активных пользователей. 

Экспресс-доставка

В сегменте экспресс-доставки лидируют проекты интернет-холдингов "Яндекс.Лавка" и "Самокат", хотя у традиционных офлайн-ритейлеров есть хорошие шансы составить конкуренцию за счет большого количества уже имеющихся торговых точек. Напомним, что в начале ноября сеть "Магнит" запустила свой сервис быстрой доставки онлайн-заказов. Ассортимент для пользователей этой услуги гораздо более скромный, всего 5 тыс. товаров, включая бакалею, фрукты и овощи, товары категории fresh, а также самые востребованные товары для дома, ухода, домашних животных и т.д. Зато доставляют товары за 60 минут.

В InfoLine ожидают, что к 2023 г. доли экспресс-доставки и онлайн-гипермаркетов станут примерно равны. 

Материал по теме

Как изменился рынок онлайн-fashion в 2020 году: аналитика Fashion Consulting Group

Материал по теме

eGrocery-сервис Instacart привлек $265 млн

Материал по теме

Онлайн-рынок fashion: аналитика Data Insight

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как изменился рынок онлайн-fashion в 2020 году: аналитика Fashion Consulting Group

Рост онлайн-продаж в 2020 году на российском рынке fashion составил 26,4%. При этом самая большая категория покупок внутри всего сегмента – одежда, её доля составляет 60%. Такие данные привела на форуме RFR...

Amazon убрал "ухмылку Гитлера" с иконки приложения

Amazon незаметно изменил дизайн своей новой иконки мобильного приложения Amazon Shopping на iOS. Как сообщает CNN, всё дело в том, что интернет-шутники сравнили новый внешний вид этого приложения с "ухмылко...

Fix Price начнет онлайн-продажи с помощью "Почты России"

Fix Price начал сотрудничать с "Почтой России". Компания начнет доставлять сделанные в интернет-магазине заказы по всей России, используя сеть из 42 тысяч отделений для самовывоза, а также предложит курьерс...

eGrocery-сервис Instacart привлек $265 млн

Крупнейший американский сервис по доставке продуктов Instacart сумел привлечь $265 млн в рамках нового раунда финансирования. Инвестиции были предприняты в связи с резким ростом потребительского спроса на у...

"Почта России" и AliExpress будут развивать совместную систему логистики

"Почта России" и AliExpress Россия подписали соглашение о стратегическом партнерстве. В рамках этого соглашения, до 2025 году партнеры откроют более 10 000 новых постаматов и пунктов выдачи заказов по всей ...

Особенности churn rate: почему клиенты уходят и как этого избежать

Churn rate — показатель оттока клиентов, — обратная сторона удержания. Чем меньше клиентов от вас уходит, тем больше остается, а вместе с ними и прибыль, которую они приносят вашему бизнесу.  В мире нет ни о...