И. Носков (Зарцын и партнеры): какие документы выдавать покупателю при дистанционной продаже товара?

Игорь Бахарев

Иван Носков, юрист компании «Зарцын и партнеры», в материале для E-pepper рассказывает о том, какие документы и в какой срок обязан предоставить покупателю интернет-магазин при дистанционной покупке.

Иван Носков

При продаже товара дистанционным способом встает вопрос доставки этого товара потребителю. Возникает множество дополнительных вопросов. Мы разберем некоторые из них:

Какие документы необходимо предоставить покупателю и в какой срок?

Какой конкретно документ должен быть выдан торговым представителем потребителю в качестве подтверждения получения наличных денежных средств?

В какие сроки это должно произойти и есть ли какие-либо ограничения, установленные законодательством РФ?

Изменится ли порядок (документ и срок его выдачи), если вместо торгового представителя товар передаст перевозчик или сторонний логистический оператор по договору с интернет-магазином?

Доставка вашим курьером

В момент передачи заказа представитель интернет-магазина предоставляет покупателю:

  • кассовый чек;
  • товарный чек (с указанием наименования, количества товара, его цены и уплаченной суммы). 

Именно кассовый чек подтверждает факт оплаты товаров, работ, услуг наличными денежными средствами.

Продавец вполне может ограничиться только кассовым чеком, включив в него все необходимые данные, позволяющие идентифицировать приобретаемый товар.

А вот провернуть обратную операцию – вручить покупателю вместо кассового чека товарный – продавцу не удастся. Дело в том, что Закон № 54-ФЗ обязывает организации и индивидуальных предпринимателей, использующих ККТ, выдавать покупателям кассовые чеки.

ФНС письмом от 10.07.2013 года № АС-4-2/12406@ довела до сведения налоговых органов, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки в момент оплаты. Теперь, по мнению ФНС, расхождение времени покупки, указанного на выдаваемых чеках, с реальным временем покупки является нарушением требований статей 2, 4 и 5 Федерального закона № 54-ФЗ. Ответственность за это нарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Также, по мнению налоговиков, в такой ситуации выдать чек нужно не ранее, чем за пять минут до реального времени наличного денежного расчета.

Такая трактовка не совсем укладывается в норму закона и предыдущие разъяснения ведомства, но учитывать ее нужно. 

Хотя в случае привлечения вас к ответственности за такое «нарушение» есть все шансы отстоять в суде свою позицию.

 

Доставка логистическим оператором (курьерской компанией)

Ситуация несколько отличается, когда доставку и прием денежных средств от потребителя осуществляет компания – логистический оператор (Агент). В этом случае курьерская компания предоставляет кассовый чек от своего имени. Однако Агент должен выдать покупателю документ, из которого следует, что он действует от имени другого продавца, а также для подтверждения факта передачи товара потребителю. 

Значит, в товарном чеке следует указать, что Агент действует по поручению фактического продавца товара, то есть интернет-магазина, на основании договора №___ от «____», с указанием реквизитов и контактной информации продавца товара. Данный документ следует оформить в двух экземплярах: один останется у потребителя, а другой, с подписью потребителя, подтверждающей получение товара, у Агента.

Помимо этих документов следует предоставить:

1. Акт приема-передачи. Он подтвердит факт передачи товара и принятия его покупателем. В спорной ситуации продавец всегда сможет доказать, что товар осмотрен и принят покупателем. Товарный чек может заменить акт приема-передачи.

Пример: интернет-магазин продал зеркало и доставил его покупателю самостоятельно. В момент передачи товара покупатель подписал Акт приема-передачи, в котором было указано, что товар осмотрен, видимых повреждений не имеет. А через 3 дня покупатель предъявляет претензию о наличии сколов на зеркале. Руководствуясь подписью покупателя на акте, интернет-магазин может на делать замену товара, так как сколы являются видимыми повреждениями, отсутствие которых покупатель подтвердил, подписывая акт.

2. Документ, в котором указана информация о товаре, включая условия его эксплуатации и правила хранения. Можно разместить на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации или в акте приема передачи (товарном чеке).

3. Документ, в котором описан порядок возврата товара (в том числе качественного). Как правило, такая информация указывается в акте приема-передачи (товарном чеке).

Пример: Многие покупатели считают, что возврат товара может осуществляться в любое время вне зависимости от сроков. Чтобы противостоять потребительскому экстремизму, интернет-магазин должен сообщать о конкретных сроках возврата (с учетом требований закона). Так, например, в интернет-магазин поступила претензия от покупателя, который хотел вернуть товар спустя 30 дней после покупки. Причиной возврата был цвет (покупатель передумал приобретать платье конкретного цвета). Так как на акте приема-передачи было указано, что качественный товар подлежит возврату в течении 7 дней, интернет-магазин может оказать в такой замене. А вот если предположить, что такой информации покупателю не предоставлялось, возврат может осуществляться в течение 3 (!!!) месяцев. Согласитесь, это существенная разница.

4. Документ, в котором указаны сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров, включая сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Эти сведения также можно разместить в акте приема-передачи (товарном чеке).

5. Гарантийные талоны (в случае, если на товар установлен гарантийный срок).

 

Что будет, если не предоставлять все эти документы?

  • Отсутствие кассового чека влечет за собой административную ответственность. 
  • Если не довести до сведения потребителя сроки возврата товара, они увеличиваются с 7 дней до 3 месяцев.
  • Отсутствие доказательства фактической передачи товара (подписи на товарном чеке или акте приема-передачи) создаст проблемы в случае спора с потребителем.  

Пример: В этом споре акт приема-передачи «спас» продавца «…Ссылка истца на нарушение ООО «Олимп» обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 10 Закона РФ о предоставлении потребителю информации о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, мотивированная тем, что истцу вместе с аппаратом «KIRBYModelG10E: Sentria» не был передан технический паспорт, судом отклоняется, поскольку: во-первых, в акте приема-передачи товара имеется подпись истца, подтверждающая принятие вместе с другими документами технического паспорта» (более подробно – Решение по делу № 2–2/2012 от 07.03.2012. Пригородный районный суд (Свердловская область).

  • Отсутствие информации о товаре (сроках его эксплуатации) могут быть использованы потребителем в случае судебного спора. 

Пример: в одном из споров между интернет-магазином и покупателем второй смог доказать, что на сайте интернет-магазина (документах на товар) не было информации о том, как использовать товар, какие установлены гарантийные сроки, а гарантийные талоны отсутствуют. В связи с этим суд признал, что информация не была доведена до покупателя и товар должен быть принят обратно с выплатой соответствующей компенсации.

ПОМНИТЕ! Закон РФ «О защите прав потребителей» не предусматривает взыскание неустойки в случае, если не переданы документы, которые должны быть переданы вместе с товаром (см. Решение по делу № 2-1733/2014 от 25.08.2014. Тобольский городской суд (Тюменская область)).

Передаваемые документы важны, в первую очередь, для блага вашего интернет-магазина. Соблюдая порядок их передачи, вы страхуете его от возможных последствий в виде проигранных судов, штрафов и внеочередных проверок.

Материал по теме

Власти ограничат рассрочку

Материал по теме

Суд обязал ВсеИнструменты.ру следить за своими остатками

Материал по теме

Маркетплейсы объединились против инфраструктурного платежа

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Как сети ускорить запуск новых каналов продаж с помощью автоматизации бизнес-процессов: кейс сети "Точка любви"

current-theme

Нейросети в продажах. Как ИИ решает задачи продавцов на маркетплейсах

current-theme

Сервисы доставки продуктов в России: как изменились предпочтения потребителей

current-theme

Спрос на посредников для закупки товаров в Китае вырос на 97%

current-theme

Осознанное потребление и персональный подход: на чём держится интерес россиян к ресейл-платформам - исследование ЮKassa и "Авито"

current-theme

Рынок готовой еды: что говорят эксперты

current-theme

Avito: 78% россиян при покупках в интернете отдадут предпочтение продавцам с подтвержденным профилем

current-theme

Робот или человек: логистическая индустрия на перепутье

current-theme

Почему закрылся интернет-магазин "Мираторг": взлёт и падение eGrocery-площадок в России

current-theme

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

current-theme

Яндекс Маркет и GFK: Как москвичи покупают в онлайне

current-theme

Торговые сети раздувают цены в онлайне

Актуальное сейчас

"Восток инвестиции" приобретает 28% акций Ozon

Инвестиционный холдинг "Восток инвестиции" заключил соглашение с международными фондами Baring Vostok о покупке 28% акций маркетплейса Ozon. Сделка, о которой сообщает пресс-служба "Восток инвестиции...

Кто и как зарабатывает на ритейл рынке, узнайте на UPGRADE Retail Весна 2024

Приглашаем вас на UPGRADE Retail Весна 2024! 3000+ профессионалов ритейл рынка встретятся на выставке и конференциях. Обсуждайте новые бизнес-модели, находите решения и сервисы для повышения продаж, знакомьтесь...

Как сети ускорить запуск новых каналов продаж с помощью автоматизации бизнес-процессов: кейс сети "Точка любви"

"Точка Любви" — одна из крупнейших сетей магазинов товаров для взрослых в России. Сегодня это несколько франчайзинговых магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Пензе, Сочи, Краснодаре, интернет-...

МТС запустила первый экосистемный магазин

Цифровая экосистема "МТС" открыла магазин нового формата с фокусом на цифровые решения компании. Пилотный проект запущен в Москве в ТЦ "Океания".  Площадь нового магазина составляет более 250 м², что практ...

Восьмая MarTech-конференция Retention Day пройдет в Москве

25 апреля в Москва-Сити состоится восьмая конференция Retention Day, посвященная развитию маркетинговых технологий в e-commerce. Мероприятие соберет ведущих игроков рынка электронной коммерции, чтобы обсудит...

Яндекс Маркет представил собственный бренд велосипедов Raskat

На Яндекс Маркете покупатели теперь могут заказать велосипеды Raskat — это новый бренд маркетплейса. Они прочные, лёгкие и созданы специально для передвижения по городу. На таком велосипеде можно смело съез...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.