2020 год в разрезе eСommerce-оплат
Игорь Бахарев
Практически весь 2020 год прошел под знаком коронавируса и связанных с ним ограничений в привычном социальном поведении. Но для eCommerce он оказался удачным: пятикратный рост числа уникальных покупателей, регулярно оплачивающих покупки в интернете, двукратный рост продаж большинства физических и цифровых товаров и так далее. Эксперты Assist оценили, как кризисный год повлиял на рынок электронной коммерции.
Онлайн-покупки стали повседневностью
По сравнению с 2019 годом число уникальных покупателей (сделавших хотя бы одну онлайн-покупку) среди тех, кто оплачивает что-то в интернете не реже двух раз в неделю, выросло более чем в пять раз (на 457%). Один раз в неделю стали закупаться в интернете в три с лишним раза (на 234%) больше людей, чем год назад. Если бы не влияние пандемии, частота онлайн-покупок, конечно, в любом случае бы выросла, но скорее всего, не показала бы столь впечатляющих результатов.
Значительно меньше прибавилось тех, кто оплачивает товары и услуги онлайн один или два раза в месяц (на 75% и 9% соответственно). А таких покупателей, которые лишь изредка (один-два раза в год) решаются что-либо приобрести в интернете, стало меньше на 16%. Такая картина свидетельствует о том, что посредством онлайн-шоппинга стал массово удовлетворяться спрос на повседневные товары, а также о том, что и другие привычные статьи расходов перекочевали из офлайна в онлайн: вместо походов в продуктовые магазины - заказ продуктов на дом, вместо кафе и ресторанов - доставка блюд, вместо шоппинга по торговым центрам - покупки в приложениях магазинов.
Поездки и мероприятия упали более чем в два раза
Из-за пандемии резко сократились онлайн-продажи товаров и услуг, связанных с личным присутствием человека, его активной социальной жизнью и свободным перемещением по городам и странам.
Почти в 2,5 раза упали онлайн-продажи билетов на мероприятия (-58%), авиа- и ж/д перевозки, туристические поездки и бронирование гостиниц (-59%). Средняя величина одного онлайн-платежа в этих категориях снизилась на 17% (перевозки) и 12% (мероприятия). Многие компании перешли на удаленный режим работы, а некоторым пришлось сократить сотрудников - это повлияло на уменьшение спроса на автотовары (-27%), так как и поездок стало существенно меньше. Средний чек на товары для автомобилей по сравнению с 2019 годом упал на 10%.
Физические и цифровые товары выросли в полтора-два раза
В 2020 году заметно выросли онлайн-продажи физических товаров, которые можно доставить на дом, а также цифровых товаров (программного обеспечения, игр, подписок на различные сервисы, электронные сертификаты, мультимедиа и пр.). Практически везде в этих категориях увеличились не только объемы продаж, но и средняя сумма одного онлайн-платежа, что свидетельствует как о росте цен на такие товары и услуги, так и о выросшей потребности в их приобретении (это, например, доставка продуктов питания и готовых блюд, бытовая техника и электроника, медицинские, спортивные и beauty-товары, программное обеспечение).
Впрочем, в некоторых категориях товаров и услуг объем продаж увеличился, а средний чек либо вырос незначительно, либо уменьшился по сравнению с прошлым годом, а это может говорить о том, что несмотря на рост цен и потребности в этих товарах, покупателям приходится снижать свои запросы и экономить (например, чек незначительно увеличился при покупке одежды и обуви, детских товаров, товаров для животных, а в таких категориях, как товары для дома, мебель и DIY - снизился).
Так, объем онлайн-заказов продуктов питания вырос на 110% в рублях, а средний чек одного такого заказа - на 13%. В категории доставки еды рост составил 46% (объем) и 18% (средний чек), детские товары выросли на 27% и 4%, товары для животных на 62% и 1% соответственно.
Как обычно бывает при падении рубля, в минувшем году резко выросли объемы продаж и средний чек при онлайн-покупках бытовой техники и электроники - на 158% и 30% соответственно. В категории "Одежда и обувь" продажи увеличились на 65% в рублях, а средний чек одного онлайн-заказа подрос всего на 1%. Товаров для дома и мебели купили больше на 77%, а потратили на один заказ в среднем на 2% меньше, чем год назад.
Пандемия подстегнула спрос на товары для здоровья - продажи в этой категории подскочили на 124% в рублях, а средняя сумма одного онлайн-заказа выросла на 39%.
Объем продаж спортивных товаров увеличился всего на 3%, зато средний чек взлетел на 60% - вероятно, это можно объяснить тем, что в период пандемии от покупки спорттоваров отказались те, для кого они не являются предметами первой необходимости, а занимающиеся спортом на постоянной или профессиональной основе продолжили их приобретать. DIY-товары выросли за год в объеме на 37% в рублях, но потеряли 8% от среднего чека - очевидно, этой статьи расходов коснулась экономия.
Всевозможные цифровые товары, продукты и услуги в минувшем году также испытали подъем онлайн-продаж и рост среднего чека, и это, несомненно, в значительной мере было вызвано необходимостью наладить удаленную работу и разнообразить досуг во время вынужденной самоизоляции.
В частности, рост продаж в категории "Программное обеспечение" составил 124% в рублях, средняя величина одного онлайн-платежа увеличилась на 74%; компьютерные игры показали прирост 12% (объем продаж) и 9% (средний чек); оплата услуг связи, интернета и ТВ - 44% и 4%, прочие цифровые товары - 43% и 17% соответственно.
Все больше мобильных покупок с оплатой через pay-сервисы
Количество онлайн-платежей, совершаемых с мобильных устройств, в 2020 году превысило число транзакций с компьютеров и ноутбуков и составило 52% (против 47% в 2019 году).
На 9 п.п. выросла доля онлайн-платежей с помощью pay-сервисов (Apple pay, Google pay, Samsung pay), составив 18% (9% в 2019 году). Очевидно, что эту долю pay-сервисы "отъели" у обычных онлайн-платежей с банковских карт - карты потеряли за год те же 9 п.п., их доля в 2020 году составила 80% (против 89% в 2019 году). Объем платежей с помощью электронных кошельков за год не претерпел изменений, они занимают 2% от общей совокупности в рублях.
Распределение онлайн-платежей по платежным системам в минувшем году незначительно изменилось по сравнению с 2019 годом - на 1 п.п. выросла доля платежей по картам "Мир", составив 8%, Visa потеряла 1 п.п. (49%), доля Mastercard осталась прежней (43%).
Для обзора использованы данные онлайн-платежей компаний - клиентов Assist.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте