"Яндекс.Лавка" заработала в Париже
Игорь Бахарев
"Яндекс" запустил в Париже быструю доставку продуктов с локальных мини-складов по модели "Яндекс. Лавки". Сервис будет работать под международным брендом Yango Deli. Заказы будут доставлять в течение 15 минут на электровелосипедах и электросамокатах.
Еду и другие товары курьеры "Яндекса" можно получить в десяти городских округах Парижа и в нескольких коммунах. Сделать заказ можно в отдельном приложении Yango Deli для iOS или Android. Оно доступно на французском и английском языках.
"Яндекс" не раскрывал инвестиции в международную экспансию "Лавки", но в целом в направление e-commerce, куда входят сервисы "Маркет", "Лавка", а также доставка продуктов в "Еде", до конца этого года собирался вложить $400–500 млн.
Эксперты не уверены в эффективности этой затеи. По словам основателя консалтингового агентства "Директфуд" Мстислава Воскресенского, за почти 30 лет существования рынка только одна eGrocery бизнес-модель доказала свою экономическую состоятельность - это модель организации бизнеса на основе разветвлённой сети супермаркетов. В этом случае районы с высокой плотностью заказов обслуживаются с территории dark stores, а удаленные районы с низкой плотностью заказов с территории супермаркетов.
"При этом работающий только по модели dark store уже более 20 лет "Утконос", до сих пор убыточен и судя по тому как он в последние годы стремительно теряет долю рынка, прибыли от его деятельности уже ожидать не стоит", - добавляет Воскресенский.
Эксперт уверен, что ворвавшиеся на рынок два года назад бизнес модели экспресс доставки сегодня являются основными драйверами роста рынка при этом судя по всему реальной экономики в них ещё меньше чем в "Утконос".
Впервые информация о том, что "Лавка" появится в Париже, стала известна в апреле. Тогда компания зарегистрировала во Франции фирму Deli International. Yango Deli будет сотрудничать магазинами в формате dark store, ориентированными только на доставку."Действительно, при среднем чеке в 700 рублей, и стоимости сборки и доставки примерно такой же как у других бизнес-моделей было бы странно ожидать прибыльности. Клиент при этом доволен - пакет сока с бесплатной доставкой до квартиры и 25% скидкой за первый заказ - почему бы и нет? Инвестор при этом тоже доволен - темпы роста 1000% в год, к тому же теперь появилась возможность приехать в Париж и Лондон не только в туристических целых, а по важному делу, как когда то нам завещал великий Жванецкий. Менеджмент тоже не в накладе. Чем это все закончится сегодня не знает никто - может быть ещё 20 лет как «Утконос» все будут заниматься развитием, может через два года эта «лихорадка» сойдёт на нет. Но скорее всего, наигравшись, Яндекс купит Metro либо Ашан, перейдёт к смешанной бизнес-модели и начнёт зарабатывать деньги. Ведь попытки купить «Азбуку вкуса» мы уже видели", - заключает он.
"Выход в другие страны - это всегда очень сложно. Надо найти локации, договориться с поставщиками, заново построить логистику. Важно, что надо учитывать неочевидные сходу риски, связанные с менталитетом или языком. Поэтому так мало успешных кейсов. Однако в российских регионах проблемы с выходом примерно такие же. Разве что с языком нет таких проблем", - поясняет руководитель направления онлайн-ритейла компании NielsenIQ Александр Шуркаев.
Сервис вышел за пределы России ещё в прошлом ноябре. Первой страной стал Израиль (Тель-Авив). С тех пор "Лавка" удвоила покрытие в этой стране. Средний чек в Израиле в 2,5 раза выше, чем в России. Аналогичных с Израилем показателей среднего чека компания ожидает также в Париже и Лондоне.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте