Глава Минпромторга Денис Мантуров: как будут контролировать рынок eCommerce

Игорь Бахарев

Объем онлайн-торговли в России может превысить 4 трлн рублей по итогам 2021 года. Пять лет назад этот показатель не дотягивал до 1 трлн рублей. Об этом рассказал глава Минпромторга России Денис Мантуров. Такого бурного роста в абсолютных цифрах и близко нет в других секторах экономики.

По словам чиновника, пандемия поспособствовала росту объема продаж, однако "ключевую роль сыграл фактор минимального регулирования онлайн-торговли". В дальнейшем правительство планирует усилить контроль над отраслью.

Доля крупных игроков

Министр ожидает, что в дальнейшем потребуется контроль над соблюдением баланса долей крупных и более мелких игроков рынка eCommerce.

"У нас сегодня четыре крупных игрока - Wildberries, Ozon, AliExpress и "Яндекс-Маркет". Они занимают 27% всего рынка электронной торговли, то есть почти треть. Такая консолидация органична для этапа становления, но дальше, конечно же, нужно будет балансировать их долю с долей небольших нишевых интернет магазинов", - сказал он.

Мантуров заверил присутствующих, что в планах государства "плавное" регулирование eCommerce. Речь не идёт о квотировании.

"Речь скорее идет про точечную донастройку взаимоотношений между государством и маркетплейсом, маркетплейсом и продавцом, продавцом и покупателем. Нам критически важно не допустить как раз избыточного доминирования больших площадок-агрегаторов", - заявил он.

Регулирование маркетплейсов

Чиновник напомнил, что в традиционной торговле уже в течение нескольких лет действует "Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров". Пора создавать такой же документ и в онлайне.

"Надеюсь, что это поможет, в том числе четко, справедливо распределять ответственность за качество товаров, которые отгружаются покупателям", - добавил он.

В частности, государство не устраивает, как маркетплейсы участвуют в претензионной работе.

Напомним, что недавно представители крупнейших российских онлайн-площадок совместно с крупными селлерами и отраслевыми ассоциациями подготовили проект "добросовестных практик во взаимоотношениях между маркетплейсами и поставщиками". Предложения разработаны в рамках подготовки документа, оговаривающего базовые принципы взаимодействия участников цифровых рынков. Одна из версий будущего его названия - "Хартия добросовестных операторов цифровых платформ".

Устойчивое развитие в eCommerce

Также Мантуров сообщил, что российским интернет-магазинам следует задуматься о снижении углеродного следа: планировать переход на доставку электромобилями и сокращать применение пластиковой упаковки. 

"В онлайн-торговле, будем откровенны, избыточно много пластиковой упаковки. Учитывая, что речь идет про молодой сегмент, важно сразу адаптировать его под задачи снижения углеродного следа, которую ставит в первую очередь наш президент", - сказал министр.

Министерство поддерживает тренд на развитие сети постоматов и приближение к клиентам пунктов выдачи. При этом строительство крупных распределительных хабов для оптимизации логистической цепочки требует существенных инвестиций, поэтому Минпромторг для поддержки интернет-торговли предлагает снизить им порог капвложений для заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) с 5 млрд рублей до 500 млн рублей.

Материал по теме

Минпромторг и "Почта России" создали группу для регуляции eCommerce

Материал по теме

Правительство уточнило список доступных в онлайне лекарств

Материал по теме

Михаил Мушистин: рынок розничной торговли РФ вырос на 60%

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Генеральный директор Marc O'Polo Россия Марианна Румянцева: какие вызовы ждут fashion-ритейл в ближайшем будущем и как им противостоять

Индустрия моды, одна из самых динамичных отраслей экономики, оказалась в числе тех, которых в наибольшей степени затронули экономические последствия пандемии COVID-19. По данным исследования Fashion Consulti...

Рынок онлайн-аптек в России: аналитика Data Insight

За 1 полугодие 2021 года в интернет-аптеках, входящих в ТОП-1000, было оформлено 53 миллиона заказов на сумму 89 миллиардов рублей, свидетельствуют данные отчёта Data Insight. Всего было оформлено на 29% больше...

Тимура Бекмамбетов встроет в фильмы товарный каталог

Кинокомпания Тимура Бекмамбетова Bazelevs и Microsoft запустили платформу для интерактивных покупок в фильмах и сериалах. Новый сервис называется ScreenReality и работает пока в тестовом режиме. Зрители мог...

"ВКонтакте" усиливает интеграцию с "Самокатом"

В социальной сети "ВКонтакте" появилось мини-приложение "Самоката". Сервис работает почти в 30 городах России. Предполагается, что интеграция поможет пользователям сети ещё быстрее заказывать продукты, косм...

"ВкусВилл" проведёт ребрендинг проекта "ВВ готовит"

"ВкусВилл" проводит ребрендинг сервиса доставки готовых рационов. Действующий проект "ВВ готовит" будет переименован во "Вкусмил". Ритейлер регистрирует новый товарный знак, который будет использоваться в...

Исследование: что пользователи покупали чаще всего в 2021 году на маркетплейсе товаров ОК

Одноклассники и AliExpress Россия проанализировали покупки пользователей в совместном маркетплейсе внутри соцсети и выяснили, какие товары чаще всего покупали и искали в уходящем году. Наиболее актив...