Маркетплейсам пропишут хартию

Игорь Бахарев

Представители крупнейших российских онлайн-площадок совместно с крупными селлерами и отраслевыми ассоциациями подготовили проект "добросовестных практик во взаимоотношениях между маркетплейсами и поставщиками".

Предложения разработаны в рамках подготовки документа, оговаривающего базовые принципы взаимодействия участников цифровых рынков. Одна из версий будущего его названия - "Хартия добросовестных операторов цифровых платформ".

Напомним, что 15 апреля департамент развития внутренней торговли Минпромторга России сообщил о результатах мониторинга рынка. Ведомство рассказало о "проблемных вопросах" во взаимодействии маркетплейсов и продавцов. В конце августа в Минпромторге прошло совещание, в рамках которого было принято решение предложить участникам рынка в начале сентября самостоятельно сформулировать список шагов, которые смогут помочь устранить указанные "проблемные вопросы". В свою очередь, в середине месяца "ОПОРА РОССИИ" на основе этих предложений должна будет представить в министерство готовый проект документа.

Что предлагают маркетплейсы

По словам президента АКИТ Артёма Соколова, все крупные онлайн-площадки России (Wildberries, Ozon, lamoda, Яндекс.Маркет, Aliexpress и другие маркетплейсы) готовы, по результатам обсуждения, взять на себя следующий ряд обязательств перед поставщиками:

1. Обязательное уведомление маркетплейсом продавцов товаров об изменении оферты. Действие новой оферты не распространяется на товарные остатки, отгруженные по ранее действовавшей оферте.

2. Размещение маркетплейсом в открытом доступе подробной информации наборе оказываемых услуг и их стоимости, включенных в состав итоговой комиссии.

3. Размещение маркетплейсом в открытом доступе подробной информации о требованиях к упаковке товаров или отправлений с товарами.

4. Принцип добровольного участия продавцов товаров в маркетинговых акциях.

eCommerce-эксперт София Фридман ("Два Сэнсэя") считает очень важным этот пункт: "Рынку в целом (и речь тут не только об онлайн-торговле) давно пора прекратить этот «Федеральный фестиваль избавления от маржи». Иначе трюк с «растаявшей» маржинальностью, как это было с электроникой, можно повторить и в рамках других категорий, точнее - во всех. А это точно не будет в помощь развитию бизнеса. Любого бизнеса".

5. Размещение предложений к продаже товаров продавцов вне зависимости от их участия в маркетинговых акциях и/или наличия скидки.

6. Возмещение маркетплейсом частичной или полной стоимости товара при повреждении товара по вине маркетплейса, в случае если продавцом будет доказана вина маркетплейса. Размер возмещения не может быть произвольным, рассчитывается исходя из степени повреждения товара.

7. Маркетплейс обязан создать условия для оперативного взаимодействия продавцов товаров с сотрудниками, уполномоченными на решение разных видов запросов продавцов, согласно утвержденному внутри компании владельца агрегатора SLA.

8. Маркетплейс обеспечивает получение отзывов от потребителей о товарах.

9. Маркетплейс и продавцы товаров совершают превентивные действия и содействуют друг-другу в борьбе с реализацией потребителям контрафактной, несертифицированной, некачественной продукции.

10. Маркетплейс обеспечивает корректность передаваемых кодов маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке, в отчетах о продажах или иных отчетных документах, установленных офертой, в товарных категориях, которых он не является участником оборота товаров, а также предоставляет продавцам товаров информацию об этом в установленные офертой сроки, в соответствии с законодательством РФ.

Мнения экспертов

Иван Кургузов (РАЭК, "Оборот") рад, что существующая проблема взаимоотношений поставщиков и маркетплейсов начала решаться. 

"Спасибо Минпромторгу, что он это двигает. И список предложений очень разумный. Надеюсь, что реализация этого не затянется", - говорит он.

eCommerce-эксперт София Фридман ("Два Сэнсэя") полагает, что сейчас рынок становится более культурным и игроки способны договориться сами и выработать правила, которые учтут интересы всех участников - и больших и малых.

"Следующий шаг - реально соблюдать эти правила. Если все будут их соблюдать, то все будет отлично. А вот уже обеспечить это соблюдение будет, скорее всего, не так просто, как кажется. И тут снова встанет вопрос о нагрузке на ассоциации. Точнее, без них с этим процессом просто невозможно справиться", - заключает она.

Александр Иванов ("НАДТ") считает, что нынешняя декларация всё-таки вынужденная мера.

"Рынок продаж в интернете стал большим, рост был взрывным, поэтому сейчас обнажаются некоторые пробелы в регулировании отношений продавцов с МП. Их можно регулировать законом или в добровольном порядке. Так как никто не хочет закона (мы и так перегружены разными нормами, часто пустыми, да и пример офлайн перед глазами) то все готовы выработать некий меморандум и соблюдать его", - поясняет он.

Проблемы исполнения

Сейчас важным вопросом является возможная проблема с исполнением этих деклараций. В существующем на данный момент проекте документа "Базовые принципы взаимодействия участников цифровых рынков" не прописано, как будут наказывать площадки, которые нарушат "хартию".

Там сказано, что "деструктивное поведение" цифровых платформ, нарушающее принятые принципы, негативным образом сказывается на деятельности всех участников цифровых рынков, включая цифровые платформы.

Однако в главе "Ответственность за недопустимое поведение" оговаривается, что на настоящий момент законодательством Российской Федерации "в достаточной степени установлены требования, направленные на обеспечение соблюдения настоящих Принципов и санкции за нарушение установленных требований, прежде всего – Законом о защите конкуренции, Законом о защите прав потребителей, Законом об информации, информационных технологиях и защиты информации".

Несколько опрошенных порталом E-pepper.ru экспертов и представителей рынка, в целом, тоже не понимают, зачем нужен отдельный документ при условии, что существующее законодательство в должной мере регулирует рынок. Они боятся, что "Хартия" станет "декларацией, не несущей никаких новых смыслов".

Однако в "ОПОРЕ" уже рекомендовали убрать упомянутый пункт из будущего документа. Так или иначе, пока окончательного решения по этому вопросу нет.

Вице-президент Ассоциации компаний интернет-торговли Лия Левинбук считает, что с выполнением декларации проблем не будет. 

"Учитывая, что в АКИТ входят практически все крупнейшие маркетплейсы, которые являются соавторами предложений от отраслевого бизнес-объединения, то несомненно степень соблюдения добросовестных практик приближается к 100%", - говорит она. 

Вопрос ответственности площадок, как и другие проблемные места, сейчас обсуждаются на специально созданной площадке. Очевидно, что документ ещё ожидает не одна правка. Но даже после окончательного утверждения "хартии" в Минпромторге, все тонкости рынка предсказать в ней будет нельзя.

Фёдор Вирин (Data Insight) напоминает, что рынок маркетплейсов сегодня растет в два раза в год. В этом смысле регулирование его, к сожалению, будет все время опаздывать за развитием, и в тот момент, когда какие-то решения будут приняты, проблемы, которые эти решения призваны устранить, уже могут оказаться в прошлом.

"В этом смысле АКИТ выполняет важнейшую задачу площадки для обсуждения для участников рынка. Было бы здорово, если бы на этой площадке были не только маркетплейсы, но и собственно селлеры, у которых нет способа получить от маркетплейсов ответы по текущим вопросам", - говорит он.


Материал по теме

Сбер прикрутил виртуального ассистента к Delivery Club

Материал по теме

Ex-B2basket Cергей Егорушкин присоединился к команде UPMARKET

Материал по теме

Wildberries отчитался о рекордном обороте

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Бесплатная доставка и кросс-продажи: как магазину ВКонтакте увеличить средний чек

Средний чек в интернет-магазине зависит от товаров, которые в нём продаются: например, для техники и электроники в 2020 году он составил 8,8 тысячи рублей, тогда как для одежды — в четыре раза меньше, выясни...

Китайскому eCommerce прогнозируют опережающий рост

К 2025 году объем рынка электронной коммерции в Китае превысит $3,3 трлн. Аналитики прогнозируют прирост онлайн-продаж в 2021 году на 17,2%. В долгосрочной перспективе до 2025 года ожидается среднего...

Сбер прикрутил виртуального ассистента к Delivery Club

Виртуальные ассистенты "Салют" (разработка Сбера, установлены на умных устройствах Sber) научились заказывать готовую еду из ассортимента Delivery Club. Для того, чтобы сделать заказ, можно сказать: ...

Безосу угрожают уголовным делом

Пять законодателей США направили письмо в адрес гендиректора Amazon Энди Ясси с требованием предоставить дополнительные доказательства непричастности корпорации к использованию данных селлеров в своих интер...

Илья Кретов покидает eBay

Илья Кретов покидает пост генерального директора eBay на глобальных развивающихся рынках и переходит в Тинькофф E-commerce на должность директора по электронной коммерции.  Позицию Кретова займет Дже...

Бесконтактно, быстро и бесшовно: как меняются платёжные привычки покупателей

По данным Business Insider, пандемия коронавируса ускорила  диджитализацию индустрии платежейна два-три года и повлияла на платёжные привычки покупателей - как именно, рассказывают эксперты приложения "Кошел...