В Минпромторге показали "жёлтую карточку" маркетплейсам

Игорь Бахарев

Департамент развития внутренней торговли Минпромторга России провел мониторинг рынка на предмет наличия "проблемных вопросов" во взаимодействии маркетплейсов и продавцов.

Ведомство провело опрос целого ряда профильных организаций и выявило несколько ключевых проблем, с которыми сталкиваются селлеры при размещении товаров на крупных площадках. Минпромторг обратился с письмом (есть в распоряжении E-pepper.ru) к маркетплейсам. В нём просят отчитаться о возможности устранения указанных "проблемных вопросов".

Кому направлено письмо: 

АКИТ, Робо.Маркет, Сбермаркет, Сдэк.Маркет, Ярмарка Мастеров - Livemaster, Яндекс.Маркет, AliExpress Россия, Avito, GlobalRusTrade, Goods, Lamoda, Ozon, Wildberries.

В нескольких маркетплейсах подтвердили E-pepper.ru, что получили письмо. 

В чем обвиняют маркетплейсы:

1. Внесения изменений в договоры со стороны площадки в одностороннем порядке. Такая возможность зачастую заложена в самом договоре.

2. Сложности в расчете комиссий. Зачастую маркетплейсы не предоставляют простые механизмы по расчету таких комиссий. Мало того, сумму комиссии могут изменить в одностороннем порядке даже без уведомления контрагента.

3. Селлеров побуждают проводить акции и снижать цены на продукцию, чтобы оказаться выше в выдаче. При этом, как говорится в письме, качество товаров не входит в число приоритетов их попадания в «топ» предложений. 

4. В случае отказа от предоставления скидки на товар, этот товар могут снять с продажи или вовсе заблокировать магазин. При этом иногда маркеплейс озвучивает акции в день проведения, рассказывают в Ассоциации компаний розничной торговли.

5. Технически сложная и финансово затратная процедура регистрации личного кабинета, частые случаи запроса инвойсов до начала активных продаж.

6. Строгие упаковочные стандарты (от цветовой гаммы до установления габаритов посылки). Не секрет, что в некоторых маркетплейсах есть, например, минимальный порог веса посылки, в связи с чем возникают курьезы.

7. Высокий процент нарушения целостности товара при операциях внутри склада.

8. Отсутствие возможности проверки и контроля за отчетами о текущих продажах. "Зачастую указанная ситуация приводит к вынужденному «кредитованию» поставщиком деятельности маркетплейсов", - поясняют в Минпромторге.

9. Плохая клиентская поддержка. Бывают ситуации, когда на запросы не отвечают до трех дней, что осложняет работу с контрагентом. Некоторые вопросы решаются до нескольких месяцев.

"Несмотря на то, что сотрудничество с маркетплейсами должно способствовать снижению затрат бизнеса на маркетинг, практически для каждого из них предпринимателям необходимо выделять отдельного сотрудника. Работа в личном кабинете отнимает много времени на заполнение большого количества различных карточек на товары, после чего они проходят модерацию, которая часто занимает порядка месяца", - отмечают в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

10. Отсутствие инструмента оценки покупателями доставки и сбора заказа, что увеличивает количество негативных отзывов и оценок на сам товар.

11. Отсутствие складов/распределительных центров в ряде регионов. При этом нет возможности официально установить разный срок доставки товаров до клиента в зависимости от региона. В результате товар не успевает к сроку, а штрафы за это накладывается на поставщика.

12. Проблемы с доставкой крупногабаритных грузов.

13. Низкое качество программного обеспечения. Сервисы крупных маркетплейсов регулярно не справляются с потоками данных (сервисы регулярно «падают»), что затрудняет своевременную обработку данных, рассказывают в Ассоциации компаний розничной торговли.

Кроме того, каждый макркетплейс имеет свой формат и частоту передачи данных по API, что требует дополнительное время на интерпретацию и интеграцию.

"Затруднена синхронизация цен с маркеплейсами, так как по API не передаются цены в остатках, их можно выгрузить только из личного кабинета, что увеличивает время на работу с ними и ручную сверку цен. При этом, не всегда их можно загрузить на сам маркетплейс (может действовать запрет маркетплейса)", - добавляют в ассоциации.

14. Возможность оборота контрафактной несертифицированной продукции.

"Негативным фактором является появление на рынке контрафактной несертифицированной продукции, а также демпинг цены, за счет того, что участники маркетплейсов могут сбывать продукцию без сертификатов и лицензий (за счет чего себестоимость этой продукции ниже)", - говорят в Ассоциации производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования.

15. Проблемы при продажах товаров, требующих маркировки. 

Макетплейсы понимают, что мерчанты от них очень зависимы и часто этим пользуются, устанавливая несправедливые и неравноправные правила игры. Причем меняя эти правила в свою пользу достаточно произвольно, поясняет глава НАДТ Александр Иванов. При этом зачастую даже если договор заключен добровольно, это вовсе не означает, что этот он может быть признан справедливым и честным.

По его словам, государство обязано регулировать справедливость договорных отношений и следить за тем, чтобы на мерчантов не оказывалось давления.

"Однако, как всегда, есть опасность того, что государством будут приняты избыточные меры. Пока что есть шанс (небольшой) что маркетплейсы добровольно договорятся о единых правилах игры, не ущемляющих их клиентов. Материалы Минторга предназначены именно для того, чтобы "привести в разумение" маркетплейсы. Так сказать, такая добрая "желтая карточка", которая даже указывает, над чем именно надо работать, чтобы сгладить противоречия", - видит Иванов позицию Минпромторга.

Материал по теме

Ozon выходит на белорусский рынок

Материал по теме

"Ярмарка Мастеров": ответ на "Желтую карточку" маркетплейсам от Минпромторга

Материал по теме

В Удмуртии закрыли маркетплейс "МестноМаркет"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

TikTok создаёт интернет-магазин

Сервис коротких видео TikTok вслед за Instagram и YouTube начал внедрять функцию онлайн-шопинга внутри приложения. На данный момент китайская компания Bytedance, владеющая TikTok, уже начала работать с неск...

Калининград может остаться без онлайн-торговли

Калининградская область может стать первым регионом в России, который лишится интернет-торговли, если будет принят законопроект, регулирующий правила торговли на территории Особой экономической зоны. ...

В России появится новый сервис аренды детской одежды

Concept Group запустила сервис подписки на детскую одежду бренда Acoola. Сервис Acoola Box будет предлагать по 6 предметов одежды, которые подбираются как профессиональными стилистами, так и алгоритмами, об...

Онлайн-продажи лекарств продолжили расти в 1 квартале

Число онлайн-продаж в медицинском секторе (лекарства и услуги) России за год выросло на 46%. При этом, по данным партнерской сети Admitad, в 1 квартале 2021 динамика ещё более серьёзная - рост на 240% в чис...

Delivery Club обучит велокурьеров

Сервис доставки еды Delivery Club совместно с консалтинговой компанией КБ Стрелка подготовили программу обучения велокурьеров. Программа находится в открытом доступе на сайте velo.delivery-club.ru и доступн...

Сеть "Верный" ускорится в онлайне

"Верный" планирует ускорить развитие, увеличить количество розничных точек в два раза в течение ближайших 4-5 лет и выйти на третье место на рынке среди продуктовых сетей. В планах компании довести долю онлайн-...