В Минпромторге показали "жёлтую карточку" маркетплейсам

Игорь Бахарев

Департамент развития внутренней торговли Минпромторга России провел мониторинг рынка на предмет наличия "проблемных вопросов" во взаимодействии маркетплейсов и продавцов.

Ведомство провело опрос целого ряда профильных организаций и выявило несколько ключевых проблем, с которыми сталкиваются селлеры при размещении товаров на крупных площадках. Минпромторг обратился с письмом (есть в распоряжении E-pepper.ru) к маркетплейсам. В нём просят отчитаться о возможности устранения указанных "проблемных вопросов".

Кому направлено письмо: 

АКИТ, Робо.Маркет, Сбермаркет, Сдэк.Маркет, Ярмарка Мастеров - Livemaster, Яндекс.Маркет, AliExpress Россия, Avito, GlobalRusTrade, Goods, Lamoda, Ozon, Wildberries.

В нескольких маркетплейсах подтвердили E-pepper.ru, что получили письмо. 

В чем обвиняют маркетплейсы:

1. Внесения изменений в договоры со стороны площадки в одностороннем порядке. Такая возможность зачастую заложена в самом договоре.

2. Сложности в расчете комиссий. Зачастую маркетплейсы не предоставляют простые механизмы по расчету таких комиссий. Мало того, сумму комиссии могут изменить в одностороннем порядке даже без уведомления контрагента.

3. Селлеров побуждают проводить акции и снижать цены на продукцию, чтобы оказаться выше в выдаче. При этом, как говорится в письме, качество товаров не входит в число приоритетов их попадания в «топ» предложений. 

4. В случае отказа от предоставления скидки на товар, этот товар могут снять с продажи или вовсе заблокировать магазин. При этом иногда маркеплейс озвучивает акции в день проведения, рассказывают в Ассоциации компаний розничной торговли.

5. Технически сложная и финансово затратная процедура регистрации личного кабинета, частые случаи запроса инвойсов до начала активных продаж.

6. Строгие упаковочные стандарты (от цветовой гаммы до установления габаритов посылки). Не секрет, что в некоторых маркетплейсах есть, например, минимальный порог веса посылки, в связи с чем возникают курьезы.

7. Высокий процент нарушения целостности товара при операциях внутри склада.

8. Отсутствие возможности проверки и контроля за отчетами о текущих продажах. "Зачастую указанная ситуация приводит к вынужденному «кредитованию» поставщиком деятельности маркетплейсов", - поясняют в Минпромторге.

9. Плохая клиентская поддержка. Бывают ситуации, когда на запросы не отвечают до трех дней, что осложняет работу с контрагентом. Некоторые вопросы решаются до нескольких месяцев.

"Несмотря на то, что сотрудничество с маркетплейсами должно способствовать снижению затрат бизнеса на маркетинг, практически для каждого из них предпринимателям необходимо выделять отдельного сотрудника. Работа в личном кабинете отнимает много времени на заполнение большого количества различных карточек на товары, после чего они проходят модерацию, которая часто занимает порядка месяца", - отмечают в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

10. Отсутствие инструмента оценки покупателями доставки и сбора заказа, что увеличивает количество негативных отзывов и оценок на сам товар.

11. Отсутствие складов/распределительных центров в ряде регионов. При этом нет возможности официально установить разный срок доставки товаров до клиента в зависимости от региона. В результате товар не успевает к сроку, а штрафы за это накладывается на поставщика.

12. Проблемы с доставкой крупногабаритных грузов.

13. Низкое качество программного обеспечения. Сервисы крупных маркетплейсов регулярно не справляются с потоками данных (сервисы регулярно «падают»), что затрудняет своевременную обработку данных, рассказывают в Ассоциации компаний розничной торговли.

Кроме того, каждый макркетплейс имеет свой формат и частоту передачи данных по API, что требует дополнительное время на интерпретацию и интеграцию.

"Затруднена синхронизация цен с маркеплейсами, так как по API не передаются цены в остатках, их можно выгрузить только из личного кабинета, что увеличивает время на работу с ними и ручную сверку цен. При этом, не всегда их можно загрузить на сам маркетплейс (может действовать запрет маркетплейса)", - добавляют в ассоциации.

14. Возможность оборота контрафактной несертифицированной продукции.

"Негативным фактором является появление на рынке контрафактной несертифицированной продукции, а также демпинг цены, за счет того, что участники маркетплейсов могут сбывать продукцию без сертификатов и лицензий (за счет чего себестоимость этой продукции ниже)", - говорят в Ассоциации производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования.

15. Проблемы при продажах товаров, требующих маркировки. 

Макетплейсы понимают, что мерчанты от них очень зависимы и часто этим пользуются, устанавливая несправедливые и неравноправные правила игры. Причем меняя эти правила в свою пользу достаточно произвольно, поясняет глава НАДТ Александр Иванов. При этом зачастую даже если договор заключен добровольно, это вовсе не означает, что этот он может быть признан справедливым и честным.

По его словам, государство обязано регулировать справедливость договорных отношений и следить за тем, чтобы на мерчантов не оказывалось давления.

"Однако, как всегда, есть опасность того, что государством будут приняты избыточные меры. Пока что есть шанс (небольшой) что маркетплейсы добровольно договорятся о единых правилах игры, не ущемляющих их клиентов. Материалы Минторга предназначены именно для того, чтобы "привести в разумение" маркетплейсы. Так сказать, такая добрая "желтая карточка", которая даже указывает, над чем именно надо работать, чтобы сгладить противоречия", - видит Иванов позицию Минпромторга.

Материал по теме

Маркетплейсам ударили по БАДам

Материал по теме

Минэкономразвития представило сервис для вывода товаров на зарубежные маркетплейсы

Материал по теме

Глава Минпромторга Денис Мантуров: как будут контролировать рынок eCommerce

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Генеральный директор Marc O'Polo Россия Марианна Румянцева: какие вызовы ждут fashion-ритейл в ближайшем будущем и как им противостоять

Индустрия моды, одна из самых динамичных отраслей экономики, оказалась в числе тех, которых в наибольшей степени затронули экономические последствия пандемии COVID-19. По данным исследования Fashion Consulti...

Рынок онлайн-аптек в России: аналитика Data Insight

За 1 полугодие 2021 года в интернет-аптеках, входящих в ТОП-1000, было оформлено 53 миллиона заказов на сумму 89 миллиардов рублей, свидетельствуют данные отчёта Data Insight. Всего было оформлено на 29% больше...

Тимура Бекмамбетов встроет в фильмы товарный каталог

Кинокомпания Тимура Бекмамбетова Bazelevs и Microsoft запустили платформу для интерактивных покупок в фильмах и сериалах. Новый сервис называется ScreenReality и работает пока в тестовом режиме. Зрители мог...

"ВКонтакте" усиливает интеграцию с "Самокатом"

В социальной сети "ВКонтакте" появилось мини-приложение "Самоката". Сервис работает почти в 30 городах России. Предполагается, что интеграция поможет пользователям сети ещё быстрее заказывать продукты, косм...

"ВкусВилл" проведёт ребрендинг проекта "ВВ готовит"

"ВкусВилл" проводит ребрендинг сервиса доставки готовых рационов. Действующий проект "ВВ готовит" будет переименован во "Вкусмил". Ритейлер регистрирует новый товарный знак, который будет использоваться в...

Исследование: что пользователи покупали чаще всего в 2021 году на маркетплейсе товаров ОК

Одноклассники и AliExpress Россия проанализировали покупки пользователей в совместном маркетплейсе внутри соцсети и выяснили, какие товары чаще всего покупали и искали в уходящем году. Наиболее актив...