Россияне взяли курс на позитив
Игорь Бахарев
Впервые за четыре года покупательная способность россиян увеличилась. Доля респондентов, сообщающих, что они могут тратить больше, выросла с 9% до 12%, а тех, кто считает, что должен сократить расходы, снизилась с 53% до 44%.
Особенно это коснулась молодых россиян (18-34 года). Доля считающих, что их покупательная способность улучшилась, выросла с 13% в 2016 году до 20% в 2017 году.
23% респондентов ожидают улучшения покупательной способности в следующем году (2016 год - 18%). Также уменьшилось количество людей, считающих, что в следующем году их покупательная способность ухудшится (22% против 28 в 2016 году).
Главная причина роста покупательной способности россиян - увеличение доходов. Так ответили 54% респондентов. 39% сознались, что просто предпочитают не думать о нестабильной экономической ситуации.
Это соотносится с мнением других экспертов. Директор по развитию бизнеса GfK Rus Екатерина Степанюк отмечает, что люди ждут положительных изменений. "Сейчас все так себе, но есть надежда, что завтра будет лучше", - полагают они.
На этом фоне индекс потребительских настроений к началу осени составил 107 пунктов. Для сравнения, в прошлом году он падал до 80 пунктов, однако с конца 2016 года медленно, но растет.
В Минэкономразвития, в то же время, отмечают постепенный рост доходов людей. Эксперты говорят, что это, впрочем, связано не с повышением зарплат, а с укреплением курса рубля и тем, что россияне влезают в кредиты. Как отмечается в "Мониторинге экономической ситуации в России" РАНХиГС, на 23% выросло потребительское кредитование. По данным Национального бюро кредитных историй, за восемь месяцев выдача таких займов увеличилась на 27%
Все чаще сограждане идут за покупками в интернет, говорят в Deloitte. В первую очередь потому, что там лучше цена и выбор. Помимо этого покупатели ожидают от магазинов обычной розничной торговли развития следующих направлений: возможности быстрого обмена или возврата товаров (38%), лучшего информирования об имеющихся товарах и скидках (36%).Каждый третий россиянин считает, что обычным розничным магазинам необходимо развивать интернет-торговлю.
Анализируя результаты этого опроса надо помнить, что он проводился по интернету, поэтому выборка по России является более репрезентативной в отношении среднего и обеспеченного классов, а также крупных городов.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте