Евгений Щепелин: Рынок онлайн-торговли в России замедляется, но сохраняет потенциал

Игорь Бахарев

Недавно команда Data Insight представила свой традиционный ежегодный отчет "Интернет-торговля в России 2025". Основатель eCompass Capital, глава наблюдательного совета WEE, бывший коммерческий директор "Яндекс Маркета" Евгений Щепелин проанализировал цифры из этого отчёта.

Эксперты Data Insight приходят к выводу, что рынок eCommerce замедляется. В заказах объём рынка показал рост по сравнению с 2023 годом в 45% (до 6,8 млрд заказов), в то время как в 2023 году рост был 69%. Объем рынка в рублях вырос на 39% и в 2024 году достиг 11,2 трлн рублей.

Щепелин согласен с тем, что рынок замедляется, но подчёркивает, что потенциал роста ещё есть: в ближайшие годы он сохранит двузначные темпы, особенно на фоне высокой инфляции.

"Рост замедляется - я об этом говорил давно. Но при двузначной инфляции и рост будет двузначный", - отмечает эксперт. Его прогноз: маркетплейсы в 2025 году вырастут на 30%, но за "красивыми" цифрами будет стоять инфляция.

Что касается 6,8 млрд заказов, динамика, по мнению Щепелина, коррелирует с денежным ростом. Средний чек снижается незначительно (до 1 650 рублей), так как маркетплейсы уже контролируют почти 90% заказов, и их доля растёт медленнее.

Особый акцент эксперт делает на eGrocery (онлайн-продажи еды): этот сегмент, по его мнению, "ракета". Несмотря на 47%-ный рост (до 1,2 трлн рублей), он всё ещё отстаёт от других категорий. Щепелин прогнозирует, что через 3-4 года доля онлайн-продуктов достигнет 40-50%, а главными драйверами станут те, кто уже покупает в интернете, но не еду.

Отдельно он выделяет рост числа продавцов - к сентябрю 2024 их было 500 тыс., и тренд продолжится, хотя темпы в 2025 замедлятся. Маркетплейсы остаются основной точкой входа в eСommerce для малого бизнеса. 

Наконец, Щепелин обращает внимание на связь онлайн-торговли с макроэкономикой: рост eСommerce зависит от ВВП и потребительских расходов (РТО), то есть, в первую очередь, от инфляции.

"ВВП страны уже превысил 200 трлн рублей (был 170 по итогам прошлого года), а РТО вырос с 47 до 56 трлн. Онлайн-торговля заняла 11,2 трлн из 56 - вот и получаем долю eСommerce в экономике России: 20% всех трат уже происходят в онлайне. Средний чек будет снижаться по мере роста доли заказов еды - особенно если в корзину так и не разрешат добавлять алкоголь", - пишет эксперт.

photo_2025-05-23_02-55-34.jpg

Таким образом, Щепелин подтверждает основные выводы отчёта, но акцентирует: за цифрами стоит инфляция, а будущий рост eСommerce будет зависеть от макроэкономики и поведения уже сложившейся аудитории онлайн-покупателей.

Материал по теме

Онлайн стал важным драйвером рынка бьюти: аналитика "Чек Индекс"

Материал по теме

Retail Media в России: как рекламный рынок будущего вырос в 300 раз за 5 лет

Материал по теме

Рынок операторов фискальных данных: итоги 2024 года и рейтинг лидеров

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Покупатели назвали ключевые условия для быстрых онлайн-покупок

Аналитики Яндекса выяснили, на что обращают внимание пользователи при оформлении заказов в интернет-магазинах. Среди главных факторов — быстрый процесс покупки без регистрации, удобные фильтры, разнообразие...

Рынок готовых рационов в России показал рост после двух лет спада

В 2024 году продажи готовых рационов (ready-to-eat) и наборов для готовки (ready-to-cook) выросли на 12,8%, достигнув 17 млрд руб. Такие данные приводятся в исследовании Infoline. В предыдущие два года рыно...

Продать через шоу: как eСommerce превращается в медиа

Электронная коммерция меняется: интернет-магазины превращаются в медиаплатформы, где контент выходит за рамки маркетинга и становится самостоятельной ценностью. Шопинг и развлечения сливаются в гибридный фор...

BNPL под 85% годовых: журналисты нашли в услуге Wildberries деньги Мамута

Маркетплейс Wildberries привлек к реализации своей программы BNPL (buy now, pay later) финтех-компанию "Денум Солюшнз", подконтрольную миллиардеру Александру Мамуту. Как выяснили журналисты "Фонтанка", поку...

Яндекс Маркет упрощает процедуру возврата для сложных случаев

Яндекс Маркет внедряет обновленный механизм обработки возвратов, позволяющий продавцам напрямую общаться с покупателями в нестандартных ситуациях. Речь идет о случаях, требующих углубленной экспертизы товар...

Аудитория "Мегамаркета" сократилась более чем вдвое

Аналитики Mediascope зафиксировали значительное снижение аудитории маркетплейса "Мегамаркет" в январе - апреле 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данные исследования свидетельствую...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.