Евгений Щепелин: Рынок онлайн-торговли в России замедляется, но сохраняет потенциал

Игорь Бахарев
Недавно команда Data Insight представила свой традиционный ежегодный отчет "Интернет-торговля в России 2025". Основатель eCompass Capital, глава наблюдательного совета WEE, бывший коммерческий директор "Яндекс Маркета" Евгений Щепелин проанализировал цифры из этого отчёта.
Эксперты Data Insight приходят к выводу, что рынок eCommerce замедляется. В заказах объём рынка показал рост по сравнению с 2023 годом в 45% (до 6,8 млрд заказов), в то время как в 2023 году рост был 69%. Объем рынка в рублях вырос на 39% и в 2024 году достиг 11,2 трлн рублей.
Щепелин согласен с тем, что рынок замедляется, но подчёркивает, что потенциал роста ещё есть: в ближайшие годы он сохранит двузначные темпы, особенно на фоне высокой инфляции.
"Рост замедляется - я об этом говорил давно. Но при двузначной инфляции и рост будет двузначный", - отмечает эксперт. Его прогноз: маркетплейсы в 2025 году вырастут на 30%, но за "красивыми" цифрами будет стоять инфляция.
Что касается 6,8 млрд заказов, динамика, по мнению Щепелина, коррелирует с денежным ростом. Средний чек снижается незначительно (до 1 650 рублей), так как маркетплейсы уже контролируют почти 90% заказов, и их доля растёт медленнее.
Особый акцент эксперт делает на eGrocery (онлайн-продажи еды): этот сегмент, по его мнению, "ракета". Несмотря на 47%-ный рост (до 1,2 трлн рублей), он всё ещё отстаёт от других категорий. Щепелин прогнозирует, что через 3-4 года доля онлайн-продуктов достигнет 40-50%, а главными драйверами станут те, кто уже покупает в интернете, но не еду.
Отдельно он выделяет рост числа продавцов - к сентябрю 2024 их было 500 тыс., и тренд продолжится, хотя темпы в 2025 замедлятся. Маркетплейсы остаются основной точкой входа в eСommerce для малого бизнеса.
Наконец, Щепелин обращает внимание на связь онлайн-торговли с макроэкономикой: рост eСommerce зависит от ВВП и потребительских расходов (РТО), то есть, в первую очередь, от инфляции.
"ВВП страны уже превысил 200 трлн рублей (был 170 по итогам прошлого года), а РТО вырос с 47 до 56 трлн. Онлайн-торговля заняла 11,2 трлн из 56 - вот и получаем долю eСommerce в экономике России: 20% всех трат уже происходят в онлайне. Средний чек будет снижаться по мере роста доли заказов еды - особенно если в корзину так и не разрешат добавлять алкоголь", - пишет эксперт.
![]()
Таким образом, Щепелин подтверждает основные выводы отчёта, но акцентирует: за цифрами стоит инфляция, а будущий рост eСommerce будет зависеть от макроэкономики и поведения уже сложившейся аудитории онлайн-покупателей.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте