Исследование: 70% карточек товаров на маркетплейсах теряют позиции в топе после попадания в Out Of Stock

Игорь Бахарев

Отсутствие товара в наличии (Out Of Stock, OOS) — серьезная проблема для продавцов на маркетплейсах, которая ведет к потере продаж в моменте и наносит долгосрочный ущерб видимости товара в поисковой выдаче. Для бизнеса это означает значительные финансовые потери и дополнительные затраты на восстановление прежних позиций карточки.

Команда Easy Commerce (технологического партнера Okkam) провела исследование и выяснила, как исчезновение товара со склада влияет на его видимость в поиске после возвращения в сток. 

Для анализа взяли 1487 товаров из восьми популярных категорий кондитерских изделий:

  • шоколадные плитки и батончики

  • печенье, крекеры и бисквиты

  • шоколадные и ореховые пасты

  • круассаны и постное печенье 

С помощью аналитического инструмента CAT (Commerce Analytics Tool) отследили два ключевых параметра:

  1. Лучшая позиция карточки в поиске за день
  2. Факт наличия или отсутствия товара (OOS)

Ранжирование товаров на Ozon: вес параметров

Поисковые алгоритмы Ozon при формировании рейтинга карточки учитывают множество факторов: от цены и количества отзывов до скорости доставки продуктов и текстовой релевантности описания. Каждый из них имеет определенный вес, а в совокупности они формируют позицию карточки в поисковой выдаче.

Основные факторы ранжирования карточек товаров на Ozon распределяются следующим образом:

 OOS — Яндекс Диск - Google Chrome_251002220242.jpeg

При описании факторов Ozon не заявляет прямого влияния Out of stock на позиции карточек. Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что параметр косвенно влияет как минимум на три ключевых фактора: популярность по запросам, продажи и количество новых отзывов. Их общий вес — около 50%, что делает out of stock критически важным для поддержания высокой видимости карточек. 

Пока товар отсутствует на складе, его позиции в поиске, охваты и продажи неизбежно падают. Даже после поступления товара на склад карточка не сразу возвращается на прежние позиции, поэтому период убытков для бизнеса продолжается и после возвращения товара в сток. В среднем, чтобы вернуть карточку на прежнюю позицию, требуется около двух недель. В это время бренду приходится инвестировать в продвижение карточки в 1,5–2 раза больше, чем до попадания в OOS. Таким образом, бренд теряет дважды: от недополучения продаж и от переинвестирования в рекламную поддержку.

 

Ключевые выводы исследования 

OOS приводит к значительному падению позиций в поиске:

  • 70% карточек товаров теряют ранее занимаемые позиции после попадания в OOS. 

  • 60% карточек, которые до OOS находились в топ-10 результатов поиска, выпадают из топа после восстановления товара в наличии.

Также стало ясно, что чем ниже была начальная позиция товара, тем сильнее он "проседает" после восстановления в стоке:
  • если до попадания в OOS карточка занимала позицию в топ-10, то после восстановления она потеряет порядка 7 позиций (медианное ухудшение)

  • если карточка занимала позиции в диапазоне от 11 до 50, то снижение составит 11 позиций.

  • если карточка до OOS находилась на 51–100 позициях, то с большой вероятностью она откатится сразу на 27 позиций.

OOS — Яндекс Диск - Google Chrome_251002220256.jpeg

Основные выводы 

  1. Управление остатками — важная часть маркетинговой стратегии бренда. Каждый выход из стока — это потеря продаж, позиций карточек в поиске и охватов. Все это приводит к упущенной выручке после возвращения продукта в сток.
  2. Возвращение позиций карточки требует дополнительных рекламных расходов, которых можно было бы избежать, если продукт стабильно находится в стоке. Товар в наличии помогает оптимизировать медийные инвестиции брендов.
  3. На маркетплейсах с учетом бесконечной полки и лояльности аудитории к новым брендам попадание в OOS может привести к переключению потребителя на продукт другого бренда. Эта проблема уже гораздо серьезнее — покупатель может заместить привычный бренд новым надолго или навсегда.

 Рекомендации для брендов

Чтобы минимизировать риски, важно заранее выстраивать систему контроля запасов и стратегию восстановления. 

1. Прогнозирование и управление остатками

●        Используйте предиктивную аналитику для прогнозирования спроса и своевременного пополнения складов.

●        Настройте алерты для мгновенного реагирования на риск OOS.

 

2. Инструменты для автоматизации. Используйте специализированные сервисы, которые позволяют:

 

●        Анализировать скорость «уходимости» товаров.

●        Автоматически отправлять уведомления о необходимости пополнения запасов.

●        Оптимизировать логистику для минимизации простоев.

 

3. Стратегия восстановления позиций после OOS

 

●        Увеличьте рекламные бюджеты на период возврата товара в сток, чтобы компенсировать потерю видимости.

●        Стимулируйте покупателей оставлять отзывы — это влияет на ранжирование.

●        Проверьте актуальность данных: обновите цены, описания и изображения, чтобы карточка выглядела привлекательнее для алгоритмов.


"70% карточек снижают позиции после выхода из OOS, уступая полку конкурентам — такого не может себе позволить ни один серьезный бренд, так как это огромный риск переключения покупателей на конкурента. Самое опасное в OOS — не потеря продаж здесь и сейчас, и даже не вынужденные дополнительные инвестиции в продвижение карточки, а долгосрочное изменение потребительских привычек и подрыв лояльности к бренду. Для новых и не самых популярных товаров это фактически приговор для их видимости. Управление остатками из операционной задачи превратилось в ключевой элемент маркетинговой стратегии", — комментирует Ольга Юдина, директор по стратегическому развитию Easy Commerce.


Материал по теме

Четверть россиян смотрят на контент, когда покупают что-то по совету блогеров

Материал по теме

Рынок FMCG в электронной торговле достигнет 1,7 трлн рублей к 2025 году

Материал по теме

9 из 10 россиян участвуют в распродажах: что покупают и сколько тратят в Чёрную пятницу

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Четверть россиян смотрят на контент, когда покупают что-то по совету блогеров

Каждый пятый россиянин в последние три года стал чаще приобретать товары, которые увидел у лидеров мнений.  Большинство жителей страны (61%) хотя бы раз в жизни брали что-то по совету инфлюенсеров. О...

ИИ станет ключевым фактором выручки для ритейла к 2030 году

К 2030 году вклад технологий искусственного интеллекта (ИИ) в совокупную выручку российских ретейлеров достигнет 5,5%. В денежном выражении этот рост составит 5,8 трлн рублей. Такие данные приводятся в иссл...

ИЛЬ ДЕ БОТЭ делает ставку на эмоциональный клиентский опыт: ключевые мысли из интервью с Игорем Тарасенко

Заместитель генерального директора по бренду и концепции ИЛЬ ДЕ БОТЭ Игорь Тарасенко рассказал о том, почему компания не спешит на маркетплейсы, как создаёт "Театр красоты" и зачем премиальному ритейлу эмоц...

Яндекс усилил контроль брендов над текстами поисковых объявлений

Яндекс Реклама добавила в Директ новую функцию, которая помогает брендам строже контролировать содержание объявлений. Искусственный интеллект теперь адаптирует тексты в реальном времени под поисковые запрос...

Programmatic: как получать заявки и продажи там, где их не ждали

Programmatic (Программатик) - это рекламный канал, который многие считают "несерьезным". Всему виной устоявшееся мнение о том, что "потолок" для него, как и для любой медийной рекламы, - это повышение узнава...

Краткий курс: как тарифицируются фулфилмент-услуги

На российском рынке фулфилмента до сих пор часто возникают вопросы корректной тарификации услуг фулфилмента, как с точки зрения операторов, так и с точки зрения заказчиков услуг (селлеров, мерчантов, интерне...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.