Меню

Продажи в сегменте FMCG: аналитика "Яндекс.Взгляда"

Игорь Бахарев

Пандемия вызвала резкий рост eCommerce-активности в секторе FMCG. После снятия большинства ограничений объем продаж не сократился до "докризисного уровня". Мало того, онлайн-канал в долгосрочной перспективе будет только увеличивать свою долю, считают в "Яндексе"

Как проходило исследование 

В июне 2020 года мы провели онлайн-опрос с помощью сервиса "Яндекс.Взгляд". Выборка опроса - 3000 респондентов. Опрос касался четырех категорий FMCG: "Продукты питания", "Бытовая химия и уход за домом", "Косметика и личная гигиена" и "Товары для животных". 

Что и как покупали во время самоизоляции 

Самоизоляция увеличила частоту покупок и проникновение онлайн-шоппинга в категориях "Продукты питания", "Бытовая химия и уход за домом", "Косметика и личная гигиена" и "Товары для животных". В зависимости от категории, от 34% до 64% россиян в период карантина делали покупки чаще, чем до введения ограничений. Некоторые пользователи - от 3% до 6% - впервые сделали онлайн-покупки именно во время самоизоляции. 

Для трети россиян самоизоляция стала поводом полностью или частично перейти на онлайн-покупки в категории косметики и товаров личной гигиены. При этом 36% респондентов не завершают приобретение косметики в онлайн-магазинах, рассматривая такой вид шопинга скорее как развлечение, чем удовлетворение насущной потребности. В результате путь к покупке в этой категории становится самым длительным. 

Наиболее актуальным преимуществом онлайн-заказа для пользователей оказалась возможность делать покупки в любом месте и в любое время - её отметили 53% опрошенных. Это говорит о важности мобильных каналов в этом виде шоппинга. 

Clip2net_200804163706.png

По данным "Яндекс.Взгляда", от 56% до 75% респондентов, в зависимости от категории, не планировали сокращать долю онлайн-покупок даже после снятия всех ограничений. Это значит, что тренд на развитие e-commerce в FMCG-секторе имеет все шансы закрепиться на долгосрочную перспективу. 

Как коронавирус изменил потребительские привычки 

Clip2net_200804163607.png

Во время пандемии самыми важными факторами, влияющими на потребительский опыт, стали возможность выбирать полезное и натуральное питание, хорошая программа лояльности, широкий ассортимент, а также удобная и быстрая доставка. Кроме того, онлайн-магазины воспринимаются как более безопасные с эпидемиологической точки зрения. 

Почти 40% опрошенных отметили, что не завершают покупки, если не находят подходящих вариантов доставки, при этом для разных товарных категорий характерны свои особенности. Так, при заказе продуктов питания, важную роль играет не только само наличие доставки, но и ее скорость (56%). Широта ассортимента продуктов интересует 58% пользователей, а программа лояльности - 37%. 

При выборе онлайн-магазина для заказа бытовой химии на первый план выходит широта ассортимента - этот фактор отмечают 57% респондентов. Похожая ситуация в категории "товаров для животных" - там 52% покупателей обращают внимание на ассортимент. 

При заказе косметики и средств личной гигиены особенно важна репутация - 41% пользователей обращают внимание на отзывы о магазине. 

На фоне спада экономической активности большое значение приобретают промо-предложения и другие программы мотивации: 36% участников опроса целенаправленно ищут скидки в интернет-магазинах. 

Что это значит для рекламодателей 

Исследование "Яндекс.Взгляда" показало, что после пандемии коронавируса онлайн-канал в продажах будет играть более заметную роль, чем до начала самоизоляции. 

Большинство респондентов не планируют сокращать долю онлайн-покупок после снятия ограничений. Меняются и потребительские привычки. К примеру, для людей становятся важнее вопросы безопасности и профилактики вируса, забота о здоровье, натуральность продуктов питания и экологичность состава бытовой химии. Аудитория теперь чаще обращает внимание на состав продуктов - в онлайн-магазине изучать его удобнее, чем на полке супермаркета. 

В этих условиях возрастает значение рекламных инструментов, которые позволяют эффективно взаимодействовать с аудиторией в интернете. 

"Нужно развивать инфраструктуру для онлайн-продаж - через агрегаторы и маркетплейсы, либо продвигая собственные каналы. Особое внимание стоит уделить мобильному каналу, который в данный момент часто находится "на вторых ролях", - поясняет директор по продажам ключевым клиентам и партнерам "Яндекса" Виктория Кинаш. 

Также необходимо находить новые возможности оптимизации конверсий, например, через автостратегии или формирование медийной воронки. Кроме того, важно предлагать своей аудитории актуальные, работающие программы лояльности, поддерживать имидж компании и работать с репутацией в онлайн-канале".

Материал по теме

Как покупают люди поколения Z: аналитика "Яндекс" и Aquarelle Research

Материал по теме

Яндекс рассказал о результатах своих eCommerce-бизнесов

Материал по теме

"Яндекс" запускает систему бронирования лекарств

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Какие данные и как использовать для персонализации в ритейле

Треть клиентов считают , что ритейлеры недостаточно стараются, чтобы обеспечить высокий уровень персонализации. Эксперты приложения "Кошелёк" разбираются, на что обратить внимание, чтобы улучшить актив...

Amazon всё-таки проведёт осенние распродажи

Amazon всё-таки проведет акцию Prime Day 13-14 октября, сообщают несколько источников издания The Verge. Ранее стало известно, что Amazon предупредил своих селлеров о начале распродаж "Черной пятницы" 26...

Седьмой Международный ПЛАС-Форум "Online & Offline Retail 2020": готовимся к сбору урожая ключевых кейсов индустрии

Седьмой Международный ПЛАС-Форум "Online & Offline Retail 2020": готовимся к сбору урожая к лючевых кейсов индустрии Дорогие друзья и коллеги, рады Вам сообщить, что октябрьский ПЛАС-Форум состоится ...

Социальный шопинг в Instagram: кейс Sephora

У любителей косметических товаров, представленных в Sephora, появилась возможность купить их через Instagram Checkout, виртуальную витрину, позволяющую оформлять заказ непосредственно из ленты пользователя ...

Клиенты "Петровича" подсчитают ремонт на "Калькуляторе"

СТД "Петрович" представил пользователям своего сайта новый цифровой сервис "Калькулятор ремонта". С помощью этого инструмента на этапах планирования ремонта можно рассчитать стоимость ремонта в зависимости ...

Ozon и Lamoda встроят товары в кинофильмы

Онлайн-площадки Ozon и Lamoda станут партнерами площадки Сберанка SberDevices. Этот сервис видеошопинга интегрирует ассортимент маркетплейсов в видеоконтент ТВ-приставки. Как будет работать новый рекламны...