Продажи на маркетплейсах в 2020 году: аналитика Data Insight

Игорь Бахарев

Маркетплейсы стали важнейшим драйвером всего рынка eCommerce в 2020 году. 89% продавцов увеличили за год свой объем продаж на маркетплейсах, а 58% продавцов увеличили его значительно. Об этом говорится в исследовании аналитического агентства Data Insight "Селлеры на российских маркетплейсах". Для сравнения: лишь 55% продавцов смогли нарастить оборот через собственный интернет-магазин.

Clip2net_210218225008.png

41% продавцов, которые работают с маркетплейсами, считают, что это основной канал продаж. Почти половина продавцов маркетплейсов (45%) вообще не используют для продаж свой интернет - магазин или сайт. Для каждого пятого селлера маркетплейс стал первым каналом продаж, для 29% - первым онлайн-каналом.

 "В 2020 году большое количество малых и средних предприятий впервые вышли в онлайн, а более опытные интернет-продавцы расширили каналы продаж за счет размещения на маркетплейсах. В результате прошлый год стал рекордным для площадок и по оборотам, и по росту числа продавцов. Мы прогнозируем, что интерес к маркетплейсам со стороны бизнеса и потребителя не ослабеет, но продавцы, попробовав одни маркетплейсы, станут выходить и на другие, диверсифицируя каналы продаж. В результате стоит ожидать, что поставщики Wildberries и Ozon станут активно выходить на AliExpress, Яндекс.Маркет и goods.ru вследствие тренда и привлеченные новостями о снижении тарифов у AliExpress и Яндекс.Маркета", - комментирует партнер компании Data Insight Федор Вирин.

Чем ценны маркетплейсы для продавцов

Около 80% продавцов вышли на маркетплейсы, чтобы увеличить аудиторию и продажи, 42% - ради масштабирования продаж и ради экспансии в другие регионы, 37% - чтобы повысить узнаваемость товаров. Каждый третий продавец (29%) использовал маркетплейсы, чтобы впервые начать продавать через интернет, а каждый пятый (20%) - чтобы снизить издержки на продажи.

Clip2net_210218230529.png

Затраты продавцов на работу с маркетплейсами

В целом стоимость продаж через маркетплейсы предприниматели считают сопоставимой с другими каналами - с этим согласны 48% опрошенных. Но комиссии маркетплейсов не одинаковы: диапазон составляет 3-22% от завершенной продажи (оплаченной и доставленной покупателю). 

Самыми низкими продавцы считают комиссии AliExpress: 0% за продажу первых 100 товаров, затем 5 или 8% в зависимости от категории. Комиссии Яндекс.Маркет продавцы считают высокими, а комиссии Ozon - очень высокими. В целом, стоимость продаж через маркетплейсы селлеры считают сопоставимой с другими каналами.

Clip2net_210218231335.png

Clip2net_210218231432.png

Работа с несколькими маркетплейсами

Аудитории продавцов всех платформ значительно пересекаются: в среднем поставщик ведет торговлю на 2-3 площадках из 5, включенных в исследование. При этом самая высокая доля уникальных продавцов у Wildberries: в среднем у них 2,6 площадки на селлера. В большей степени используют другие платформы продавцы Яндекс.Маркета и российские продавцы AliExpress - 4 площадки на селлера.

Clip2net_210218230329.png

На всех платформах существенная часть продавцов, из тех, что ещё не продают на Wildberries, планирует выйти на эту площадку в ближайшее время. Продавцы же Wildberries в первую очередь думают об Ozon как дополнительном канале продаж.

Clip2net_210218230439.png

Рейтинг маркетплейсов по числу продавцов

1.     Wildberries - 91 000 продавцов (январь 2021 года)

2.     AliExpress (Учитываются только российские продавцы платформы) - 35 000 (январь 2021)

3.     Ozon - 18 000 (сентябрь 2020) 

4.     goods.ru - 8000 (январь 2021)

5.     Яндекс.Маркет - 7300 (январь 2021)

Категорийная специфика

Маркетплейсы в целом, по мнению продавцов, больше всего подходят для продажи электроники, товаров для дома и спорта, а отдельные площадки также рассматриваются как целевые для продажи одежды и обуви. AliExpress, Ozon и Wildberries воспринимаются как наиболее универсальные маркетплейсы.

В некоторых категориях рост продаж на маркетплейсах наиболее заметен: в косметике, парфюмерии и зоотоварах - 96%, в электронике, бытовой технике и товарах для спорта - 94%, в товарах для дома и дачи - 93%, в продуктах питания - 91%.

Почти на всех площадках наиболее продаваемая категория - Товары для дома: от 28% до 38% селлеров. Исключение - Wildberries, где больше продавцов одежды и обуви (31%). Следующая по количеству продавцов товарная категория - Детские товары, на разных площадках ими торгует от 23% до 25% селлеров.

Clip2net_210218230716.png

Clip2net_210218231047.png

На каких маркетплейсах, по мнению продавцов, лучше продавать товары разных категорий

●      Товары для дома и дачи: AliExpress (65%), Ozon (65%), Wildberries (61%)

●      Одежда, обувь и аксессуары: Wildberries (81%), AliExpress (50%)

●      Товары для спорта: Wildberries (58%), AliExpress (55%), Ozon (50%)

●      Электроника и техника: Яндекс.Маркет (70%), AliExpress (69%), goods.ru (66%), Ozon (66%)

●      Косметика: Wildberries (63%), Ozon (45%)

●      Автотовары: AliExpress (47%), Ozon (43%), goods.ru (42%)

Clip2net_210218231221.png

Социальная коммерция

Социальные сети занимают в стратегии продаж селлеров такое же место, как оффлайновые магазины. Тот и другой каналы использует треть продавцов маркетплейсов.

Брендинг, реклама и коммуникации

Лучшие возможности для брендинга, по мнению продавцов, предлагает AliExpress: 64% продавцов отметили, что им хватает возможностей брендинга на платформе. Далее идет Ozon: 60% продавцов оценили возможности для брендинга как достаточные. В то же время Ozon получил лучшую оценку рекламного инструментария платформы: 6,2 балла из 10 возможных.

Работой службы поддержки продавцов и качеством инструкций больше всего довольны поставщики Яндекс.Маркета и AliExpress (6,9 и 6,8 баллов по 10-балльной шкале). Дальше идут goods.ru (6,5), Wildberries (6,3) и Ozon (5 баллов).

Материал по теме

Новые маркетплейсы открываются по всему миру

Материал по теме

Онлайн-рынок автотоваров 2020-2021: аналитика Data Insight

Материал по теме

"Акушерство.ру" запустил маркетплейс детских товаров

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Илья Кретов покидает eBay

Илья Кретов покидает пост генерального директора eBay на глобальных развивающихся рынках и переходит в Тинькофф E-commerce на должность директора по электронной коммерции.  Позицию Кретова займет Дже...

Бесконтактно, быстро и бесшовно: как меняются платёжные привычки покупателей

По данным Business Insider, пандемия коронавируса ускорила  диджитализацию индустрии платежейна два-три года и повлияла на платёжные привычки покупателей - как именно, рассказывают эксперты приложения "Кошел...

Ex-B2basket Cергей Егорушкин присоединился к команде UPMARKET

Один из самых самых известных экспертов на российском рынке eСommerce Сергей Егорушкин покинул пост управляющего партнера B2basket. Он присоединится к команде UPMARKET ― платформы по управлению всеми этапам...

Экспресс-доставка составила 35% от всей выручки "Утконоса"

В сентябре количество заказов с доставкой от двух часов увеличилось до 50%, при этом доля таких заказов выросла почти в 3 раза, отмечают в "Утконос Онлайн". Доля выручки от эксперсс-доставки составила 35% о...

Российский eCommerce столкнулся с коллапсом на рынке труда

Российские онлайн-ритейлеры испытывают резкую нехватку кадров - прежде всего сборщиков и автокурьеров. Как говорят в HeadHunter, осенью число вакансий сотрудников складов и автоперевозчиков выросло в три - ...

Как товарные подборки позволили увеличить продажи в 5 раз: кейс "Дочки-Сыночки"

Сеть детских магазинов "Дочки-Сыночки" проанализировала результаты проекта по тематическим онлайн-подборкам. Детские товары, представленные под специальными баннерами на сайте, покупают в среднем в 5 раз ча...