Почему стоит подумать дважды, прежде чем создавать свой маркетплейс?

Игорь Бахарев

E-commerce во всем мире развивается быстрее, чем любые другие рынки. А в самом e-commerce лидерами становятся маркетплейсы. Но часто компании, желающие создать свой маркетплейс, не до конца понимают, с чем им придется столкнуться. Не все готовы к этой модели, да и далеко не всем она нужна. СЕО компании Scallium Андрей Павленко поделился с нами рекомендациями и советами - почему стоит подумать дважды, прежде чем создавать свой маркетплейс. 

Нужно понимать, что маркетплейс - это не просто разработка витрины. Витрина - это только вершина айсберга. Гораздо сложнее построить бэк-офис маркетплейса, реализовать всю техническую архитектуру и выстроить бизнес-ландшафт с процессами. Задайте себе вопросы:

Какая бизнес-модель моего маркетплейса?

Какие бизнес-процессы ее реализуют?

Как это все будет работать? Какие технические решения будут лежать в ландшафте?

Какой функционал первичен? Какие интеграции?

Маркетплейс с базовыми, но достаточными для запуска, элементами архитектурного ландшафта можно изобразить такой схемой:


Это классическая модель IT-решения:

● MMS - Marketplace Management System - основная система управления маркетплейсом, которая включает в себя настройки ролей (мерчанты, контент-менеджеры и пр) и бизнес-процессов, мониторинг, статистику и т.д;

● PIM - Product Information Management - этот класс продуктов предназначен для управления контентом и оптимизации операционных расходов на контент-менеджмент;

● MAS - Merchant Administration System - мерчант-портал, система для автоматизации работы с поставщиками (мерчантами), их контентом и процессами;

● OMS - Order Management System - этот модуль обеспечивает контроль заказов от создания до закрытия. Иными словами, работа с заказами в едином окне.

● Биллинг - система сквозного финансового учета, баланса, выплат участникам системы и сбора финансовой статистики.

● R&A - Reporting and Analytics - модуль, который обеспечивает отчетность, мониторинг и общую аналитику по платформе.

В идеальном маркетплейсе все это комплекс, который эффективно решает задачи, связанные с производительностью системы, ее участников, нагрузкой, масштабируемостью и скоростью. Система должна решать бизнес-задачи в комплексе. Но часто бывает, что бизнесу все эти модули маркетплейса не нужны. Возможно, нужна только система работы с товарным контентом (PIM) с выводом данных в мультиканал или любой другой модуль, и нет смысла разрабатывать все остальное. Самое главное при разработке маркетплейса - решение должно иметь возможность дополняться в будущем, ведь через год ситуация для вашего бизнеса может измениться, и потребуется реализовать такие процессы, которые ранее у вас даже не предусматривались.

Обязательно продумайте, какие интеграции будут необходимы (перед началом разработки!) - CRM, учетные системы, витрина, интеграции с логистическими службами и так далее. Как пример:

Clip2net_200707232525.png

И дальше нужно подумать о команде.

В построении команды для разработки маркетплейса нет чего-то специфического. Действия те же, что и при любой другой разработке. IТ-команды от 3 до 9 человек, в классике 2 back-end, 2 front-end, 3 QA. Количество команд зависит от блоков, которые будут в маркетплейсе (PIM, MAS, OMS).

Однако знание доменной области важнее состава команды и количества сотрудников. В первую очередь, понимание должно быть у вашего Product Owner. Иначе какая бы у вас ни была замечательная и дорогая команда разработки, продукт в итоге может оказаться нерабочим.

Когда компании планируют разработку собственного маркетплейса, они часто полагаются на бюджет собственно разработки. И забывают учитывать стоимость операционной команды. Ее, как правило, подключают на завершающем этапе:

Clip2net_200707232748.png

Трезво оцените сроки создания MVP( минимально жизнеспособный продукт). Если описать этапы разработки маркетплейса в целом:

Исследование и анализ

Анализ текущего рынка, изучение спроса и изучение услуг конкурентов. Это можно сделать самостоятельно или вместе с опытным бизнес-аналитиком. Помощь консультанта даст вам детальные требования к проекту, которые станут хорошей отправной точкой для разработки.

UX и UI дизайн платформы

Эта работа заключается в том, чтобы пользователям было удобно работать на площадке (тут, мы в первую очередь, говорим про ваших мерчантов - им должно быть удобно на платформе).

Разработка интерфейса

Основная часть работы, сроки которой можно посчитать только из учета задач и функциональности проекта, выбранного технологического стека, размера команды и пр.

QA и исправление багов

Процессы разработки и контроля качества должны выполняться одновременно. QA-инженер охватывает максимум возможных сценариев использования, гарантируя, что пользователи не столкнутся с неожиданной проблемой во время использования платформы.

Начать с малого - это нормально, при условии, что вы подумали о дальнейшей масштабируемости. Однако, не стоит рассматривать MVP слишком буквально, как действительно самый минимум - не нужно выпускать “сырой” продукт. Да, важно сосредоточиться на основной функциональности, но не менее важно, чтоб продукт был удобен. Иными словами, MVP не может быть черновиком, маркетплейс должен быть настроен, прежде чем показать его миру.

Подчеркну, что с созданием MVP маркетплейса проект не заканчивается. Параллельно разработке необходимо запускать операционную команду и создавать инфраструктуру. А также готовить маркетинг, так как любому новому маркетплейсу придется конкурировать с гигантами типа Goods, Wildberries, Ozon и др.

Когда задача сформулирована, самое время посчитать бюджет. При разработке маркетплейса с нуля он состоит из 3 больших блоков:

1. Оплата команды разработчиков;

2. Операционная часть - обеспечение офиса, персонал, который будет обслуживать маркетплейс и др.

3. Маркетинг. Помните про конкуренцию с Goods, Wildberries, Ozon? Понимаете их маркетинговые бюджеты?

И, в конце концов, подумайте еще раз: вам это точно надо?

Вы же не думаете, что маркетплейс принесет прибыль в течение нескольких месяцев работы? К сожалению, так не бывает. Потребуется время и годы усилий, прежде чем ваш проект станет успешным.

Ни в коем случае не отговариваю вас создавать свой маркетплейс, но хочу, чтоб компании подходили к этому со всей ответственностью и пониманием тех сложностей, с которыми придется столкнуться.

И да, я искренне считаю, что модель маркетплейса подходит не всем. Не стоит оценивать маркетплейс как отдельную бизнес-единицу. Компания должна созреть к созданию маркетплейса, ведь это скорее “турбина” - если у собственника уже есть проект, связанный с онлайн-торговлей (или он только собирается выходить в онлайн), то маркетплейс даст большой приток трафика, новых клиентов, а также проверит на прочность всю систему процессов.

Также советуем вам почитать кейс о том, как создавался маркетплейс для Leroy Merlin.

Материал по теме

7 способов увеличить retention и LTV с помощью персонализации 

Материал по теме

Как рекламные digital-каналы влияют на eСommerce-трафик и покупки: советы от 

Материал по теме

Зачем HR в ритейле нужны технологии: опыт 

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Optimization 2020: как быть с засильем агрегаторов в поиске и конкурентами, накручивающими поведенческие факторы?

Треть десктопного трафика в российском e-commerce приходится на визиты из поиска "Яндекса" и Google. В борьбе за органический трафик честные интернет-магазинщики стараются соответствовать требованиями поиск...

Panasonic модернизирует собственные онлайн-продажи в России

Компания Panasonic Россия собирается модернизовать направление прямых продаж. Компания заключила договор с фулфилмент-оператором СДТ, который будет заниматься  хранением, комплектацией, сбором и доставкой з...

Instacart поможет Walmart составить конкуренцию Amazon

В сотрудничестве с сервисом Instacart, Walmart запустил доставку в тот же день в трех городах США. Если партнерство будет расширено, ведущий ритейлер и ведущий доставщик в стране смогут составить серьезную ...

Кроссбордер наткнулся на низкий сезон

Рынок трансграничной торговли на неделе с 3 по 9 августа показал падение на 41% относительно 2019 года, что на 11 п.п. ниже показателей предыдущей недели, свидетельствуют данные еженедельного информационного бю...

"Сбермаркет" обрастает партнёрами

"СберМаркет" объявил о начале сотрудничества с сетью магазинов детских товаров "Дочки-Сыночки". В рамках нового партнерства клиенты смогут сделать заказ на сайте или в приложении: стоимость сборки и доставки за...

"Яндекс.Еда" позволит забирать заказы

Сервис доставки "Яндекс.Еда" дал своим клиентам возможность самостоятельно забирать заказы из ресторана, сэкономив на доставке. Оформить заказ с самовывозом можно в приложениях "Яндекс", "Яндекс.Еда" или ...