Почему стоит подумать дважды, прежде чем создавать свой маркетплейс?

Игорь Бахарев

E-commerce во всем мире развивается быстрее, чем любые другие рынки. А в самом e-commerce лидерами становятся маркетплейсы. Но часто компании, желающие создать свой маркетплейс, не до конца понимают, с чем им придется столкнуться. Не все готовы к этой модели, да и далеко не всем она нужна. СЕО компании Scallium Андрей Павленко поделился с нами рекомендациями и советами - почему стоит подумать дважды, прежде чем создавать свой маркетплейс. 

Нужно понимать, что маркетплейс - это не просто разработка витрины. Витрина - это только вершина айсберга. Гораздо сложнее построить бэк-офис маркетплейса, реализовать всю техническую архитектуру и выстроить бизнес-ландшафт с процессами. Задайте себе вопросы:

Какая бизнес-модель моего маркетплейса?

Какие бизнес-процессы ее реализуют?

Как это все будет работать? Какие технические решения будут лежать в ландшафте?

Какой функционал первичен? Какие интеграции?

Маркетплейс с базовыми, но достаточными для запуска, элементами архитектурного ландшафта можно изобразить такой схемой:


Это классическая модель IT-решения:

● MMS - Marketplace Management System - основная система управления маркетплейсом, которая включает в себя настройки ролей (мерчанты, контент-менеджеры и пр) и бизнес-процессов, мониторинг, статистику и т.д;

● PIM - Product Information Management - этот класс продуктов предназначен для управления контентом и оптимизации операционных расходов на контент-менеджмент;

● MAS - Merchant Administration System - мерчант-портал, система для автоматизации работы с поставщиками (мерчантами), их контентом и процессами;

● OMS - Order Management System - этот модуль обеспечивает контроль заказов от создания до закрытия. Иными словами, работа с заказами в едином окне.

● Биллинг - система сквозного финансового учета, баланса, выплат участникам системы и сбора финансовой статистики.

● R&A - Reporting and Analytics - модуль, который обеспечивает отчетность, мониторинг и общую аналитику по платформе.

В идеальном маркетплейсе все это комплекс, который эффективно решает задачи, связанные с производительностью системы, ее участников, нагрузкой, масштабируемостью и скоростью. Система должна решать бизнес-задачи в комплексе. Но часто бывает, что бизнесу все эти модули маркетплейса не нужны. Возможно, нужна только система работы с товарным контентом (PIM) с выводом данных в мультиканал или любой другой модуль, и нет смысла разрабатывать все остальное. Самое главное при разработке маркетплейса - решение должно иметь возможность дополняться в будущем, ведь через год ситуация для вашего бизнеса может измениться, и потребуется реализовать такие процессы, которые ранее у вас даже не предусматривались.

Обязательно продумайте, какие интеграции будут необходимы (перед началом разработки!) - CRM, учетные системы, витрина, интеграции с логистическими службами и так далее. Как пример:

Clip2net_200707232525.png

И дальше нужно подумать о команде.

В построении команды для разработки маркетплейса нет чего-то специфического. Действия те же, что и при любой другой разработке. IТ-команды от 3 до 9 человек, в классике 2 back-end, 2 front-end, 3 QA. Количество команд зависит от блоков, которые будут в маркетплейсе (PIM, MAS, OMS).

Однако знание доменной области важнее состава команды и количества сотрудников. В первую очередь, понимание должно быть у вашего Product Owner. Иначе какая бы у вас ни была замечательная и дорогая команда разработки, продукт в итоге может оказаться нерабочим.

Когда компании планируют разработку собственного маркетплейса, они часто полагаются на бюджет собственно разработки. И забывают учитывать стоимость операционной команды. Ее, как правило, подключают на завершающем этапе:

Clip2net_200707232748.png

Трезво оцените сроки создания MVP( минимально жизнеспособный продукт). Если описать этапы разработки маркетплейса в целом:

Исследование и анализ

Анализ текущего рынка, изучение спроса и изучение услуг конкурентов. Это можно сделать самостоятельно или вместе с опытным бизнес-аналитиком. Помощь консультанта даст вам детальные требования к проекту, которые станут хорошей отправной точкой для разработки.

UX и UI дизайн платформы

Эта работа заключается в том, чтобы пользователям было удобно работать на площадке (тут, мы в первую очередь, говорим про ваших мерчантов - им должно быть удобно на платформе).

Разработка интерфейса

Основная часть работы, сроки которой можно посчитать только из учета задач и функциональности проекта, выбранного технологического стека, размера команды и пр.

QA и исправление багов

Процессы разработки и контроля качества должны выполняться одновременно. QA-инженер охватывает максимум возможных сценариев использования, гарантируя, что пользователи не столкнутся с неожиданной проблемой во время использования платформы.

Начать с малого - это нормально, при условии, что вы подумали о дальнейшей масштабируемости. Однако, не стоит рассматривать MVP слишком буквально, как действительно самый минимум - не нужно выпускать “сырой” продукт. Да, важно сосредоточиться на основной функциональности, но не менее важно, чтоб продукт был удобен. Иными словами, MVP не может быть черновиком, маркетплейс должен быть настроен, прежде чем показать его миру.

Подчеркну, что с созданием MVP маркетплейса проект не заканчивается. Параллельно разработке необходимо запускать операционную команду и создавать инфраструктуру. А также готовить маркетинг, так как любому новому маркетплейсу придется конкурировать с гигантами типа Goods, Wildberries, Ozon и др.

Когда задача сформулирована, самое время посчитать бюджет. При разработке маркетплейса с нуля он состоит из 3 больших блоков:

1. Оплата команды разработчиков;

2. Операционная часть - обеспечение офиса, персонал, который будет обслуживать маркетплейс и др.

3. Маркетинг. Помните про конкуренцию с Goods, Wildberries, Ozon? Понимаете их маркетинговые бюджеты?

И, в конце концов, подумайте еще раз: вам это точно надо?

Вы же не думаете, что маркетплейс принесет прибыль в течение нескольких месяцев работы? К сожалению, так не бывает. Потребуется время и годы усилий, прежде чем ваш проект станет успешным.

Ни в коем случае не отговариваю вас создавать свой маркетплейс, но хочу, чтоб компании подходили к этому со всей ответственностью и пониманием тех сложностей, с которыми придется столкнуться.

И да, я искренне считаю, что модель маркетплейса подходит не всем. Не стоит оценивать маркетплейс как отдельную бизнес-единицу. Компания должна созреть к созданию маркетплейса, ведь это скорее “турбина” - если у собственника уже есть проект, связанный с онлайн-торговлей (или он только собирается выходить в онлайн), то маркетплейс даст большой приток трафика, новых клиентов, а также проверит на прочность всю систему процессов.

Также советуем вам почитать кейс о том, как создавался маркетплейс для Leroy Merlin.

Материал по теме

Закон о маркетплейсах готов к рассмотрению правительства

Материал по теме

Диалог с покупателем: как ответы на отзывы формируют репутацию бренда

Материал по теме

Как продавать с помощью YouTube канала: пошаговый план

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Скидки на маркетплейсах теряют доверие: более половины россиян сомневаются в выгоде

Более половины россиян не верят в реальность скидок на маркетплейсах, показало исследование A2:Research. Лишь 2,1% покупателей сразу совершают покупку под влиянием акции, а 36,5% не чувствуют существенной э...

Gen Z предпочитает осознанные покупки импульсивным?

Новое исследование Snapchat и Portas Agency опровергает стереотип о том, что поколение Z склонно к спонтанным тратам. Согласно опросу более 2000 представителей этой возрастной группы в Великобритании, 95% р...

Юные пользователи сервисов доставки: дети осваивают онлайн-заказы с дошкольного возраста

Современные дети начинают пользоваться сервисами доставки еды значительно раньше, чем предыдущее поколение. Как показало исследование сервиса доставки еды "Чиббис", проведённое в мае 2025 года, 53% родителе...

Рынок экспресс-доставки растет: главные тренды и цифры 2025 года

Объем срочных отправлений в России в 2025 году значительно вырос, показало совместное исследование "Сравни" и СДЭК. При этом ключевым критерием выбора сервиса для 57% клиентов остается не скорость, а надежн...

Онлайн-продажи лекарств в России: скромная доля, но бурный рост

Аналитики RNC Pharma подсчитали, сколько россияне тратят на лекарства в интернете. По данным за январь–май 2025 года, на онлайн-аптеки с доставкой пришлось всего 1,1% всего фармрынка. Но если три года назад...

Ситилинк удвоил сеть партнерских ПВЗ

Ситилинк за полгода увеличил партнерскую сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) до 20 000 точек – в два раза больше, чем в начале года. География доставки охватывает 2700 населенных пунктов, включая отдаленные р...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.