Почему стоит подумать дважды, прежде чем создавать свой маркетплейс?

Игорь Бахарев

E-commerce во всем мире развивается быстрее, чем любые другие рынки. А в самом e-commerce лидерами становятся маркетплейсы. Но часто компании, желающие создать свой маркетплейс, не до конца понимают, с чем им придется столкнуться. Не все готовы к этой модели, да и далеко не всем она нужна. СЕО компании Scallium Андрей Павленко поделился с нами рекомендациями и советами - почему стоит подумать дважды, прежде чем создавать свой маркетплейс. 

Нужно понимать, что маркетплейс - это не просто разработка витрины. Витрина - это только вершина айсберга. Гораздо сложнее построить бэк-офис маркетплейса, реализовать всю техническую архитектуру и выстроить бизнес-ландшафт с процессами. Задайте себе вопросы:

Какая бизнес-модель моего маркетплейса?

Какие бизнес-процессы ее реализуют?

Как это все будет работать? Какие технические решения будут лежать в ландшафте?

Какой функционал первичен? Какие интеграции?

Маркетплейс с базовыми, но достаточными для запуска, элементами архитектурного ландшафта можно изобразить такой схемой:


Это классическая модель IT-решения:

● MMS - Marketplace Management System - основная система управления маркетплейсом, которая включает в себя настройки ролей (мерчанты, контент-менеджеры и пр) и бизнес-процессов, мониторинг, статистику и т.д;

● PIM - Product Information Management - этот класс продуктов предназначен для управления контентом и оптимизации операционных расходов на контент-менеджмент;

● MAS - Merchant Administration System - мерчант-портал, система для автоматизации работы с поставщиками (мерчантами), их контентом и процессами;

● OMS - Order Management System - этот модуль обеспечивает контроль заказов от создания до закрытия. Иными словами, работа с заказами в едином окне.

● Биллинг - система сквозного финансового учета, баланса, выплат участникам системы и сбора финансовой статистики.

● R&A - Reporting and Analytics - модуль, который обеспечивает отчетность, мониторинг и общую аналитику по платформе.

В идеальном маркетплейсе все это комплекс, который эффективно решает задачи, связанные с производительностью системы, ее участников, нагрузкой, масштабируемостью и скоростью. Система должна решать бизнес-задачи в комплексе. Но часто бывает, что бизнесу все эти модули маркетплейса не нужны. Возможно, нужна только система работы с товарным контентом (PIM) с выводом данных в мультиканал или любой другой модуль, и нет смысла разрабатывать все остальное. Самое главное при разработке маркетплейса - решение должно иметь возможность дополняться в будущем, ведь через год ситуация для вашего бизнеса может измениться, и потребуется реализовать такие процессы, которые ранее у вас даже не предусматривались.

Обязательно продумайте, какие интеграции будут необходимы (перед началом разработки!) - CRM, учетные системы, витрина, интеграции с логистическими службами и так далее. Как пример:

Clip2net_200707232525.png

И дальше нужно подумать о команде.

В построении команды для разработки маркетплейса нет чего-то специфического. Действия те же, что и при любой другой разработке. IТ-команды от 3 до 9 человек, в классике 2 back-end, 2 front-end, 3 QA. Количество команд зависит от блоков, которые будут в маркетплейсе (PIM, MAS, OMS).

Однако знание доменной области важнее состава команды и количества сотрудников. В первую очередь, понимание должно быть у вашего Product Owner. Иначе какая бы у вас ни была замечательная и дорогая команда разработки, продукт в итоге может оказаться нерабочим.

Когда компании планируют разработку собственного маркетплейса, они часто полагаются на бюджет собственно разработки. И забывают учитывать стоимость операционной команды. Ее, как правило, подключают на завершающем этапе:

Clip2net_200707232748.png

Трезво оцените сроки создания MVP( минимально жизнеспособный продукт). Если описать этапы разработки маркетплейса в целом:

Исследование и анализ

Анализ текущего рынка, изучение спроса и изучение услуг конкурентов. Это можно сделать самостоятельно или вместе с опытным бизнес-аналитиком. Помощь консультанта даст вам детальные требования к проекту, которые станут хорошей отправной точкой для разработки.

UX и UI дизайн платформы

Эта работа заключается в том, чтобы пользователям было удобно работать на площадке (тут, мы в первую очередь, говорим про ваших мерчантов - им должно быть удобно на платформе).

Разработка интерфейса

Основная часть работы, сроки которой можно посчитать только из учета задач и функциональности проекта, выбранного технологического стека, размера команды и пр.

QA и исправление багов

Процессы разработки и контроля качества должны выполняться одновременно. QA-инженер охватывает максимум возможных сценариев использования, гарантируя, что пользователи не столкнутся с неожиданной проблемой во время использования платформы.

Начать с малого - это нормально, при условии, что вы подумали о дальнейшей масштабируемости. Однако, не стоит рассматривать MVP слишком буквально, как действительно самый минимум - не нужно выпускать “сырой” продукт. Да, важно сосредоточиться на основной функциональности, но не менее важно, чтоб продукт был удобен. Иными словами, MVP не может быть черновиком, маркетплейс должен быть настроен, прежде чем показать его миру.

Подчеркну, что с созданием MVP маркетплейса проект не заканчивается. Параллельно разработке необходимо запускать операционную команду и создавать инфраструктуру. А также готовить маркетинг, так как любому новому маркетплейсу придется конкурировать с гигантами типа Goods, Wildberries, Ozon и др.

Когда задача сформулирована, самое время посчитать бюджет. При разработке маркетплейса с нуля он состоит из 3 больших блоков:

1. Оплата команды разработчиков;

2. Операционная часть - обеспечение офиса, персонал, который будет обслуживать маркетплейс и др.

3. Маркетинг. Помните про конкуренцию с Goods, Wildberries, Ozon? Понимаете их маркетинговые бюджеты?

И, в конце концов, подумайте еще раз: вам это точно надо?

Вы же не думаете, что маркетплейс принесет прибыль в течение нескольких месяцев работы? К сожалению, так не бывает. Потребуется время и годы усилий, прежде чем ваш проект станет успешным.

Ни в коем случае не отговариваю вас создавать свой маркетплейс, но хочу, чтоб компании подходили к этому со всей ответственностью и пониманием тех сложностей, с которыми придется столкнуться.

И да, я искренне считаю, что модель маркетплейса подходит не всем. Не стоит оценивать маркетплейс как отдельную бизнес-единицу. Компания должна созреть к созданию маркетплейса, ведь это скорее “турбина” - если у собственника уже есть проект, связанный с онлайн-торговлей (или он только собирается выходить в онлайн), то маркетплейс даст большой приток трафика, новых клиентов, а также проверит на прочность всю систему процессов.

Также советуем вам почитать кейс о том, как создавался маркетплейс для Leroy Merlin.

Материал по теме

Селлеры пожаловались на экстремистов

Материал по теме

Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах

Материал по теме

Как неудачный UX лишает интернет-магазин прибыли: примеры и советы

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Селлеры пожаловались на экстремистов

В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяе...

"Яндекс" обойдётся без людей

ООО "Яндекс" зарегистрировало новый товарный знак "Товар без человека". Согласно данным Роспатента, бренд охватывает 17 классов Международной классификации товаров и услуг, включая оборудование, роботов, бе...

Ozon готовится выйти на рынок Туркменистана

Ozon активно изучает возможность выхода на туркменский рынок. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Кристина Топалова в рамках международной выставки "Türkmentel-2024" в Ашхабаде. Ozon, один из к...

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема он...

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Согласно совместному исследованию МТС Банка и сервиса Ozon Fresh, россияне стали значительно чаще заказывать готовую еду на дом. В октябре 2024 года количество заказов из ресторанов и кафе выросло на 11% по...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.