Обратная сторона аутсорсинга. Чего не говорят в рекламе

Игорь Бахарев
autsorsing Настало время рассказать не только сладкие новости о сфере электронной коммерции и интернет-магазинах. Как на счет того, чтобы развеять все мечты начинающих магазинщиков о том, что заработать свой первый миллион можно просто сдав свой интернет-магазин на аутсорсинг сторонней компании? «Наши call-центры, менеджеры, служба доставки – все механизмы отлажены и работают как часы. Мы знаем, как нужно продавать». Знакомые слова? Как насчет того, чтобы посмотреть на обратную сторону этой блестящей медали? Редактору E-pepper.ru удалось пообщаться с одним из действующих работников одной из компаний, представляющей услуги аутсорсинга на рынке интернет-магазинов. То, что нам удалось узнать, в ходе разговора отличается от того, что рекламируют такие компании. Надеемся, данная статья будет полезна тем, решил сдать один из бизнес-процессов на аутсорсинг. Ниже представлена краткая и немного отредактированная переписка с сотрудником аутсорсинговой компании. - Привет, расскажи, пожалуйста, как попал в отрасль аутсорсинга? Что подвигло или стимулировало? - С данной сферой я столкнулся почти сразу, когда закончил университет. По образованию я экономист, закончил университет, и пришло время искать работу. Раз образование экономическое, то решил себя попробовать в сфере интернет-услуг. Почти сразу мне удалось попасть в компанию, которая занималась рекламой сайтов в интернете. Там, проработав оптимизатором около полугода, понял основы интернет-рынка, продвижения и всего такого прочего. Хотя раньше вообще об этом слыхом не слыхивал, несмотря на базовые знания по html. Спустя какое-то время решил подыскать другую работу. Сфера интернет-маркетинга меня очень увлекала и манила, много читал статьи и толковые зарубежные публикации, особенно нравилось сео, маркетинговое продвижение, SMM, и все с этим связанное, поэтому быстро нашел открытую вакансию на должность менеджера по работе с клиентами в компании, занимающейся аутсорсинг-услугами. Как потом стало ясно, вакансия просто была быстротекучей. - Имел понятие, с чем тебе придется работать? Как происходил отбор кандидатов на должность менеджера? На какую должность тебя взяли? Что входило в твои обязанности? - Я знал что компания работает с интернет-магазинами и думал, что мне придется продвигать сайты интернет-магазинов (сео, контекст и пр.). Поначалу, мне давали похожие задания. Также мне давали проанализировать стратегии увеличения заказов, количества клиентов и прочего. Но эта инфа была из паблика, ничего нового и интересного я там не нашел. Спустя месяц, меня взяли на должность интернет-маркетолога аутсорсиноговой компании. Моей радости не было предела. Еще бы – работа в набирающей обороты компании, заманчивые перспективы. В мои обязанности входило: сео, контекстная реклама, работа с партнёрами, написание текстов, руководство фрилансерами и подрядчиками. Довольно широкий круг обязанностей для одного человека. Но, ничего – старался. Также напрягали всякими левыми проектами, никак не связанными с конторой. Одним из наиболее ярких примеров был такой – руководство компании в своих тесных кругах приняло решение открыть свой интернет-магазин. Как дополнительный вид бизнеса. Всё бы ничего – здоровая идея. Но как ты думаешь, откуда были взяты базы поставщиков, статистика заказов, почти готовая и наглядная маркетинговая информация? Конечно же - от имеющихся клиентов. Причем, не стесняясь передрали всю схему и почти все бизнес-процессы. Решили просто не париться и сделали по накатанной. В их цифры о выручке и прибыли я не вдавался, но уверен, что всё нормально. Прикольно, да? Пришел интернет-магазин за помощью, а в итоге получил конкурента, равного по силе самому себе. Представь... - Ничего прикольного. Бизнес по-русски. - Да какой бизнес? Руководство преподнесло этот магазин себе как «презент за сложную и напряженную работу с клиентами», не ударив при этом палец о палец. Все делали менеджеры, хотя и делать то абсолютно ничего не надо - поставщики есть, помещения под склады есть, операторы и менеджеры тоже есть. Двинуть контекст и сео - вопрос денег, которые есть. Причем услуги на всё это оформили от имени другой компании и сдали себе же на аутсорсинг. На самом деле, то, что открыли интернет-магазин на базе клиентского - ничего удивительного. Это только единственный известный мне случай. А ведь открыть может кто угодно – никакой конфиденциальности информации на самом деле нет, как и грифов «для служебного пользования». Информация, которую владельцы магазинов берегут как святыню, лежит свободно на столах и обсуждается в курилках. А ведь на ней завязан чей-то, пусть и не крупный, но бизнес… - Теперь уже я скажу прикольно… - Да. На таких вот «приколах» вообще много чего завязано. Например, в обязаловку у менеджеров входит вранье будущим партнерам о том, что у сайта компании огромная посещалка, что в рассылке более 30 тыс. подписчиков, что обслуживается нереальное количество магазинов, что штат больше 100 сотрудников... Честно – я врать вообще не люблю. Особенно ради кого-то. А компании партнёрские хорошие были. Современные, со здравым и мыслящим руководством, не боящиеся вкладывать деньги в техническую часть и создающие реально полезный продукт для людей. И таким приходилось по телефону врать, что у них всё будет еще лучше. Всё построено на лжи. - А сами процессы аутсорсинга? Каким образом это происходит? Кто сидит на телефонах? Кто отвечает за курьерскую доставку? Какие то специально обученные сотрудники или люди с улицы? Существуют ли какие схемы или стратегии их работы? В чьих руках самое ценное - клиенты интернет-магазинов? - Курьеры были партнёрские, своих нет и с таким подходом их просто не будет. Хотя в интернете позиционировалось, что есть и свои курьеры и свой склад и прочее. На телефонах сидят девчонки. Обучение проходят, но оно так себе. Никаких там стратегий и секретов продаж и психологического настроя и прочей маркетинговой мути, направленной на продажи. Регламент отдела почитали и все. Когда интернет-магазинов прибавилось, вообще стали на это закрывать глаза. Ну представь – на каждом операторе минимум по 10 магазинов. Да, большая часть информации забита в компьютере, но всё равно, оператор (если он настоящий оператор) должен с закрытыми глазами ориентироваться в ассортименте и продукции. А тут таких магазинов 10. Забыл. Есть аттестации. Обязательные. Сотрудников собеседуют, работа ведется по схеме, но если человек не умеет продавать не умеет общаться с клиентом и, самое главное, если он не мотивирован, то тут никакие схемы, "что куда забить и что как сказать" не помогут. Магазины (клиенты) прибавляются, а обслуживающих их персонал нет. Очень много сотрудников, кто стоял у истоков уволились, а это были действительно специалисты своего дела. А немотивированных, из-за высоких нагрузок и прочего, становится всё больше и больше. И получается палка с двумя концами – что делает человек, работающий с информацией, на которой зарабатываются деньги, но который не имеет к ним доступа и не удовлетворен своей жизнью? Правильно – начинает ее использовать для себя. Я не слышал про конкретные случаи, но не удивлюсь, если у кого-то конкурентом в нише окажется интернет-магазин, открытый бывшим сотрудником аутсорсинговой компании. - Всё ясно. Расскажи о клиентах компании. Кто они? Есть ли они вообще? - Это интересный момент. Согласно установленной «политики конфиденциальности» компания не имеет право разглашать названия этих компаний, поэтому и не показывает, с кем работает. Всё проще – не показывают потому, что среди клиентов лишь мелкие интернет-магазины. Не поверишь, но нет даже ни одного среднячка в базе. У последних хватает ума и средств нанять одного человека в офис и платить ему за конкретную работу, которую можно проверить, а не отдаваться в руки какой-то компании. А мелкие шопы охотно идут – видимо из головы не выходит мысль о ничего не делании и питье пино-калады. - Понятен твой настрой. Последний вопрос – стоит или не стоит прибегать к услугам аутсорсинговых компаний «от и до»? - Мое мнение – просто смысла нет. Любой этап или процесс, который входит в деятельность интернет-магазина можно отладить и выстроить самому. Взять эти же звонки – что мешает посадить в офис сотрудника, в обязанность которого будет также входить и прием и консультирование по телефону? Не можете себе этого позволить? Встает вопрос, а можете ли вы себе позволить заниматься бизнесом? Доставка? Что мешает напрямую заключать договоры на обслуживание, не ограничиваясь списком партнеров аутсорсинговой компании? И так можно логически объяснить каждый из пунктов. - Понятно. Спасибо большое, получилась очень продуктивная беседа. - И тебе спасибо, надеюсь, информация будет полезной для ваших читателей.
Материал по теме

Мегамаркет открыл мотосезон

Материал по теме

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

Материал по теме

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.