Масштабирование VS Сокращение затрат: какую сторону выбрать компаниям eCommerce?

Игорь Бахарев

Процесс доставки товара является одним из ключевых в eCommerce. Почему и как предприниматели в 2024 будут сокращать свои расходы с помощью оптимизации логистики? Cвоим мнением поделился генеральный директор IT-компании "Логистические программы" (разработчик платформы по управлению логистикой ШЕДЕКС) Роман Кистанов.

В октябре 2023 года компания Актион Финансы провела исследование на предмет сокращения затрат в 2024 году. Выяснилось, что около 60% компаний в 2024 году планируют сократить расходы на логистику в 2024 году. Треть из них намерены оптимизировать загрузку транспорта и сократить количество используемых машин либо пересмотреть логистические маршруты.

Тратить меньше и зарабатывать больше - естественный тренд бизнеса любой сферы. Но если еще несколько лет назад компании активно инвестировали деньги в свои бизнес-процессы, рассчитывая на прибыль и масштабирование, то все шоковые события последних лет заставили пересмотреть эту картину. Сегодня все больше предпринимателей и руководителей переходит в режим энергосбережения - приоритетом номер один становится "главное - не потерять то, что есть".

Период турбулентности, нестабильности и кризиса - эти слова уже стали клише в медиапространстве. И надо отдать должное - российский бизнес всегда с честью и достоинством выходил из самых непростых ситуаций. Но самого большого успеха добивались те компании, которые ставили на первое место не сохранение того, что есть, а фокусировались на росте и масштабировании своего бизнеса.

Что же касается сферы eCommerce, то, конечно, нельзя отрицать влияния нарушения отлаженных цепочек поставок, ухода большинства зарубежных брендов, необходимости быстро менять привычные бизнес-процессы. Компаниям, действительно, пришлось вливать дополнительные средства только для того, чтобы выжить в этот сложный период. Тем не менее, первопричина тенденции к сокращению затрат совсем не в этом.

На протяжении последних лет мы все чаще слышим такие слова от клиентов ШЕДЕКС из сферы электронной торговли - "хочу сократить затраты на логистику и доставку". И с каждым годом количество этих запросов только растёт. И это неспроста.

Логистика и доставка в этой сфере - один из ключевых бизнес-процессов. Получит ли клиент свой заказ вовремя, насколько ему будет комфортно, насколько он будет доволен - от этих и многих вопросов зависит, будет ли он дальше пользоваться этой компанией или уйдет к конкурентам. А учитывая, что привлечение нового клиента в разы дороже, чем удержание лояльного, качество доставки становится наиболее острой.

Однако в логистике есть ещё много факторов и нюансов, которые стоит учитывать - это логисты и диспетчеры, которые строят маршруты, водители и курьеры, которые по ним ездят и многое другое.

И если мы начнем считать возможные риски и потери, то получим такую картину:

- недовольный клиент, который решил больше не связываться с компанией = недополученная выручка с него + затраты на привлечение новых клиентов.

- неэффективные маршруты = износ транспорта + затраты на топливо.

- водители и курьеры, которые иногда халтурят и хитрят при отсутствии должного контроля - у многих компаний до сих пор нет системы мониторинга, и они понятия не имеют, чем занимаются их водители, соблюдают ли они маршруты = неэффективные траты на оплату труда, топлива.

- работа логиста-диспетчера, который зачастую часами строит маршруты вручную = часы работы, которые можно было бы использовать на другие рабочие задачи.

И если все это сложить, то бизнес получает колоссальную сумму потерь.

Для сферы торговли, особенно региональных и локальных компаний, это особенно ощутимо. Поэтому тенденция к сокращению затрат на логистику не вызывает никаких вопросов - все очевидно.

Задумываясь над этими вопросами, бизнес пытается найти решения, позволяющие оптимизировать процессы.

Их не так уж много:

- Аутсорсинг логистики. Это, безусловно, выход, однако пропадает контроль над качеством доставки, сохранностью груза и своевременностью получения заказа.

- Сокращение автопарка. В этом случае увеличивается нагрузка на используемый транспорт и как следствие - затраты на ремонт и обслуживание, увеличиваются сроки доставки заказов и грузов.

Не всех участников рынка устраивают такие варианты. Поэтому в последние годы приобрело популярность специальное программное обеспечение - маршрутизаторы, системы мониторинга и комплексные системы по управлению логистикой. Бизнес увидел в них потенциал для решения собственных задач. Однако и здесь не обходится без трудностей. Многие предприниматели считают, что внедрение таких инструментов им не по карману и позволить его себе могут только крупные компании. 

Еще несколько лет назад это, действительно, было так - нужен был полноценный IT-отдел и миллионные инвестиции. Сегодня же все обстоит совершенно иначе. На рынке есть выбор решений по оптимизации логистики, которые доступны бизнесу. Но стоит обратить внимание на то, насколько программа способна к решению задач компании и адаптирована к нюансам ведения деятельности.

На сегодняшний день сфера электронной коммерции активно осваивает инструменты оптимизации логистики и этот тренд будет только развиваться дальше. Это связано с тем, что технологические решения позволяют справиться с теми рисками и потерями, с которыми приходится сталкиваться:

- удержание клиентов за счет контроля своевременной доставки, возможности собирать отзывы и оперативно реагировать на негативные ситуации.

- использование оптимальных и выгодных маршрутов, которые сокращают износ транспорта и затраты на топливо.

- контроль водителей и курьеров в режиме онлайн, что позволяет оптимизировать персонал и производительность труда.

- значительное высвобождение трудовых затрат логиста-диспетчера, у которого появляется время на решение других рабочих задач.

- и многое другое.

В заключении стоит отметить, что тенденция к сокращению затрат - естественный процесс. И компании eCommerce - не исключение. В текущих условиях сервисы для оптимизации и управления логистикой, доставки последней мили - надёжное и доступное решение.

 

Материал по теме

Коллапс на границе: голос рынка

Материал по теме

Где хранить, чтобы продавать: как выбрать региональные склады Wildberries и распределить по ним товар

Материал по теме

Фуры в степи: граница с Казахстаном ушла в "долгую загрузку"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Getblogger: половина россиян ждет от блогеров промокоды к распродажам

Российская аудитория все чаще ждет от брендов не просто скидок, а вовлекающих форматов взаимодействия. Исследование Getblogger (входит в МТС AdTech) показало, что во время распродаж больше всего пользовател...

5Post запустил доставку заказа по клику из магазинов

Дочерняя компания X5 5Post запустила доставку заказа по клику из пункта выдачи. Покупатели сервиса 5Post теперь могут вызвать курьера прямо в магазин "Пятёрочка" или "Перекрёсток" после поступления туда зак...

Рейтинг качества доставки в 2025 году

Компания PIM Solutions представила рейтинг лучших предложений по доставке среди крупнейших российских интернет-магазинов. Исследование выявило явных лидеров в сфере логистики и клиентского сервиса. Победу в...

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

В условиях жесткой конкуренции с маркетплейсами "Детский мир" делает ставку на собственную онлайн-платформу, гармоничное сочетание офлайна и eСommerce, а также развитие параллельных направлений - от зоотова...

Потребители проводят больше времени в интернет-магазинах

Российские покупатели стали проводить значительно больше времени в интернете за шопингом. Доля онлайн-покупателей, тратящих на это более четырех часов в неделю, достигла 40,4% в сентябре. С марта показатель...

Россияне готовятся тратить больше в Черную пятницу

Большинство россиян планируют участвовать в распродажах Черной пятницы в этом году. По данным компании Яндекс, 46% потребителей собираются делать покупки, а треть из них намерена потратить больше, чем в 202...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.