Масштабирование VS Сокращение затрат: какую сторону выбрать компаниям eCommerce?

Игорь Бахарев

Процесс доставки товара является одним из ключевых в eCommerce. Почему и как предприниматели в 2024 будут сокращать свои расходы с помощью оптимизации логистики? Cвоим мнением поделился генеральный директор IT-компании "Логистические программы" (разработчик платформы по управлению логистикой ШЕДЕКС) Роман Кистанов.

В октябре 2023 года компания Актион Финансы провела исследование на предмет сокращения затрат в 2024 году. Выяснилось, что около 60% компаний в 2024 году планируют сократить расходы на логистику в 2024 году. Треть из них намерены оптимизировать загрузку транспорта и сократить количество используемых машин либо пересмотреть логистические маршруты.

Тратить меньше и зарабатывать больше - естественный тренд бизнеса любой сферы. Но если еще несколько лет назад компании активно инвестировали деньги в свои бизнес-процессы, рассчитывая на прибыль и масштабирование, то все шоковые события последних лет заставили пересмотреть эту картину. Сегодня все больше предпринимателей и руководителей переходит в режим энергосбережения - приоритетом номер один становится "главное - не потерять то, что есть".

Период турбулентности, нестабильности и кризиса - эти слова уже стали клише в медиапространстве. И надо отдать должное - российский бизнес всегда с честью и достоинством выходил из самых непростых ситуаций. Но самого большого успеха добивались те компании, которые ставили на первое место не сохранение того, что есть, а фокусировались на росте и масштабировании своего бизнеса.

Что же касается сферы eCommerce, то, конечно, нельзя отрицать влияния нарушения отлаженных цепочек поставок, ухода большинства зарубежных брендов, необходимости быстро менять привычные бизнес-процессы. Компаниям, действительно, пришлось вливать дополнительные средства только для того, чтобы выжить в этот сложный период. Тем не менее, первопричина тенденции к сокращению затрат совсем не в этом.

На протяжении последних лет мы все чаще слышим такие слова от клиентов ШЕДЕКС из сферы электронной торговли - "хочу сократить затраты на логистику и доставку". И с каждым годом количество этих запросов только растёт. И это неспроста.

Логистика и доставка в этой сфере - один из ключевых бизнес-процессов. Получит ли клиент свой заказ вовремя, насколько ему будет комфортно, насколько он будет доволен - от этих и многих вопросов зависит, будет ли он дальше пользоваться этой компанией или уйдет к конкурентам. А учитывая, что привлечение нового клиента в разы дороже, чем удержание лояльного, качество доставки становится наиболее острой.

Однако в логистике есть ещё много факторов и нюансов, которые стоит учитывать - это логисты и диспетчеры, которые строят маршруты, водители и курьеры, которые по ним ездят и многое другое.

И если мы начнем считать возможные риски и потери, то получим такую картину:

- недовольный клиент, который решил больше не связываться с компанией = недополученная выручка с него + затраты на привлечение новых клиентов.

- неэффективные маршруты = износ транспорта + затраты на топливо.

- водители и курьеры, которые иногда халтурят и хитрят при отсутствии должного контроля - у многих компаний до сих пор нет системы мониторинга, и они понятия не имеют, чем занимаются их водители, соблюдают ли они маршруты = неэффективные траты на оплату труда, топлива.

- работа логиста-диспетчера, который зачастую часами строит маршруты вручную = часы работы, которые можно было бы использовать на другие рабочие задачи.

И если все это сложить, то бизнес получает колоссальную сумму потерь.

Для сферы торговли, особенно региональных и локальных компаний, это особенно ощутимо. Поэтому тенденция к сокращению затрат на логистику не вызывает никаких вопросов - все очевидно.

Задумываясь над этими вопросами, бизнес пытается найти решения, позволяющие оптимизировать процессы.

Их не так уж много:

- Аутсорсинг логистики. Это, безусловно, выход, однако пропадает контроль над качеством доставки, сохранностью груза и своевременностью получения заказа.

- Сокращение автопарка. В этом случае увеличивается нагрузка на используемый транспорт и как следствие - затраты на ремонт и обслуживание, увеличиваются сроки доставки заказов и грузов.

Не всех участников рынка устраивают такие варианты. Поэтому в последние годы приобрело популярность специальное программное обеспечение - маршрутизаторы, системы мониторинга и комплексные системы по управлению логистикой. Бизнес увидел в них потенциал для решения собственных задач. Однако и здесь не обходится без трудностей. Многие предприниматели считают, что внедрение таких инструментов им не по карману и позволить его себе могут только крупные компании. 

Еще несколько лет назад это, действительно, было так - нужен был полноценный IT-отдел и миллионные инвестиции. Сегодня же все обстоит совершенно иначе. На рынке есть выбор решений по оптимизации логистики, которые доступны бизнесу. Но стоит обратить внимание на то, насколько программа способна к решению задач компании и адаптирована к нюансам ведения деятельности.

На сегодняшний день сфера электронной коммерции активно осваивает инструменты оптимизации логистики и этот тренд будет только развиваться дальше. Это связано с тем, что технологические решения позволяют справиться с теми рисками и потерями, с которыми приходится сталкиваться:

- удержание клиентов за счет контроля своевременной доставки, возможности собирать отзывы и оперативно реагировать на негативные ситуации.

- использование оптимальных и выгодных маршрутов, которые сокращают износ транспорта и затраты на топливо.

- контроль водителей и курьеров в режиме онлайн, что позволяет оптимизировать персонал и производительность труда.

- значительное высвобождение трудовых затрат логиста-диспетчера, у которого появляется время на решение других рабочих задач.

- и многое другое.

В заключении стоит отметить, что тенденция к сокращению затрат - естественный процесс. И компании eCommerce - не исключение. В текущих условиях сервисы для оптимизации и управления логистикой, доставки последней мили - надёжное и доступное решение.

 

Материал по теме

Онлайн-ретейл за пять лет увеличил складские площади в семь раз и догнал офлайн

Материал по теме

Курьерские службы под контролем: власти обсуждают единый реестр

Материал по теме

Глобальные тенденции возвратов в eCommerce: вызовы и решения

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Скидки на маркетплейсах теряют доверие: более половины россиян сомневаются в выгоде

Более половины россиян не верят в реальность скидок на маркетплейсах, показало исследование A2:Research. Лишь 2,1% покупателей сразу совершают покупку под влиянием акции, а 36,5% не чувствуют существенной э...

Gen Z предпочитает осознанные покупки импульсивным?

Новое исследование Snapchat и Portas Agency опровергает стереотип о том, что поколение Z склонно к спонтанным тратам. Согласно опросу более 2000 представителей этой возрастной группы в Великобритании, 95% р...

Юные пользователи сервисов доставки: дети осваивают онлайн-заказы с дошкольного возраста

Современные дети начинают пользоваться сервисами доставки еды значительно раньше, чем предыдущее поколение. Как показало исследование сервиса доставки еды "Чиббис", проведённое в мае 2025 года, 53% родителе...

Рынок экспресс-доставки растет: главные тренды и цифры 2025 года

Объем срочных отправлений в России в 2025 году значительно вырос, показало совместное исследование "Сравни" и СДЭК. При этом ключевым критерием выбора сервиса для 57% клиентов остается не скорость, а надежн...

Онлайн-продажи лекарств в России: скромная доля, но бурный рост

Аналитики RNC Pharma подсчитали, сколько россияне тратят на лекарства в интернете. По данным за январь–май 2025 года, на онлайн-аптеки с доставкой пришлось всего 1,1% всего фармрынка. Но если три года назад...

Ситилинк удвоил сеть партнерских ПВЗ

Ситилинк за полгода увеличил партнерскую сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) до 20 000 точек – в два раза больше, чем в начале года. География доставки охватывает 2700 населенных пунктов, включая отдаленные р...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.