Масштабирование VS Сокращение затрат: какую сторону выбрать компаниям eCommerce?

Игорь Бахарев

Процесс доставки товара является одним из ключевых в eCommerce. Почему и как предприниматели в 2024 будут сокращать свои расходы с помощью оптимизации логистики? Cвоим мнением поделился генеральный директор IT-компании "Логистические программы" (разработчик платформы по управлению логистикой ШЕДЕКС) Роман Кистанов.

В октябре 2023 года компания Актион Финансы провела исследование на предмет сокращения затрат в 2024 году. Выяснилось, что около 60% компаний в 2024 году планируют сократить расходы на логистику в 2024 году. Треть из них намерены оптимизировать загрузку транспорта и сократить количество используемых машин либо пересмотреть логистические маршруты.

Тратить меньше и зарабатывать больше - естественный тренд бизнеса любой сферы. Но если еще несколько лет назад компании активно инвестировали деньги в свои бизнес-процессы, рассчитывая на прибыль и масштабирование, то все шоковые события последних лет заставили пересмотреть эту картину. Сегодня все больше предпринимателей и руководителей переходит в режим энергосбережения - приоритетом номер один становится "главное - не потерять то, что есть".

Период турбулентности, нестабильности и кризиса - эти слова уже стали клише в медиапространстве. И надо отдать должное - российский бизнес всегда с честью и достоинством выходил из самых непростых ситуаций. Но самого большого успеха добивались те компании, которые ставили на первое место не сохранение того, что есть, а фокусировались на росте и масштабировании своего бизнеса.

Что же касается сферы eCommerce, то, конечно, нельзя отрицать влияния нарушения отлаженных цепочек поставок, ухода большинства зарубежных брендов, необходимости быстро менять привычные бизнес-процессы. Компаниям, действительно, пришлось вливать дополнительные средства только для того, чтобы выжить в этот сложный период. Тем не менее, первопричина тенденции к сокращению затрат совсем не в этом.

На протяжении последних лет мы все чаще слышим такие слова от клиентов ШЕДЕКС из сферы электронной торговли - "хочу сократить затраты на логистику и доставку". И с каждым годом количество этих запросов только растёт. И это неспроста.

Логистика и доставка в этой сфере - один из ключевых бизнес-процессов. Получит ли клиент свой заказ вовремя, насколько ему будет комфортно, насколько он будет доволен - от этих и многих вопросов зависит, будет ли он дальше пользоваться этой компанией или уйдет к конкурентам. А учитывая, что привлечение нового клиента в разы дороже, чем удержание лояльного, качество доставки становится наиболее острой.

Однако в логистике есть ещё много факторов и нюансов, которые стоит учитывать - это логисты и диспетчеры, которые строят маршруты, водители и курьеры, которые по ним ездят и многое другое.

И если мы начнем считать возможные риски и потери, то получим такую картину:

- недовольный клиент, который решил больше не связываться с компанией = недополученная выручка с него + затраты на привлечение новых клиентов.

- неэффективные маршруты = износ транспорта + затраты на топливо.

- водители и курьеры, которые иногда халтурят и хитрят при отсутствии должного контроля - у многих компаний до сих пор нет системы мониторинга, и они понятия не имеют, чем занимаются их водители, соблюдают ли они маршруты = неэффективные траты на оплату труда, топлива.

- работа логиста-диспетчера, который зачастую часами строит маршруты вручную = часы работы, которые можно было бы использовать на другие рабочие задачи.

И если все это сложить, то бизнес получает колоссальную сумму потерь.

Для сферы торговли, особенно региональных и локальных компаний, это особенно ощутимо. Поэтому тенденция к сокращению затрат на логистику не вызывает никаких вопросов - все очевидно.

Задумываясь над этими вопросами, бизнес пытается найти решения, позволяющие оптимизировать процессы.

Их не так уж много:

- Аутсорсинг логистики. Это, безусловно, выход, однако пропадает контроль над качеством доставки, сохранностью груза и своевременностью получения заказа.

- Сокращение автопарка. В этом случае увеличивается нагрузка на используемый транспорт и как следствие - затраты на ремонт и обслуживание, увеличиваются сроки доставки заказов и грузов.

Не всех участников рынка устраивают такие варианты. Поэтому в последние годы приобрело популярность специальное программное обеспечение - маршрутизаторы, системы мониторинга и комплексные системы по управлению логистикой. Бизнес увидел в них потенциал для решения собственных задач. Однако и здесь не обходится без трудностей. Многие предприниматели считают, что внедрение таких инструментов им не по карману и позволить его себе могут только крупные компании. 

Еще несколько лет назад это, действительно, было так - нужен был полноценный IT-отдел и миллионные инвестиции. Сегодня же все обстоит совершенно иначе. На рынке есть выбор решений по оптимизации логистики, которые доступны бизнесу. Но стоит обратить внимание на то, насколько программа способна к решению задач компании и адаптирована к нюансам ведения деятельности.

На сегодняшний день сфера электронной коммерции активно осваивает инструменты оптимизации логистики и этот тренд будет только развиваться дальше. Это связано с тем, что технологические решения позволяют справиться с теми рисками и потерями, с которыми приходится сталкиваться:

- удержание клиентов за счет контроля своевременной доставки, возможности собирать отзывы и оперативно реагировать на негативные ситуации.

- использование оптимальных и выгодных маршрутов, которые сокращают износ транспорта и затраты на топливо.

- контроль водителей и курьеров в режиме онлайн, что позволяет оптимизировать персонал и производительность труда.

- значительное высвобождение трудовых затрат логиста-диспетчера, у которого появляется время на решение других рабочих задач.

- и многое другое.

В заключении стоит отметить, что тенденция к сокращению затрат - естественный процесс. И компании eCommerce - не исключение. В текущих условиях сервисы для оптимизации и управления логистикой, доставки последней мили - надёжное и доступное решение.

 

Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть в Московской области

Материал по теме

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Материал по теме

Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Почти два из трех россиян стали активными пользователями маркетплейсов

Согласно данным, представленным президентом Ассоциации развития интерактивной рекламы Борисом Омельницким на выставке "Реклама-2024", онлайн-торговля в России демонстрирует впечатляющий рост. Омельни...

В ожидании распродаж: чего ждёт рынок от "горячего сезона"?

Российские онлайн-ритейлеры готовятся к ноябрьским распродажам на фоне ожиданий осторожного спроса и ужесточившихся условий кредитования. Традиционно первая волна серьёзных распродаж ожидается 11 ноября, в ...

Законопроект об обязательном страховании курьеров: первая реакция рынка

Госдума готовится рассмотреть законопроект, обязывающий курьеров, особенно тех, кто использует электросамокаты и велосипеды с моторами, страховать свою гражданскую ответственность. Инициаторы уверены, что э...

"Крошка Картошка" запустила собственное мобильное приложение

Сеть кафе "Крошка Картошка" объявила о запуске мобильного приложения. Оно уже доступно для скачивания на устройствах iOS и Android. В приложении пользователи могут оформить самовывоз, сделать заказ с доста...

Эксперты электронной торговли обсудят геймификацию в управлении лояльностью на митапе "Ecom и Вино" в Москве

Пятый митап "Ecom и Вино" пройдет 8 ноября в Москве, в офисе компании AGIMA. Главная тема - геймификация в управлении лояльностью. На встрече Ecom-директора крупных торговых сетей обсудят, как геймифи...

Ozon убирает возможность оплачивать товары при получении

С ноября Ozon отменяет возможность оплаты при получении для большинства товаров в пунктах выдачи, за исключением одежды, обуви и аксессуаров. Решение оставить постоплату только для этих категорий объясняетс...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.