Маркетплейсы ответят за отсутствие маркировки
Игорь Бахарев
С 1 сентября правительство планирует включить маркетплейсы в торговый оборот и ввести для них ответственность за продажу контрафактных товаров. Министерство промышленности и торговли уже разработало соответствующий проект постановления.
Эта инициатива распространяется на все товары, которые обязаны быть маркированы, но маркировки не имеют. С начала этого года регулятор установил такое правило для товаров легкой промышленности, таких как пальто, плащи, куртки и т.д. Начиная с сентября, правила онлайн-торговли распространяются на все маркированные товары - от обуви и фототехники до шин, парфюмерии, молочных продуктов и упакованной воды.
По новым правилам, маркетплейсы должны будут предоставлять данные о продаже маркированных товаров в систему "Честный знак" и контролировать соблюдение требований к маркировке продавцами на платформе. Если маркетплейс нарушает этот порядок, то он может быть оштрафован на сумму до 300 000 рублей.
Этот штраф может быть наложен после проверки контрольными органами. Поводом для такой проверки может стать жалоба покупателя, рассказал глава "Общественной потребительской инициативы" (ОПИ) Олег Павлов.
Ранее некоторые маркетплейсы утверждали, что они не участвуют в продаже товаров, а только предоставляют логистические услуги. Однако сам Минпромторг считает, что это лишь отговорки. Площадки предоставляют услуги складского хранения и подготовки товаров к продаже, получают деньги и доставляют товар к покупателю, следовательно, они и должны нести ответственность за контрафкат как и любой участник торговли.
Мнение участников рынка:
В Wildberries согласны с законопроектом. "Сейчас компания самостоятельно применяет меры против появления на площадке сомнительной продукции и поддерживает различные инициативы, в том числе предложение Минпромторга", - говорит представитель площадки.
В Ozon напоминают, что проверяют карточки товаров вручную и с помощью моделей машинного обучения, а также использует нейросети и изучает отзывы клиентов.
"Яндекс.Маркет" также адаптировал свои процессы для выявления подделок. Например, за последние три месяца компания обнаружила около 500 продавцов с контрафактной продукцией.
Весной маркетплейсы объявили, что со второго квартала начнут блокировать продавцов нелегальных товаров, занося их в "Чёрный список" недобросовестных поставщиков. Каждая площадка будет иметь доступ к этому списку и сможет оперативно блокировать нарушителей. Впрочем, новостей об инициативе с тех пор не было. Интересно, что летом прошлого года крупные российские маркетплейсы (Wb, Ozon, Я.Маркет) уже говорили, что создали "Чёрный список", который поможет борьбе с нелегальной продукцией. Туда вносятся данные о случаях размещения контрафакта, информация о продавце таких товаров, а также сведения из документов, подтверждающих нарушение. И тогда тоже выдвигалась идея о то, что сначала нарушителя блокируют на три месяца, а потом навсегда на всех площадках. И про эту инициативу ничего не слышно.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте