LOGO

Кто станет российским Amazon?

Игорь Бахарев
03 Сентября 2019, в 11:17, в Новости e-commerce, в сюжете: маркетплейс, аналитика

Все маркетплейсы хотят стать отечественным Amazon — площадкой, которой по умолчанию пользуются потребители для поиска любого товара. Причем важно стать не просто известным брендом, а именем нарицательным. В каком-то смысле нарицательным уже стало название AliExpress, правда ассоциируется оно в основном с китайским дешевым и не всегда качественным ширпотребом. А маркетплейсы хотят быть тем местом, куда пользователи будут идти за любым товаром в первую очередь. Генеральный директор Content Hub Денис Гусаров рассуждает о том, у кого это может получится.

Первые попытки

Российские площадки понимают, что без трансграничной торговли западными товарами, они будут неполноценными. Далеко не все, что нужно российскому покупателю, официально импортируется в страну. Например, американская косметика, электроника или специальная спортивная форма. Естественно, пока площадка не дает возможности заказывать товары из-за рубежа, она не сможет участвовать в гонке за звание российского Amazon. Именно поэтому этим летом трансграничной торговлей занялись Ozon, Юлмарт и Bringly.  

Вообще сам тренд на трансграничную торговлю зародился в 2015 году, сразу после кризиса, когда у российского покупателя появилась необходимость в том же самом дешевом китайском ассортименте. Тогда о приходе в Россию заявили JD.com и DHgate.com. Юлмарт, Ozon и Яндекс.Маркет обещали, что будут помогать нашим потребителям покупать товары из-за границы. 

Ozon стал первым, кто пытался перейти от слов к делу и в 2015-2016 годах даже договорился о сотрудничестве с магазином 6pm, Amazon DS и каким-то британским продавцом одежды. Как раз Ozon активно развивался как маркетплейс, этот формат планировалось использовать и для трансграничной торговли: пользователи делают заказы на Ozon, а поставщики отправляют товары напрямую покупателям. Все зашло настолько далеко, что маркетплейс начал готовить товарный контент: переводы описаний, картинки, технические характеристики. Но произошла нестыковка в логистике.

Доставку взял на себя подрядчик, а оплата должна была проходить через Яндекс.Деньги. Сервис планировал брать комиссию за эквайринг с общей суммы заказа с учетом доставки. Но ребята из Ozon этого не учли, и для того, чтобы сохранить низкую стоимость товара, хотели сократить стоимость доставки, на что партнер был, естественно, не готов. В итоге все застопорилось. 

Примерно тогда же Юлмарт начинал формировать товарные каталоги под иностранные товары, но в итоге так и не открыл зарубежную витрину. То ли магазину было не до того, то ли это был эксперимент. Так или иначе заявили они об открытии этого направления только в 2019 году.

В конце 2018 года на рынке трансграничной торговли в бета-версии запустился Bringly.ru — совместный проект Яндекса и Сбербанка, который сразу анонсировался как российский Amazon. Проект сразу принялся завоевывать рынок: принял участие в Черной пятнице, запустил коллаборацию с TikTok, проводил распродажу товаров JD. Трафик пока небольшой, но факт есть.

Основные игроки

Несмотря на то, что Юлмарт объявил о запуске трансграничной торговли, считать его одним из претендентов на звание российского Amazon нельзя. 

Причина в конфликте акционеров в 2016-2017 годах, последствия которого преследуют бренд до сих пор. Тогда компания потеряла свои позиции на рынке, клиентов и деньги. Для того, чтобы стать основной торговой площадкой для российских пользователей, Юлмарту потребуются серьезные инвестиции. Но мало кто готов в него вкладываться. 

А вот у Ozon напротив есть шансы стать российским Amazon. Недавно маркетплейс получил новый раунд инвестиций, а это значит, что деньги на запуск трансграничной торговли и вообще на масштабирование есть. Это во-первых. 

Во-вторых, со времен первых попыток попробовать привозить товары из-за рубежа, Ozon серьезно перетасовал команду. Сейчас во главе стоит бывший гендиректор «Яндекса» Александр Шульгин, а, например, программной частью занимаются бывшие разработчики поисковика. Это значит, что магазин готов вкладываться в команду, которая уже не допустит таких просчетов, как тогда с логистикой, и сможет завершить начатое.

В-третьих, сейчас российский покупатель готов покупать товары из-за рубежа, потому что такую потребность привил AliExpress. В 2015 году Ozon пришлось бы мотивировать россиян покупать зарубежные товары за счет доверия к своему бренду. Теперь же все проще: не нужно «выкладывать на стол» свою репутацию, покупатели уже сами ищут возможность купить товары из-за границы.

Однако, на мой взгляд, всех может «переплюнуть» Яндекс со своей группой маркетплейсов. К тому же некоторые федеральные СМИ уже окрестили связку «Беру!» и Bringly русским Amazon. Да, пока у Bringly не такая широкая аудитория. Но учитывая наполеоновские планы поисковика и Сбербанка, с точки зрения трансграничной торговли, у Bringly есть шанс стать основной площадкой. Конечно, при условии, что партнеры продолжат развивать проект совместно, а не разбегуться, о чем в июле 2019 года писали даже зарубежные СМИ.

О будущем совместных проектов Яндекса и Сбербанка нельзя говорить однозначно. Председатель правления банка Герман Греф заявил, что они не планируют развивать сотрудничество с поисковиком. И недавнее партнерство с Mail.ru Group этому не противоречит, потому что в отличие от Яндекса у него нет крупных e-commerce-проектов. Поэтому будем исходить из того, что банк и поисковик продолжат развивать маркетплейсы.

Основное преимущество Яндекса перед конкурентами в том, что он движется сразу во многих направлениях, в том числе, не связанных с e-commerce: умный дом, такси, каршеринг. Но в отличии от других участников рынка, которые просто пытаются заработать на цифровизации, Яндекс собственными руками развивает эту самую цифровизацию. 

К тому же поисковик является поставщиком трафика в e-commerce. Например, он может добавлять в выдачу блоки своих маркетплейсов или навязывать в своем браузере виджет, в котором показывает предложения своих маркетплейсов.

Компания имеет огромный кредит доверия среди платежеспособной аудитории, которая пользуется всеми этими сервисами. И это те самые люди, готовые покупать товары за рубежом и не только на AliExpress. 

Если оглянуться на другие рынки, то можно вспомнить, что, например, доставкой еды первым занялся Delivery Club. Ему пришлось долго завоевывать доверие пользователей, которые опасались, что доставка будет дорогой, а заказ приедет холодным. У Яндекс.Еды таких проблем не было. Да, они пришли на уже готовый рынок. Но в то же время люди спокойно начали пользоваться услугами сервиса, именно потому что доверяют бренду. 

Большая часть аудитории в принципе начинает пользоваться какой-то услугой только благодаря Яндексу. Например, Яндекс.Музыка для большинства россиян стала первым сервисом, где они добровольно платят за контент. Та же история с каршерингом: многие люди начали им пользоваться именно с Яндекс.Драйва, потому что уверены, что поисковик предложит качественный сервис..

Учитывая высокое доверие к бренду, мне кажется, Яндекс мог бы с нуля сформировать культуру покупки товаров из-за рубежа еще 4-5 лет назад, вместо AliExpress. Так или иначе сегодня связка Яндекса, у которого есть трафик, и Сбербанка, у которого есть деньги, выглядит как самый выигрышный расклад. И этот расклад имеет шансы стать российским Amazon.

Похожие статьи и интервью
Рынок eCommerce России: январь-июнь 2019
eCommerce-рынок Китая: официальная аналитика
10 лучших программ лояльности со всего мира: рейтинг 2019 года
Российский eCommerce достиг 1,7 трлн рублей: аналитика Radius Group
Как мы наращивали продажи и боролись с невыкупленными заказами: история "Ив Роше"
Wildberries расширяется в Казахстане: всё о планах компании
Половина россиян регулярно покупает уцененные товары
Автоматизация бизнес-процессов в eCommerce: делать самим или отдать на аутсорс?
Как купонные сайты увеличивают продажи интернет-магазинов: аналитика Admitad
Что и как покупают россияне в интернете: аналитика Google, Ipsos и Kantar TNS
Роскачество назвало признаки фейковых отзывов
Школьные товары идут через онлайн: аналитика Deloitte
9 способов уменьшить возврат одежды
Европейские fashion-гиганты держат курс из офлайна к eCommerce
Автомобили онлайн: кто и как покупает машины в сети
Онлайн стал драйвером продаж дачных товаров
Кейс Stylus: как в 3 раза увеличить продажи из email-канала
Как устроена программа лояльности Starbucks
Как Amazon наказывает продавцов: обратная сторона маркетплейса
Модели продаж в eCommerce: плюсы и минусы
Основные проблемы российского eCommerce: аналитика "Яндекс.Кассы"
Как россияне покупают в интернете: аналитика "Битрикс24"
Тренды в ритейле: данные исследования Retail Trends 2019 от KPMG
Роботы, BigData, Дроны — как технологии изменили складскую и транспортную логистику
Какие автомобили покупают в онлайне: топ-10 2019 года
Невыкупы, отмены, возвраты: почему любимый клиент вам отказывает?
Построение триггерной коммуникации маркетплейса goods.ru от «А» до «Я»
Онлайн-рынок продуктов питания: аналитика Data Insight
eCommerce в Европе: подробная аналитика Ecommerce Foundation
О чем может сказать магазину статистика поисковых запросов на сайте
Как запустить интернет-магазин с нуля
Леонид Довладбегян (Perekrestok.ru): о eGrocery, аптечных API и бутилированной воде
Виртуальность сливается с торговлей
Павел Мальцев, orgasmkey.ru: «Я могу на несколько дней «исчезнуть» – все продолжит работать без меня»
8 мотивов вашего клиента: на что стоит обратить внимание при построении программы лояльности
"Барометр глобальной торговли" предсказал спад мировой торговле
Как пользователи реагируют на качество сайта брендов: аналитика Blue Fountain Media
7 ключей к идеальной eCommerce-платформе для B2B коммерции: как оптовой компании открыть онлайн-канал
Алексей Скатин ("Почта России"): основные eCommerce-тезисы
eCommerce отстаёт по fashion
Сколько стоит сайт интернет-магазина или что влияет на стоимость его создания
Российский eCommerce нашел деньги
Рейтинг лучших приложений по доставке продуктов: версия "Роскачества"
Думаете, что персонализация и редизайн сайта не могут сосуществовать? Подумайте дважды
Рейтинг торговых сетей у пользователей онлайн-карт: аналитика Digital Guru
Летние распродажи: как и когда это делают в Европе
Как Wildberries, "М.ВИдео", "Маркет" борются за "видимость" в eCommerce: аналитика "Ашманов и партнеры"
Филипп Лабковский (Tervolina): Клиент купивший в маркетплейсе - не равно ваш клиент
Самые дорогие онлайн-заказы года: аналитика Admitad
5 трендов онлайн-шопинга, доказывающих, что мобильное приложение эффективнее мобильной веб-версии сайта
Экономия и всемогущий IT: главные тренды логистики для eСommerce в РФ
Как выбрать подрядчика для разработки интернет-магазина и не пожалеть об этом?
Kantar Worldpanel и X5 прогнозируют взрыв на рынке eGrocery
Онлайн-рынок универсальных магазинов: аналитика от Data Insight
История виртуальных приложений от IKEA
Долгий путь к "последней миле": кейс "Русской рыбной компании"
Взгляд покупателей в будущее ритейла: аналитика CITE Research
Как снизить стоимость покупки с видеорекламой на Facebook: советы экспертов
10 вещей, которые нужно знать иностранцам про российский рынок eCommerce
Рынок показал рекордный рост: аналитика АКИТ
Как локальным брендам увеличить продажи в несколько раз?
Российская онлайн-торговля  -  что не так?
Россияне готовы к онлайн-аптекам: аналитика Mail.ru Group
"Дочки-сыночки": Как рост влияет на частоту покупок
Продажа ювелирных украшений онлайн: опыт бренда LAV’Z Jewellery
Новые логотипы в российском eCommerce: разбираем с дизайнером
Почему ecommerce уже неактуален и кто разрушит границы digital-рынка
Алексей Ширяев ("на_полке"): "Онлайн-магазинов может быть хоть миллиард, но все равно им необходим один агрегатор"
Продвигай, но проверяй: как выбрать подрядчика на SEO-продвижение
Онлайн-рынок одежды и обуви 2018: аналитика Data Insight
Окупить B2B-платформу за 4 месяца: кейс компании "Бамбинизон"
Зачем объединяют рекламные кампании Google Shopping и Facebook
Как отзывы влияют на ваши продажи: данные Globlee, Ozon, ContentHub
Как видеофиксация облегчает работу с заказчиком и курьерскими компаниями: кейс Tempoline
Amazon: глобальный отчет по малому бизнесу за 2018 год
От отрицания к принятию: как бизнес осознает необходимость внедрения сквозной аналитики?
Китай глазами российского логиста
Ozon: партнёрство с X5 Retail Group, инвестиции на 10 млрд и новая региональная стратегия
Как модель подписки меняет онлайн-рынок книг: кейс площадки Litnet
5 показателей успешности поискового продвижения
Онлайн-рынок спортивных товаров: аналитика Data Insight
Как пользовательский контент влияет на поведение поколения Y: аналитика Globlее
Борис Овчинников: "Мы не ожидали такого роста рынка, никто не ожидал"
Маркетплейс от "Леруа Мерлен": подробности проекта
Онлайн-рынок книг: аналитика Data Insight
Китай открывает границы иностранным магазинам и снижает почтовые пошлины: что теперь?
Экономика электронной торговли в России: отчет РАЭК
Как продавать подарочные сертификаты онлайн: несколько практических советов
Маркетплейс с нуля: как запустить торговую площадку
Рынок труда в eCommerce: весна-лето 2019
Чек-лист: на каких страницах какие товарные рекомендации должны быть
Как магазину попасть на первые строчки выдачи: свежая аналитика "Ашманов и партнеры"
Рейтинг самых удобных eGrocery-приложений
Рейтинг ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов России
Число интернет-магазинов в Беларуси за 2018 год увеличилось на 20%
"Лучшие из лучших в рунете": аналитика Data Insight