Created by potrace 1.13, written by Peter Selinger 2001-2015 LOGO

Клиентские сервисы в онлайн-торговле: обзор ТОП-100 крупнейших магазинов

Игорь Бахарев
10 Июня 2016, в 08:56, в Новости e-commerce, в сюжете: оценка интернет-магазина, сервисы для интернет-магазинов

Мы продолжаем публикацию исследования E-pepper.ru, посвященного продажам сервисов и услуг в российских онлайн-магазинах электроники и бытовой техники. О том, как именно проходило это исследование и для чего оно было сделано, можно прочитать в первой статье, а о том, как с этой задачей справляются крупные магазины, говорится во второй  части исследования. Сегодня мы обсудим, как торгуют услугами в более мелких магазинах.

Для нашего исследования мы взяли онлайн-магазины, входящие в «Рейтинг ТОП-100 интернет-магазинов России 2015», составленный аналитической компанией Data Insight совместно с Ruward. Из всего списка магазинов были отобраны площадки, которые торгуют электроникой и/или бытовой техникой. Из получившегося пула сайтов мы исключили сайты компаний, прекративших существование к 1 апреля 2016 года, а также те магазины, которые вообще не предоставляют покупателям никаких дополнительных услуг.

Всего было выбрано 47 площадок. Из них 22 (48%) магазина не предлагают своим клиентам никаких дополнительных услуг на своём сайте, а 7 (15%) используют для этого специальный раздел.

Клиентские сервисы в онлайн-торговле: обзор ТОП-100 крупнейших магазинов - 1

«По нашему опыту, пользователи примерно в равной степени ожидают увидеть дополнительные услуги, как на карточке, так и в корзине.  Важно не прятать область с услугами, так как крупные покупки не самый частый сценарий для некоторых пользователей - они не приучены к тому, что в интернет-магазине кроме физического товара также можно купить и услугу. Но при этом, если, дополнительные услуги оформлены, например, в виде яркого баннера, они будут просто игнорироваться пользователями», - говорит аналитик «Фабрики Юзабилити» Дарья Орлова. Однако, добавляет она, нельзя придумать какой-то универсальный способ отображения области с дополнительными услугами, так как это зависит от общей структуры интерфейса и целевой аудитории сайта и идеально для каждого конкретного случая проводить хотя бы небольшие исследования на пользователях.

Стоит сказать, что в России число магазинов, которые выставляют услуги в корзине примерно равно количеству тех, кто размещает сервисы в карточках.

  ОтделКорзинаКарточка
СИТИЛИНКhttp://citilink.ru/111
М.ВИДЕОhttp://mvideo.ru/110
СВЯЗНОЙhttp://svyaznoy.ru/110
ЭЛЬДОРАДОhttp://eldorado.ru/110
ТЕХНОСИЛАhttp://tehnosila.ru/111
ХОЛОДИЛЬНИК.РУhttp://holodilnik.ru/111
МЕДИА МАРКТhttp://mediamarkt.ru/110
ЕВРОСЕТЬhttp://euroset.ru/101
DNShttp://dns-shop.ru/100
МТСhttp://shop.mts.ru/110
TECHPORThttp://techport.ru/101
ФОТОСКЛАД.РУhttp://fotosklad.ru/101
RBThttp://rbt.ru/111
МЕГАФОНhttp://shop.megafon.ru/101
НОТИКhttp://notik.ru/101
ИДЕЯ 74http://idei74.ru/110
ТЕХНОСТУДИЯhttp://tehnostudio.ru/111
   1110

Никакого общепринятого или хотя бы более-менее популярного способа размещения информации о сервисах не существует. Например, в магазинах сети «Идея 74» (сеть магазинов электроники и бытовой техники, расположенных в Челябинской области) и в уральской же сети РБТ установка кондиционеров предлагается в корзине. Причем оба магазина расположили область выбора нужного сервиса прямо под названием товара слева.

Клиентские сервисы в онлайн-торговле: обзор ТОП-100 крупнейших магазинов - 2

Клиентские сервисы в онлайн-торговле: обзор ТОП-100 крупнейших магазинов - 3В то же время интернет-магазин Techport предлагает установку кондиционеров пользователю сразу после того, как тот положит товар в корзину, в специальной всплывающей карточке.

Клиентские сервисы в онлайн-торговле: обзор ТОП-100 крупнейших магазинов - 4

Чаще всего в российских интернет-магазинах, входящих в ТОП-100 предлагают услуги к крупной бытовой технике. Это и замена техники, и ремонт её. Кроме того, это почти единственная товарная категория, для которой некоторыми магазинами предусмотрена утилизация. Вот как распределяются представленные в корзинах различных магазинов услуги для разных категорий товаров:

 ТелевизорСпутниковая тарелкаСмартфонКондиционер/сплит-системаНоутбукСтиральная машинаУтюгВсего
Замена техники до истечения срока гарантии816368638
Подключение или установка техники5427-9027
Ремонт или замена после окончания срока гарантии718468539
Настройка/обучение при покупке цифровой техники--1-4--5
Сборка компьютеров----1--1
Утилизация КБТ1--1-2-4
Наклейка плёнки--2----2
 Всего2161915172711 

Самая распространенная услуга, которую предлагают российские магазины - ремонт или замена после окончания срока гарантии. Впрочем, тут надо оговориться, что в эту категорию мы включали услуги с разными названиями вроде «продлённой гарантии», которые просто предполагают такие ремонт или замену. При этом в целом, рынок склоняется к тому, чтобы представлять услуги непосредственно в корзине или в карточке товара.

Игорь Бахарев, E-pepper.ru

Комментарии к статье

comments powered by HyperComments