Как организовать фулфилмент-центр или когда оффлайн выходит в онлайн
Игорь Бахарев
Всем привет! Продолжаем публиковать присылаемые нашими читателям материалы, связанные с рынком электронной коммерции в России и успешным опытом применения различных стратегий и способов ведения бизнеса на практике.
Наш сегодняшний гость - Андрей Байков, e-commerce manager Quiksilver Russia. В своем материале Андрей расскажет о том, как компания, в которой он работает, решила шагнуть в онлайн и каким образом был организован один из важных этапов работы интернет-магазина - фулфилмент.
Здравствуйте! Рано или поздно, любая розничная сеть задумывается над тем, чтобы расширить свои каналы продаж и выйти онлайн – открыть свой интернет-магазин. Вопрос о том, стоит ли это делать, сейчас, я надеюсь, уже не стоит. Однако вопрос как это сделать становится крайне актуальным.
Есть масса задач, которые нужно решить, начиная от разработки e-commerce платформы и интеграции с текущими корпоративными системами до организации логистики. В данной статье я затрону только малую часть – как организовать фулфилмент, т.е. сбор, сортировку, упаковку и передачу заказов в транспортные компании.
Какие варианты организации фулфилмента есть у компании – ритейлера? Перечислю наиболее очевидные из них:
- Аутсорсинг
- Свой выделенный склад
- Существующие склады компании
- Розничные магазины
Есть также вариант организовать сортировку, индивидуальный сбор/упаковку заказов и передачу в транспортные компании на основном складе компании. Данный метод реально организовать далеко не во всех случаях: все зависит от текущего складского оператора и логистических процессов.
Совмещая в одном месте склад розничного и интернет-магазинов, можно получить неоценимую синергию от совмещения стоков. Подобная организация позволяет не замораживать товар отдельно под интернет-магазин. Если компания имеет достаточно широкий ассортимент, то речь идет о значительных инвестициях в товарный запас. Более того, на интернет-площадке, в моем понимании, ритейлер обязан представлять самый широкий ассортимент, даже шире, чем в розничных точках. Ведь сегодня интернет-магазин служит и «витриной» для офлайн магазинов.
По данным исследования The Boston Consulting group – из 100 человек, выбирающих товар онлайн, около 85 покупают этот товар офлайн. Т.е. подавляющее большинство покупателей пользуются интернет-магазинами как удобным способом ознакомиться с товаром, его характеристиками, отзывами и, что немаловажно, как способом узнать наличие товара в удобном для них магазине (и при желании его зарезервировать). Именно поэтому, так важно ритейлеру представить наиболее широкий ассортимент в своём интернет-магазине.
Перед нами стоял выбор – организовать фулфилмент центр в одном магазине, или в нескольких (например выбрать по 1 магазину в «городах – миллионниках»). На первом этапе мы решили остановить свой выбор на одном, флагманском магазине. Подобный процесс имеет смысл организовать в магазине с самым широким ассортиментом, складским запасом и обязательно выделенным помещением под склад.
С точки зрения IT интеграции – необходимо транслировать сток данного магазина на интернет-площадку, организовать процесс резервирования товара и списания (передачу в транспортные компании), предоставить доступ E-commerce платформы сотрудникам магазина, не забыть про вопрос с возвратом товара. Также в магазине обязательно должен быть резервный канал связи на случай перебоев доступа в интернет.
В зависимости от объемов продаж и количества ежедневных заказов необходимо выделить отдельных сотрудников на данный проект. Также вам потребуется упаковочное оборудование и непосредственно сама упаковка.
Для обеспечения своевременной доставки заказов в сроки, обещанные клиентам, потребуется четко продумать и организовать цепочку логистических процессов (от поступления заказов до передачи в различные транспортные компании до отслеживания статусов доставки). В нашем случае все заказы поступают через сайт и доступны в панели управления как менеджером в офисе, так и сотрудникам проекта в магазине.
Изначально, все поступающие заказы имеют статус «ожидает проверки». По умолчанию, если товар отображается в интернет-магазине, то он есть в наличии (с точки зрения системы – товар числится на стоке магазина). Сотрудник проверяет актуальное наличие, и, подтверждает заказ звонком клиенту. В системе магазина данный товар резервируется, а статус меняется на «подтвержден». Данный процесс циклический, т.е. выполняется в течение всего рабочего дня по мере поступления заказов.
Забор заказов транспортными компаниями мы настроили в некий интервал времени. Для примера обозначим это время с 17-00 до 19-00. Это позволило нам принимать заказы с
доставкой «на следующий день» в течение всего дня и до 16-00. Заказы, поступившие после временной отсечки (в нашем примере 16-00) принимаются уже с доставкой через день.
К моменту передачи заказов в службы доставки нам необходимо провести комплектацию всех заказов и подготовить документы. Процесс комплектации заказов состоит из следующих операций: поиск товаров, упаковка заказов по разработанным стандартам, печать документов для клиента, печать стикера со штрих-кодом для службы доставки (выгружается из панели управления служб доставки), печать документа для передачи в службу доставки.
Наш сайт полностью интегрирован со всеми службами доставок, с которыми мы работаем. После формирования заказов на текущий день, сотрудник магазина путем нажатия на одну кнопку импортирует все необходимые данные для доставки (их номера, адреса, стоимость заказа, данные клиента) в системы транспортных компаний.
После передачи заказов, в системе интернет-магазина их статус меняется соответствующий ( «в доставке»). В системе розничного магазина товар числится на транзитном складе советующей транспортной компании (до тех пор, пока заказ не будет реализован, либо возвращен обратно в магазин).
Реальные статусы доставок также импортируются в нашу систему из систем транспортных компаний ежедневно.
Обязательно выделите время для тестирования всей системы в «боевом» режиме. Велика вероятность того, что всплывут нюансы, о которых было неизвестно в начале планирования проекта.
Организовывая процесс подобным образом, важно четко спрогнозировать максимальную «емкость» (кол-во заказов в день, которые возможно обработать) для текущего магазина, не забывая про фактор сезонности.
В целом, в нашей компании подобная схема работы оправдала себя. Нам удалось реализовать данный проект в короткие сроки и с минимальным бюджетом.
Андрей Байков, e-commerce manager Quiksilver Russia специально для E-pepper.ruПодписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте