Онлайн-проект "Салатница": о новой жизни и неудачах премиальной модели

Игорь Бахарев

C середины октября на рынке продуктового ритейла Санкт-Петербурга начал работу онлайн-магазин "Салатница". Cоздатели площадки поделились с порталом E-pepper.ru подробностями проекта.

Магазин начал работу в обновленном формате на базе уже существующей онлайн-площадки. Проект поменял стратегию и стал "гипермаркетом низких цен". 

"Первая жизнь" интернет-гипермаркета была признана неудачной. Площадка открылась в октябре 2016 года. Тогда проект позиционировался как магазин премиального сегмента по продаже изысканных продуктов. Наценка на товары составляла от 70 до 200%. 

Переход бренда в дискаунтер обусловлен тем фактом, что этот сегмент стал, вслед за оффлайн-магазинами, наиболее востребованным в онлайн-ретейле. Причиной послужил еще и кратный рост интернет-покупателей в России.

Осенью менеджмент "Салатницы" понял, что подобная модель не сможет эффективно расти, учитывая экономическую обстановку, поэтому было принято решение перевести ее в более демократичный сегмент рынка.

Средний чек магазина до ребрендинга был в районе 3300 рублей. Сейчас он составляет около 2500 рублей при количестве наименований более 20 позиций в одной корзине, говорит директор по развитию "Салатницы" Эльвира Пикалева.

Самый популярный премиальный продуктовый онлайн-ритейл в Петербурге - это интернет-магазин гипермаркета "Азбука вкуса" (по данным "Салатницы", более 60% покупающих в интернете премиум-продукты, заказывают именно там). 

"Существующие игроки пришли раньше "Салатницы", заняли свои позиции и для того, чтобы конкурировать с ними, требуются существенные вложения - в сам бизнес, в маркетинг. А так как сегмент ограниченный, то их окупаемость в обозримой перспективе и даже в принципе под вопросом", - говорит представитель компании Анастасия Федорова.
 
Поэтому было принято решение перейти в сегмент более низкий по цене, который пока еще не заполнен игроками так плотно, как премиум - по сути, мы первый на рынке Петербурга проект такого класса. К тому же, в последнее время дискаунтеры пользуются у населения большим спросом: согласно данным исследования петербургского маркетингового агентства TopHeads, которое занимается маркетинговым сопровождением "Салатницы", уровень цен становиться решающим фактором при выборе продуктового магазина у 75% аудитории. Кроме того, цена определяет выбор того или иного продукта у 94% покупателей. 

Формат гипермаркета позволяет удовлетворить еще одну потребность аудитории - широта ассортимента волнует 68% людей. Сегодня 6 из 10 человек в Санкт-Петербурге предпочитают покупать продукты питания в гипермаркетах, и делают это два раза в неделю или чаще.

Всего на полках магазина будет выставлено порядка 7 тыс. позиций, включая продукты, напитки, а также хозтовары. На данный момент в товарную матрицу ритейлера уже включены товары массового спроса, а также фермерские продукты. "В отличие от уже существующих на рынке проектов в эконом-сегменте, "Салатница" не имеет офлайн-магазинов, что позволяет держать цены на ряд товаров повседневного спроса на сверхнизком уровне - например, наши покупатели могут приобрести гречневую крупу по цене всего 32 рубля за килограмм, а сахар за 38 рублей килограмм", - рассказывает коммерческий директор "Салатницы" Анна Галинская

В компании говорят, что теперь высокомаржинальные премиум-товары (20%) будут продаваться вместе с социальными товарами с минимальной наценкой, количество которых также составит также 20%. Наценка на продукты питания будет варьироваться от 0 до 20%, а среднее значение составит 10%. Средний чек оценивается на уровне в 2,5 тыс. рублей, что равно минимальной сумме заказа для бесплатной доставки. 

Доставка товаров будет осуществляться в день заказа, возить будут по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пределах 60 км от города. Компания арендует складские помещения в Санкт-Петербурге и развивает собственную службу доставки с привлечением транспортной компании. Штат компании сегодня насчитывает более 40 человек, что также позволяет сокращать издержки. 

"Салатница" в ближайшие три года - это локальный санкт-петербургский проект, у которого есть задачи по выполнению своего бизнес-плана. "Только доказав эффективность этой бизнес-модели, мы будем думать про расширение и масштабирование проекта в других регионах", - говорит Федорова.

По ее словам, после того, как будет принято решение про расширение, скорее всего,  потребуются дополнительные инвестиции в развитие.  

"Инвестиции в проект на начальном этапе составили $5 млн., до 2020 года мы планируем вложить еще $15 млн" - сообщает Галинская. Известно, что инвесторы - группа московских предпринимателей, их имена не раскрываются. Создатели "Салатницы" рассчитывают довести оборот площадки до 1 млрд руб. в год к 2019 году. Расчетный срок окупаемости проекта составляет 6 лет.

Расширение планируется и в соседние аудиториим. "У нас есть амбиции получить в качестве аудитории и сегмент молодых людей 25-40 лет, и более старшую группу от 50 лет. Первых мы привлекаем тем, что предлагаем делать покупки быстро и удобно, в привычной среде - онлайн, с компьютера или смартфона. Вторую группу мы надеемся привлечь в первую очередь ценой, а в процессе потребления подтянется и второе преимущество - удобство сервиса, отсутствие необходимости ехать в магазин, сравнивать цены, нести тяжелые сумки", - говорит Пикалева. 

Руководитель отдела торговой недвижимости компании IPG.Estate Михаил Рожко оценивает модель проекта скептически. "Неоднозначность в том, что заказы в интернет магазине могут успешно конкурировать с традиционной розницей, предлагая более выгодную цену и недорогую/бесплатную доставку. Средний чек в 2,5 тыс. рублей - это многовато для онлайн-торговли продуктами" - говорит Рожко.

Рынок онлайн-продажи продуктов питания в России будет стремительно расти, считает руководитель практики по предоставлению услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров PriceWaterhouseCoopers в России Мартайн Пейтерс.

Потребители готовы покупать продукты в интернете. По оценке PwC, уже 14% россиян пробовали покупать еду в интернете. "Эта цифра будет стремительно расти. В Москве рост можно наблюдать среди интернет-магазинов, а в дальнейшем и среди игроков премиум-сегмента. Эта тенденция набирает обороты", - заявил Пейтерс.

В России появляются все новые игроки на этом рынке. Так, российский продовольственный ритейлер X5 Retail Group запустит интернет-магазин на базе супермаркетов «Перекресток». Онлайн-продажи могут стартовать во втором квартале 2017 года.  Представитель X5 Retail Group рассказал, что на первом этапе интернет-магазином смогут воспользоваться только жители Москвы. В ближайший год-два компания будет тестировать онлайн-продажи, а после этого возможен выход на рынок Санкт-Петербурга. 

Недавно онлайн-ритейлер OZON.ru объявил о существенном расширении своего ассортимента. Как говорят в компании, теперь клиенты площадки смогут заказывать свежие и замороженные продукты. Еда будет доставляться курьерами магазина в специальных термо-контейнерах.

Материал по теме

Рынок готовой еды: что говорят эксперты

Материал по теме

Почему закрылся интернет-магазин "Мираторг": взлёт и падение eGrocery-площадок в России

Материал по теме

Онлайн-продажи продуктов питания: аналитика НАФИ

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Рынок готовой еды: что говорят эксперты

Готовая еда все больше встраивается в повседневную жизнь потребителей, что делает потенциал рынка огромным. К такому выводу пришли участники первой конференции для производителей готовой еды и полуфабрик...

Приглашаем на UPGRADE Retail Весна 2024

3000+ профессионалов ритейл рынка встретятся на выставке и конференциях. Обсуждайте новые бизнес-модели, находите решения и сервисы для повышения продаж, знакомьтесь с новыми партнерами на UPGRADE Retail Ве...

Банк Русский Стандарт: 66% покупок россиян приходится на офлайн

Банк Русский Стандарт изучил особенности покупательской активности россиян в первом квартале 2024 года. По данным эквайринговой сети банка (одна из крупнейших по величине в России), средний чек покупки в оф...

Ozon дал селлерам возможность продавать свежие продукты

Маркетплейс запускает новое направление продаж — теперь любой предприниматель сможет продавать свежие продукты через Ozon. На витрине площадки появятся овощи, мясо, рыба, выпечка и кулинария от продавцов маркет...

"Мегамаркет" займет освободившиеся площади IKEA в ТЦ "Мега"

МегаМаркет, маркетплейс Сбера, станет новым арендатором 400 тыс. кв. м. площадей в 14 торговых центрах "Мега" в 11 регионах России. Сделка позволит Газпромбанку, выкупившему эти площади после ухода IKEA, ре...

13% пользователей отказываются от входа в интернет-магазин при сложных требованиях к паролю

Эксперты IT-компании edna проанализировали способы, с помощью которых российские покупатели идентифицируются в онлайн-магазинах и рассказали, какая авторизация безопасна и удобна пользователям. С 1 д...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.