Интернет-торговля в 2019 году: данные "Яндекс.Маркета" и GfK

Игорь Бахарев

Доля россиян, заказывающих товары онлайн, уже превысила 42%, следует из исследования "Яндекс.Маркета" и агентства GfK Rus. По данным аналитиков, за год доля россиян в возрасте от 16 до 55 лет, делающих покупки в интернете, выросла на десятую часть, а с 2015 года стала в два раза больше.

Clip2net_191210202853.png

Больше всего онлайн-покупателей в столице. 60% москвичей покупали онлайн за последние 6 месяцев. В крупных городах в интернет-магазины заходят 55% жителей, в небольших - 40% и меньше. 

Почему в онлайне?

Онлайн-покупки стали "бытовым делом", считают исследователи. Они всё чаще совершаются "на ходу". При этом даже недорогие товары ежедневного потребления всё чаще заказывают онлайн. 

Интернет-магазины выбирают за простоту заказа, и цены. Около 60% опрошенных называют преимуществом возможность сравнить условия и купить товар дешевле, чем в обычном магазине. Почти половина респондентов говорят о том, что им нравится, что можно изучить отзывы других людей, делать покупки в любом месте и в любое время и не тратить силы на поездки по магазинам. 

Clip2net_191210202853.png

С другой стороны, причин, почему люди отказываются от онлайн-шопинга, тоже много. В первую очередь это страх потерять деньги или отдать их за некачественный товар, одежду не того размера, вещь неподходящего цвета и так далее. Кроме того, по мнению респондентов, товары из онлайн-магазинов сложно вернуть и долго ждать.

Clip2net_191210204551.png

В России или в зарубежном магазине? 

За последний год растёт процент людей, которые используют магазины разных стран. В то же время продолжает снижаться доля совершающих покупки только в российских или только зарубежных интернет-магазинах. 

Clip2net_191210202853.png

Несмотря на то, что в последнее время принято говорить о снижении у россиян интереса к трансграничным покупкам, по данным "Маркета", это не совсем так. Число людей, которые покупали в китайских магазинах за последнее время выросло на 3%. 

Clip2net_191210202853.png

Главной причиной роста трансграничных продаж, как обычно, являются низкие цены. Впрочем, широта ассортимента зарубежных магазинов всё больше интересуют россиян. 

Clip2net_191210202853.png

Что покупают и почём? 

Чаще всего в российских онлайн-магазинах покупают одежду, и товары по уходу за телом. Не пользуются спросом детские спортивные товары и товары для ухода за маленькими детьми. Впрочем, это, видимо, дело времени. Среди категорий, онлайн-спрос на которые растёт быстрее всего, — товары повседневного потребления: продукция для ухода за маленькими детьми; еда и напитки; хозтовары, бытовая химия и посуда. В 2019 году эти товары заказывали на 30% больше опрошенных. Медленнее всего увеличивается спрос на декоративную косметику и парфюмерию (+4%), а также на мобильные устройства (+9%).

Clip2net_191210202853.png

Clip2net_191210202853.png

Средний чек в российских онлайн-магазинах за последний год несколько снизился (с 1 900 до 1 739 рублей). В китайских и других зарубежных магазинах чек растёт, с 500 до 600 рублей в китайских, с 2500 до 2800 в магазинах других стран.

Структура продаж в отечественных и трансграничных магазинах отличается: в России 50% объема дают мобильные телефоны, КБТ, компьютерная техника, электроника и одежда; в китайских 50% объема от категорий МБТ, компьютерная техника, детские товары и одежда.

Clip2net_191210202853.png

23% онлайн-покупателей покупали новые товары в соцсетях за последний год. Этот показатель не менялся с прошлого года. Чаще всего при социальной торговле пользуются сетью Вконтакте. В отличие от исследователей Data Insight, "Маркет" не учитывал в своём обзоре c2c-площадки Avito и "Юла".

Clip2net_191210212726.png

Как выбирают магазин? 

При покупке в незнакомом интернет-магазине большинство старается проверить его надежность (87%). Основные критерии, которые волнуют российского покупателя: возможность постоплаты, положительные отзывы, опыт друзей. 

Clip2net_191210204551.png

Интересно, что для большинства покупателей не имеет значения, делать ли заказ в федеральном или локальном магазине. окупатели, для которых этот вопрос важен, отдают предпочтение локальному магазину. При этом локальные магазины выбирают за скорость получения и возможность увидеть товар перед сделкой, а федеральный – за широкий ассортимент и надёжность. 

Clip2net_191210204551.png

Доставка и оплата

Самый распространённый способ доставки из интернет-магазина — самовывоз. Таким вариантом пользовались больше 90% опрошенных. Посылки в постаматах получает пока сравнительно небольшая часть онлайн-покупателей, однако их доля растёт — в этом году она превысила 20%. И если по результатам прошлогоднего исследования этот способ доставки называли предпочтительным 6,5% респондентов, то в этом — уже 11%. Другие популярные варианты доставки, наоборот, стали называть самыми удобными немного реже.

Clip2net_191210204551.png

Clip2net_191210212726.png

Clip2net_191210204551.png

Покупатели-москвичи готовы ждать 3 дня, пока придёт их заказ. Жители крупных городов согласны потерпеть 5 дней, а мелких - неделю. При этом заказы из китайских магазинов спокойно ждут и по месяцу. 

Популярность предоплаты банковской картой растёт: если два года назад этим способом хотя бы раз за год воспользовалась половина покупателей, то в этом году уже почти две трети. При этом доля респондентов, которые назвали этот способ наиболее удобным, выросла совсем немного, с 25% до 27%. Больше всего людей называют предпочтительным способом оплаты расчёт по карте при получении товара, и их доля растёт: в прошлом году так ответили 36% покупателей, в этом — 43%. Воспользовались этим способом 48% опрошенных.

Clip2net_191210204551.png

Clip2net_191210214141.png


 В поисках скидок

Россияне любят покупать товары со скидкой или по акции. 71% респондентов купил свой последний товар с дисконтом. Половина опрошенных пользуются сервисами купонов и скидок, 40% - cashback-сервисами, а 36% - промокодами. 61% участников опроса участвует в программах лояльности интернет-магазинов. Больше всего россияне любят, когда магазин даёт бесплатную доставку или прямую скидку на товар.

Clip2net_191210204551.png

Clip2net_191210204551.png

Мужчины и женщины

Поведение мужчин и женщин в онлайн-магазинах заметно отличаются. Если первые предпочитают покупать там технику, то вторые - одежды и косметику. Профиль покупок отчасти объясняет и разницу в задачах, с которыми сталкивают мужчины и женщины. Мужчинам чаще приходится выбирать магазин, женщинам – экономить и получить все вовремя. 

Clip2net_191210204551.png

Clip2net_191210215337.png


Путь к покупке у мужчин и женщин разный. Пока мужчины сравнивают товары и стоимость на них в разных магазинах, женщины – читают отзывы и
смотрят товары со скидкой и по акции.

Clip2net_191210204551.png


Процесс онлайн-шопинга становится "мобильным". Каждый третий опрошенный сделал последнюю онлайн-покупку со смартфона или планшета. По сравнению с прошлым годом доля таких заказов выросла в полтора раза.

Clip2net_191210215600.png


Подробнее об исследовании читайте в его полных результатах.
Материал по теме

Тренды в онлайн-fashion в 2023 году: аналитика Яндекс.Маркета

Материал по теме

Объем экономики Рунета в 2022 году вырос на 29%

Материал по теме

Яндекс Маркет поменял отношение к товарам с высокими ценами

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Тренды в онлайн-fashion в 2023 году: аналитика Яндекс.Маркета

В первом квартале 2023 года на Яндекс.Маркете наблюдался повышенный интерес к товарам категории fashion, рассказала бизнес-партнер Fashion Retail Yandex Анастасия Липатова. Рост онлайн-покупок одежды, обуви...

Walmart изложил программу развития своего онлайн-канала

Американский ритейлер Walmart отчитался о росте объемов собственных онлайн-продаж в первом квартале. Рост год-к-году составил 27%, что является самым высоким показателем с первого квартала 2021 года, когда ...

Счастьеномика, мультидроп и рациональные покупки – потребительские тренды 2023

За последнее время потребители изменили свой подход к покупкам: стали рациональнее их совершать, проводить ревизию расходов, больше покупать в онлайне, сравнивать цену товаров на маркетплейсах и сократили г...

Татьяна Бакальчук: нужно создать единый перечень запрещенных в онлайне товаров

Глава WildBerries Татьяна Бакальчук заявила о том, что пора что-то сделать с ситуацией, когда непонятно, какие именно товары разрешено, а какие запрещено продавать в онлайне в тех или иных странах Евразийск...

Управляющий директор Ozon Сергей Беляков о планах и прогнозах компании

Управляющий директор компании Ozon Сергей Беляков рассказал о прогнозах компании на ближайшие годы. Так, планируется, что оборот продаж товаров и услуг (GMV - валовая стоимость продукта) вырастит не менее 6...

Как писать push-уведомления, которые хотя бы не будут бесить. И почему это важно

Push-уведомления — это сообщения, которые получают пользователи приложений прямо на экраны своих смартфонов. Причем получают часто и неожиданно. И, как всё, что без спроса вторгается в личное пространство, м...