Экспорт товаров через интернет: исследование Data Insight и eBay
Игорь Бахарев
Основные цифры
Средний чек покупки иностранца в российском онлайн-магазине составляет $55. Количество отправленных посылок в прошлом году было 7,9 миллиона. Две трети объема экспортируемых товаров, заказанных в онлайне, пришлось на трансграничные отправки в местные представительства (принимающие заказы через локальные домены) крупных российских магазинов. Остальные заказы сделаны у российских продавцов.По мнению сооснователя Data Insight Федора Вирина, экспортный рынок более стабильный и интересный. "Там существенно больше денег, чем на внутрироссийском", - считает он.
Что покупают
Самой популярной категорией российских товаров среди зарубежных покупателей стала категория fashion: 40% экспортных товаров приходится на одежду, обувь и аксессуары.Активно покупают товары для дома и интерьера (27%), электронику (9%), книги и игры (8%), коллекционные вещи (7%).
Устойчиво высоким спросом в других странах пользуется уникальная продукция, в том числе отдельные виды высокотехнологичного оборудования, и авторские разработки, рассказывает коммерческий директор DPD в России и СНГ Леонид Зондберг.
Лучшие шансы в ближайшей перспективе у food retail, для них есть хороший потенциал в странах азиатского региона, считает сооснователь Ярмарки Мастеров Денис Кочергин. Есть возможности у производителей различных видов легкой промышленности, текстиля, ювелирной продукции. "Основная сложность для производителей - фрагментарность спроса в разных странах: необходимо много пробовать, изучать, экспериментировать, накапливать опыт", - говорит эксперт.
Откуда приходят покупатели
Покупатели из США, Европы и Китая преимущественно заказывают у небольших продавцов или на международных маркетплейсах, тем самым являясь ключевой аудиторией среднего и малого бизнеса.Больше двух третей (68%) всех товаров из России поставляется в Европу (Германия, Франция) и дальнее зарубежье, в том числе США. На страны СНГ приходится 32% посылок.
Что касается именно площадки eBay, то там к российским продавцам приходят из США (43%), Великобритании (6%), Германии (5%), Канады (4%) и Австралии (3%). Англичане, американцы и канадцы чаще приобретают текстильные изделия, в то время как среди жителей Германии и Австралии популярнее коллекционные товары. Что интересно, часть покупок (6%) совершается иностранцами в категории "Запчасти и аксессуары для автолюбителей".
Среди регионов-продавцов лидируют Москва и Центральный федеральный округ (46%), далее идут Северо-Западный (18%) и Приволжский (8%) округа. Как пояснил Вирин, экономически выгоднее поставлять именно из Москвы и Санкт-Петербурга.
Доля через маркетплейсы составляет 40%, а средний чек таких покупок - $69. В eBay считают, что покупатели из дальнего зарубежья готовы тратить больше денег на товары из России, чем покупатели из Белоруссии, Казахстана и Украины.
Что мешает экспорту
Денис Кочергин приводит три фактора, которые сдерживают рост экспорта:- Ценовые. Связаны с тем, что ресурсы и расходные материалы чаще всего импортируются в Россию, то есть российский производитель получает их дороже. Рабочая сила у нас тоже дороже.
- Бюрократические. Для экспорта порой необходимо получать множество справок и разрешений.
- Экономическая конъюнктура. Страны с развитой экономикой защищают свои рынки, лоббируют интересы своих производителей.
Перспективы роста
Несмотря на большие производственные издержки, бюрократические и логистические препятствия рынок активно развивается. По итогам 2017 года, прогнозируют исследователи, рост составит не менее 14%. Но это мелочи по сравнению с тем ростом, который может быть при решении всех имеющихся проблем.Сейчас на развитие онлайн-экспорта работает эффект низкой базы. Как считает Леонид Зондберг, экспорт будет расти двузначными темпами, не менее 20% в год.
Впрочем, для этого надо много работать. Потребуются серьезные усилия всех заинтересованных сторон, в т.ч. государства. " Как только доставка за рубеж станет настолько же простой и прозрачной, как по РФ или в страны ТС, темпы роста экспорта могут вырасти в разы. Важна также отработанная схема возврата товаров. Ввод упрощенной процедуры является первым этапом этого пути", - говорит Зондберг.
"Сегодня продажи российских розничных экспортеров составляют ничтожную долю от внутреннего ритейла. И для того чтобы эта доля существенно выросла в ближайшие 10 лет, необходим глубокий структурный реинжиниринг всех бизнес-процессов розничного экспорта, желание и готовность всех участников рынка постоянно инвестировать в развитие и трансформацию своих компаний", - рассказывает Денис Кочергин.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте