Меню

Экспорт товаров через интернет: исследование Data Insight и eBay

Игорь Бахарев
Объем интернет-экспорта материальных товаров из России в 2017 году может составить $490 млн. Такие данные содержатся в последнем исследовании, представленном агентством Data Insight и интернет-площадкой eBay. Для сравнения: общий объем рынка материальных товаров в 2016 году составил $430 млн. 

Основные цифры

Средний чек покупки иностранца в российском онлайн-магазине составляет $55. Количество отправленных посылок в прошлом году было 7,9 миллиона. Две трети объема экспортируемых товаров, заказанных в онлайне, пришлось на трансграничные отправки в местные представительства (принимающие заказы через локальные домены) крупных российских магазинов. Остальные заказы сделаны у российских продавцов.

vir1.png

По мнению сооснователя Data Insight Федора Вирина, экспортный рынок более стабильный и интересный. "Там существенно больше денег, чем на внутрироссийском", - считает он.

Что покупают

Самой популярной категорией российских товаров среди зарубежных покупателей стала категория fashion: 40% экспортных товаров приходится на одежду, обувь и аксессуары. 

vir4.png

vir5.png

Активно покупают товары для дома и интерьера (27%), электронику (9%), книги и игры (8%), коллекционные вещи (7%). 

Устойчиво высоким спросом в других странах пользуется уникальная продукция, в том числе отдельные виды высокотехнологичного оборудования, и авторские разработки, рассказывает коммерческий директор DPD в России и СНГ Леонид Зондберг.

"Массовым, похоже, может стать экспорт продуктов питания российского производства в Китай, в частности, тех, которые могут перевозить курьерские службы (продукты с длительным сроком годности в плотной упаковке и пр.). Другой потенциально интересной категорией является российская косметика, например, успешный опыт есть у Natura Siberica", - добавляет он.

Лучшие шансы в ближайшей перспективе у food retail, для них есть хороший потенциал в странах азиатского региона, считает сооснователь Ярмарки Мастеров Денис Кочергин. Есть возможности у производителей различных видов легкой промышленности, текстиля, ювелирной продукции. "Основная сложность для производителей - фрагментарность спроса в разных странах: необходимо много пробовать, изучать, экспериментировать, накапливать опыт", - говорит эксперт. 

Откуда приходят покупатели

Покупатели из США, Европы и Китая преимущественно заказывают у небольших продавцов или на международных маркетплейсах, тем самым являясь ключевой аудиторией среднего и малого бизнеса.

vir2.png

Больше двух третей (68%) всех товаров из России поставляется в Европу (Германия, Франция) и дальнее зарубежье, в том числе США. На страны СНГ приходится 32% посылок. 

vir6.png

Что касается именно площадки eBay, то там к российским продавцам приходят из США (43%), Великобритании (6%), Германии (5%), Канады (4%) и Австралии (3%). Англичане, американцы и канадцы чаще приобретают текстильные изделия, в то время как среди жителей Германии и Австралии популярнее коллекционные товары. Что интересно, часть покупок (6%) совершается иностранцами в категории "Запчасти и аксессуары для автолюбителей".

vir7.png

Среди регионов-продавцов лидируют Москва и Центральный федеральный округ (46%), далее идут Северо-Западный (18%) и Приволжский (8%) округа. Как пояснил Вирин, экономически выгоднее поставлять именно из Москвы и Санкт-Петербурга.

Доля через маркетплейсы составляет 40%, а средний чек таких покупок - $69. В eBay считают, что покупатели из дальнего зарубежья готовы тратить больше денег на товары из России, чем покупатели из Белоруссии, Казахстана и Украины.

Что мешает экспорту

Денис Кочергин приводит три фактора, которые сдерживают рост экспорта:
  1. Ценовые. Связаны с тем, что ресурсы и расходные материалы чаще всего импортируются в Россию, то есть российский производитель получает их дороже. Рабочая сила у нас тоже дороже.
  2. Бюрократические. Для экспорта порой необходимо получать множество справок и разрешений.
  3. Экономическая конъюнктура. Страны с развитой экономикой защищают свои рынки, лоббируют интересы своих производителей.
"Рынок сдерживает низкая конкурентоспособность в основных сегментах розницы: электроника и техника, одежда и обувь; стоимость логистики и ее качество; апатия предпринимателей, слухи о налоговых инновациях - НДС до 22%, прогрессивный НДФЛ, не добавляют оптимизма, бизнесу не хватает свободного капитала", - добавляет директор по развитию Shiptor Андрей Лямин.

Коммерческий директор, СДЭК Сергей Егоров напоминает, что еще одним сдерживающим фактором для розничного экспорта и в СНГ, и в страны дальнего зарубежья является таможня. Проблема таможни пока решена только внутри ЕАЭС.
 

Перспективы роста

Несмотря на большие производственные издержки, бюрократические и логистические препятствия рынок активно развивается. По итогам 2017 года, прогнозируют исследователи, рост составит не менее 14%. Но это мелочи по сравнению с тем ростом, который может быть при решении всех имеющихся проблем. 

Сейчас на развитие онлайн-экспорта работает эффект низкой базы. Как считает Леонид Зондберг, экспорт будет расти двузначными темпами, не менее 20% в год.

Глава eBay в России Илья Кретов считает, что российский онлайн-экспорт в ближайшем будущем может вырасти примерно в 25 раз!

Впрочем, для этого надо много работать. Потребуются серьезные усилия всех заинтересованных сторон, в т.ч. государства. " Как только доставка за рубеж станет настолько же простой и прозрачной, как по РФ или в страны ТС, темпы роста экспорта могут вырасти в разы. Важна также отработанная схема возврата товаров. Ввод упрощенной процедуры является первым этапом этого пути", - говорит Зондберг.

"Сегодня продажи российских розничных экспортеров составляют ничтожную долю от внутреннего ритейла. И для того чтобы эта доля существенно выросла в ближайшие 10 лет, необходим глубокий структурный реинжиниринг всех бизнес-процессов розничного экспорта, желание и готовность всех участников рынка постоянно инвестировать в развитие и трансформацию своих компаний", - рассказывает Денис Кочергин.
Материал по теме

"Лучшие из лучших" по версии Data Insight: результаты премии E-Commerce Index 2020

Материал по теме

Российский рынок электронной торговли в 2020 году: аналитика Data Insight

Материал по теме

Data Insight: рынок онлайн-продаж детских товаров вырос на 76%

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Магнит" внедряет "умное зеркало" для продажи косметики

"Магнит" начал внедрение технологии E-Visage, позволяющей тестировать декоративную косметику в режиме дополненной реальности. Первое "умное зеркало", с помощью которого можно "примерить" макияж, появилось в...

Обсудим, куда движется eСommerce вместе с DataInsight, Яндекс.Маркет, Goods.ru и “Ашманов и партнеры”

Аналитики Data Insight прогнозируют двукратный рост российского рынка e-commerce в ближайшие три года. Этот рынок отличается от того, каким мы знали его в предыдущие 3-5 лет. Аудитория стала более многоликой...

Русская рыбная компания углубляется в D2C

"Русская рыбная компания" откроет собственную розничную сеть под названием "Находка". В течение девяти месяцев, пока формат будут тестировать, в Москве запустят 12 магазинов новой сети. Также заработает рас...

"Яндекс.Роверы" доехали до Хамовников

Автономные роботы-курьеры "Яндекс.Роверы" начали работать в московском районе Хамовники. Они доставляют продукты из магазинов и заказы из местных ресторанов в жилые дома и бизнес-центры района. Первы...

"Лучшие из лучших" по версии Data Insight: результаты премии E-Commerce Index 2020

Аналитическая компания Data Insight на закрытой онлайн-вечеринке огласила результаты рейтинга E-Commerce Index TOP-100. На ней традиционно награждают лучших из лучших в отрасли.  Номинация "Лидер роста: ст...

Онлайн-продажи в сети "Дочки-Сыночки" выросли более чем в 2 раза

Продажи в онлайн-сегменте сети "Дочки-Сыночки" показали двукратный рост за 2020 год. Если на старте пандемии основной витриной для заказов был сайт, сегодня на пике популярности - мобильное приложение, где ...