Экспорт товаров через интернет: исследование Data Insight и eBay

Игорь Бахарев
Объем интернет-экспорта материальных товаров из России в 2017 году может составить $490 млн. Такие данные содержатся в последнем исследовании, представленном агентством Data Insight и интернет-площадкой eBay. Для сравнения: общий объем рынка материальных товаров в 2016 году составил $430 млн. 

Основные цифры

Средний чек покупки иностранца в российском онлайн-магазине составляет $55. Количество отправленных посылок в прошлом году было 7,9 миллиона. Две трети объема экспортируемых товаров, заказанных в онлайне, пришлось на трансграничные отправки в местные представительства (принимающие заказы через локальные домены) крупных российских магазинов. Остальные заказы сделаны у российских продавцов.

vir1.png

По мнению сооснователя Data Insight Федора Вирина, экспортный рынок более стабильный и интересный. "Там существенно больше денег, чем на внутрироссийском", - считает он.

Что покупают

Самой популярной категорией российских товаров среди зарубежных покупателей стала категория fashion: 40% экспортных товаров приходится на одежду, обувь и аксессуары. 

vir4.png

vir5.png

Активно покупают товары для дома и интерьера (27%), электронику (9%), книги и игры (8%), коллекционные вещи (7%). 

Устойчиво высоким спросом в других странах пользуется уникальная продукция, в том числе отдельные виды высокотехнологичного оборудования, и авторские разработки, рассказывает коммерческий директор DPD в России и СНГ Леонид Зондберг.

"Массовым, похоже, может стать экспорт продуктов питания российского производства в Китай, в частности, тех, которые могут перевозить курьерские службы (продукты с длительным сроком годности в плотной упаковке и пр.). Другой потенциально интересной категорией является российская косметика, например, успешный опыт есть у Natura Siberica", - добавляет он.

Лучшие шансы в ближайшей перспективе у food retail, для них есть хороший потенциал в странах азиатского региона, считает сооснователь Ярмарки Мастеров Денис Кочергин. Есть возможности у производителей различных видов легкой промышленности, текстиля, ювелирной продукции. "Основная сложность для производителей - фрагментарность спроса в разных странах: необходимо много пробовать, изучать, экспериментировать, накапливать опыт", - говорит эксперт. 

Откуда приходят покупатели

Покупатели из США, Европы и Китая преимущественно заказывают у небольших продавцов или на международных маркетплейсах, тем самым являясь ключевой аудиторией среднего и малого бизнеса.

vir2.png

Больше двух третей (68%) всех товаров из России поставляется в Европу (Германия, Франция) и дальнее зарубежье, в том числе США. На страны СНГ приходится 32% посылок. 

vir6.png

Что касается именно площадки eBay, то там к российским продавцам приходят из США (43%), Великобритании (6%), Германии (5%), Канады (4%) и Австралии (3%). Англичане, американцы и канадцы чаще приобретают текстильные изделия, в то время как среди жителей Германии и Австралии популярнее коллекционные товары. Что интересно, часть покупок (6%) совершается иностранцами в категории "Запчасти и аксессуары для автолюбителей".

vir7.png

Среди регионов-продавцов лидируют Москва и Центральный федеральный округ (46%), далее идут Северо-Западный (18%) и Приволжский (8%) округа. Как пояснил Вирин, экономически выгоднее поставлять именно из Москвы и Санкт-Петербурга.

Доля через маркетплейсы составляет 40%, а средний чек таких покупок - $69. В eBay считают, что покупатели из дальнего зарубежья готовы тратить больше денег на товары из России, чем покупатели из Белоруссии, Казахстана и Украины.

Что мешает экспорту

Денис Кочергин приводит три фактора, которые сдерживают рост экспорта:
  1. Ценовые. Связаны с тем, что ресурсы и расходные материалы чаще всего импортируются в Россию, то есть российский производитель получает их дороже. Рабочая сила у нас тоже дороже.
  2. Бюрократические. Для экспорта порой необходимо получать множество справок и разрешений.
  3. Экономическая конъюнктура. Страны с развитой экономикой защищают свои рынки, лоббируют интересы своих производителей.
"Рынок сдерживает низкая конкурентоспособность в основных сегментах розницы: электроника и техника, одежда и обувь; стоимость логистики и ее качество; апатия предпринимателей, слухи о налоговых инновациях - НДС до 22%, прогрессивный НДФЛ, не добавляют оптимизма, бизнесу не хватает свободного капитала", - добавляет директор по развитию Shiptor Андрей Лямин.

Коммерческий директор, СДЭК Сергей Егоров напоминает, что еще одним сдерживающим фактором для розничного экспорта и в СНГ, и в страны дальнего зарубежья является таможня. Проблема таможни пока решена только внутри ЕАЭС.
 

Перспективы роста

Несмотря на большие производственные издержки, бюрократические и логистические препятствия рынок активно развивается. По итогам 2017 года, прогнозируют исследователи, рост составит не менее 14%. Но это мелочи по сравнению с тем ростом, который может быть при решении всех имеющихся проблем. 

Сейчас на развитие онлайн-экспорта работает эффект низкой базы. Как считает Леонид Зондберг, экспорт будет расти двузначными темпами, не менее 20% в год.

Глава eBay в России Илья Кретов считает, что российский онлайн-экспорт в ближайшем будущем может вырасти примерно в 25 раз!

Впрочем, для этого надо много работать. Потребуются серьезные усилия всех заинтересованных сторон, в т.ч. государства. " Как только доставка за рубеж станет настолько же простой и прозрачной, как по РФ или в страны ТС, темпы роста экспорта могут вырасти в разы. Важна также отработанная схема возврата товаров. Ввод упрощенной процедуры является первым этапом этого пути", - говорит Зондберг.

"Сегодня продажи российских розничных экспортеров составляют ничтожную долю от внутреннего ритейла. И для того чтобы эта доля существенно выросла в ближайшие 10 лет, необходим глубокий структурный реинжиниринг всех бизнес-процессов розничного экспорта, желание и готовность всех участников рынка постоянно инвестировать в развитие и трансформацию своих компаний", - рассказывает Денис Кочергин.
Материал по теме

Прибыль eBay выросла в 4,5 

Материал по теме

Доставка крупногабаритных товаров: аналитика Data 

Материал по теме

Как меняется покупатель: аналитика PSFK & 

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Глобус" доставит интернет-заказы прямо к автомобилю покупателя

Интернет-магазин сети гипермаркетов "Глобус" ввёл услугу самовывоза для автомобилистов, рассказали порталу E-pepper.ru в компании. Пользователь сервиса может заказать товары на сайте интернет-магазина, прие...

СДЭК позволит покупателям ASOS бесплатно возвращать одежду

Логистическая компания СДЭК и интернет-магазин модной одежды и обуви ASOS предложили покупателям интернет-площадки бесплатный возврат. Его можно осуществить в любом отделении СДЭК в течение 28 дней. Проце...

WildBerries открыл поставщикам их склады

Маркетплейс WildBerries начинает работать по схеме FBS (продажа товара со склада поставщика). Раньше они отгружали товары только со своих распределительных центров. Как рассказали в компании, проект позволя...

Цены на школьные товары: сводные данные

У онлайн-ритейлеров стоимость минимального набора для школы в РФ в августе снизилась в среднем на 20% и составляет примерно 1 000 рублей. Крупные интернет-магазины и платформы представили свои данные о стои...

eCommerce рекордно вкладывается в склады

Объем сделок на рынке складской недвижимости в регионах России в 2020 году может дорасти до рекордных показателей. По оценке компании Knight Frank, будет заключено сделок на 700 тыс. кв. метров площадей, что на...

Сергей Черемисин (AliExpress Россия): за 3-4 года оборот российского eCommerce достигнет 10% от оборота ритейла

В июне 2020 года оборот AliExpress Россия был на 30% выше, чем в мае и на 60% больше показателя апреля. Всего за июнь покупатели маркетплейса сделали 25 млн заказов, причём средний чек год к году увеличен на 38...